Решение в окончательной форме изготовлено 10 мая 2017 года
Дело № 2а-1455/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 мая 2017 года город Мурманск
Ленинский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Мацуевой Ю.В.,
при секретаре Нефедовской И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску к Аверьяновой О.Ф. о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее ИФНС России по г. Мурманску) обратилась в суд с административным иском к Пестову Аверьяновой О.Ф. о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 5, 6, 8 Закона Мурманской области «О транспортном налоге» ответчик является плательщиком транспортного налога. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 вышеуказанного закона, налогоплательщик был обязан произвести уплату транспортного налога за 2014 год в сумме 45616 рублей. Кроме того, на основании пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» Аверьянова О.Ф. является плательщиком налога на имущество физических лиц. Исчисленная ответчику сумма налога на имущество физических лиц за 2014 год составила 637 рублей. В связи с неуплатой суммы налога, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщику были начислены пени за неуплату транспортного налога в размере 3763,46 рублей, а также пени за неуплату налога на имущество физических лиц в размере 53,21 рублей. Должнику направлялись требования об уплате налога, пени, которые до настоящего времени ответчиком не исполнены. Просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, и пени в сумме 50069,67 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Аверьянова О.Ф. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что Арбитражным судом Мурманской области 08 июня 2016 года вынесено решение о введении в отношении нее процедуры реализации имущества. Определением Арбитражного суда Мурманской области от 05 апреля 2017 года процедура реализации имущества в отношении Аверьяновой О.Ф. завершена, последняя освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе и от требований кредиторов, не заявленных в ходе проведения процедуры реализации имущества. О проводимой в отношении Аверьяновой О.Ф. процедуре ИФНС России по г. Мурманску была надлежащим образом уведомлена. Полагала, что вышеуказанные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в иске.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Закона Мурманской области от 18.11.2002 года №368-01-ЗМО «О транспортном налоге» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств; налогоплательщики - физические лица уплату налога производят не позднее 1 ноября (с 01 января 2015 года - в срок не позднее 1 октября) года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено, что на имя административного ответчика с 14.06.2007 по настоящее время зарегистрировано транспортное средство марки «Land Rover Discovery Y3» с мощностью двигателя 299,20 л.с., а также с 10.10.2012 по настоящее время зарегистрировано транспортное средство марки «Ауди Q5», с мощностью двигателя 271 л.с.
На основании сведений, предоставленных ГИБДД УМВД России по Мурманской области, исходя из налоговых ставок, установленных статьей 5 Закона Мурманской области «О транспортном налоге», Инспекцией был исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 45616 рублей.
Кроме того, материалами дела подтверждено, что с 01.11.2010 по настоящее время административный ответчик является собственником ? доли в праве долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, инвентаризационная стоимость которой в 2014 году составила 849142,94 рублей.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (действовавшего до 01.01.2015) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение; доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 данной статьи.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 08 ноября 2007 года № 42-501 установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида использования. В соответствии с данным Решением (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) на жилые помещения с инвентаризационной стоимостью от 300000 до 500000 рублей установлена налоговая ставка 0,15 %.
В соответствии со статьей 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога на имущество физических лиц за 2014 год, исчисленная Инспекцией Аверьяновой О.Ф., составила 637 рублей.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом в силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений) в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Материалами административного дела подтверждено, что в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № на уплату транспортного налога, налога на имущество за 2014 год со сроком уплаты 01.10.2015.В связи с тем, что в установленные законом сроки налог уплачен не был, на сумму недоимки в порядке статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за неуплату транспортного налога за 2014 год в сумме 3763,46 рублей, а также пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 53,21 рублей.
Представленный истцом расчет пени принимается судом, поскольку он выполнен в соответствии с требованиями законодательства, исходя из суммы задолженности, возражений относительно суммы задолженности по пени, равно как и доказательств надлежащего исполнения обязанности по уплате налога, административным ответчиком не представлено.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Аверьяновой О.Ф. Инспекцией направлено требование об уплате налога, пени: № по состоянию на 07.10.2015 со сроком добровольного исполнения 19.11.2015.
Из представленной административным истцом выписки из лицевого счета ответчика следует, что до настоящего времени сумма задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени не уплачена.
В обоснование возражений на административное исковое заявление Аверьянова О.Ф. указывает, что Арбитражным судом Мурманской области 08 июня 2016 года вынесено решение о введении в отношении нее процедуры реализации имущества. Определением Арбитражного суда Мурманской области от 05 апреля 2017 года процедура реализации имущества в отношении Аверьяновой О.Ф. завершена, последняя освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе и от требований кредиторов, не заявленных в ходе проведения процедуры реализации имущества.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В силу статьи 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Налогового кодекса) налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
Согласно статье 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С учетом установленного срока исполнения требования № по состоянию на 07.10.2015 об уплате налога (до 19.11.2015) иск должен был быть предъявлен в суд не позднее 19.05.2016.
Таким образом, на момент вынесения Арбитражным судом Мурманской области решения признании Аверьяновой О.Ф. несостоятельным (банкротом) о введении в отношении нее процедуры реализации имущества (08.06.2016) Инспекцией фактически утрачено право на принудительное взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2014 год за счет имущества налогоплательщика.
Сведений о том, что задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу за 2014 год была включена в реестр требований кредиторов, материалы административного дела не содержат.
В силу положений п. 3 ст. 213.28 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Судом установлено, что определением Арбитражного суда Мурманской области от 05 апреля 2017 года завершена процедура реализации имущества гражданина в деле о несостоятельности (банкротстве) Аверьяновой О.Ф..
Аверьянова О.Ф. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных в ходе проведения процедуры реализации имущества гражданина, за исключением требований кредиторов, предусмотренных пунктами 4, 5 с учетом положений пункта 6 статьи 213.28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Учитывая, что административным истцом заявлены требования к Аверьяновой О.Ф. о взыскании обязательных платежей за 2014 год, а также пени за несвоевременную уплату налога за указанный период, данные платежи не относятся к текущим, а также принимая во внимание, что по завершении процедуры реализации имущества гражданина в деле о несостоятельности (банкротстве) Аверьянова О.Ф. освобождена от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных в ходе проведения процедуры реализации имущества гражданина, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по г. Мурманску к Аверьяновой О.Ф. о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2014 год, а также пени за неуплату транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2014 год.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░