ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№88-6885/2022
№2-1963/2021
УИД78RS0022-01-2021-000147-17
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 27 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Александровой Ю.К.,
судей Нестеровой А.А., Бочкарева А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу к Прислегину В.В. об установлении даты постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет с членами семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в ОВД по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах нарконтроля - 26 июля 2012 года, обязании внести изменения в базу, обязании присвоить регистрационный номер очереди, соответствующий дате постановки на учет,
по кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт- Петербургского городского суда от 9 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Нестеровой А.А., выслушав объяснения представителя ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу Аббасовой М.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Прислегина В.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прислегин В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просил установить дату постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Прислегина В.В. с членами семьи в органах наркоконтроля для предоставления социальной выплаты - 26 июля 2012 года, признать право на постановку на учет с членами семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах наркоконтроля - 26 июля 2012 года, возложить на ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность внести изменения в базу и поставить на учет, с учетом проживающих совместно с ним членов семьи, с даты постановки на учет в органах наркоконтроля с 26 июля 2012 года, возложить на ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязанность присвоить регистрационный номер очереди соответствующий дате постановки на учет 26 июля 2012 года.
Требования мотивированы тем, что 20 сентября 2005 года истец принят на службу в органы наркоконтроля в Управление ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 26 июля 2012 года во время службы в органах наркоконтроля, подал заявление в комиссию ФСКН России через Управление ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения. Вышеуказанное заявление в «Книге учета сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которым предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения» № 21/147 зарегистрировано за № 31 от 26.07.2012. Согласно выписке из протокола Комиссии ФСКН России №10 от 28 июня 2013 года, истец был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, в соответствии с Правилами предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 747 от 06.09.2011. 31 мая 2016 года истец был уволен со службы с правом на пенсию. 15 февраля 2018 года в его адрес поступило письмо из ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее «Выписку из № П заседания комиссии ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам от 20.12.2017», в соответствии с которым истец и члены его семьи приняты на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с даты постановки на учет в органах наркоконтроля, то есть в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, с чем Прислегин В.В. не согласен, полагает, что датой поступления документов в комиссию ФСКН России является ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ответчик обязан принять истца на учет с указанной даты.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт- Петербургского городского суда от 9 декабря 2021 года, постановлено:
«Признать за Прислегиным В.В. и членами его семьи право на постановку на учет с членами семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с 26 июля 2012 года.
На Главное управление Министерства внутренних дел России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложить обязанность внести изменения в базу данных учета по единовременной социальной выплате в части указания даты постановки Прислегина В.В. с членами его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав дату 26 июля 2012 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать».
В кассационной жалобе ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судом первой и апелляционной инстанции не допущено
Судом первой инстанции установлено, что решением Комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 28 июня 2013 года майор полиции Прислегин В.В. поставлен на учет для получения единовременной выплаты по подпункту «б» пункта 2 Правил.
Согласно Указу Президента Российской Федерации № 156 от 05 апреля 2016 года Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, ее полномочия переданы МВД РФ.
Лицом, которое компетентно осуществлять соответствующий учет в отношении Прислегина В.В. является ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Обращаясь в суд, истец указал, что обратился с заявлением о постановке на учет 26 июля 2012 года, поскольку заявление с приложенными документами было возвращено без объяснения причин, Прислегин В.В. вновь подал заявление и приложенный пакет документов в комиссию ФСКН России через Управление ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установив, что решение о поставке на учет в отношении истца принято 28 июня 2013 года, тогда как истец имел право быть поставленным на учет с момента подачи заявления, то есть с 26 июля 2012 года, учитывая положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223. При этом суд указал, что при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления. При этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Также судом учтено, что в «Книге учета сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, предоставляется единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения №21/147» заявление Прислегина В.В. зарегистрировано под № 31 с датой приема - 26 июля 2012 года. В графе, определяющей принятие решения о предоставлении выплаты указан протокол №10 от 28.06.2013.
При рассмотрении заявления Прислегина В.В., согласно выписке из протокола № 10 от 28.06.2013, продолжительность службы Прислегина В.В. учитывалась по состоянию на 20 июня 2012 года, а не по состоянию на дату подачи повторного заявления от 18 декабря 2012 года.
Исходя из протокола №162/162 П от 26 апреля 2017 года Комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Прислегин В.В. внесен в книгу учета сотрудников ОВД, принятых на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты принятия решения ФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а именно с 28 июня 2013 года.
Согласно ответу ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области Прислегин В.В. значится в списке очередности №3-78-222-280613-003674, по дате решения комиссии (протокол № 10 от 28 июня 2013).
Суд пришел к выводу, что такими действиями нарушается очередность истца при постановке на учет для получения выплаты, принцип определения которой установлен в пункте 20 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с вышеуказанными выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии.
В соответствии с пунктом 15 Правил (в редакции, действовавшей на момент подачи истцом заявления), решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Как следует из пункта 20 Правил, сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В соответствии с пунктом 31 Правил единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Анализ действующего материального права, регулирующего спорные правоотношения, позволяет сделать вывод, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет), поскольку из анализа вышеприведенных положений Правил следует, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет.
Согласно пункту 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 статьи 4 и части 10 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ.
Порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, а также снятия с такого учета утвержден приказом МВД РФ от 30 марта 2012 года № 207 (далее - Порядок).
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
Пунктом 8 Порядка установлено, что первичная информация в базу данных вносится на основании правовых актов с присвоением восемнадцатизначного уникального номера, в котором 1 символ - код федерального округа РФ, 2 и 3 - код субъекта РФ, с 4 по 6 - код уполномоченного подразделения или органа, с 7 по 12 - день, месяц и две последние цифры года постановки на учет, с 13 по 18 - номер учетного дела. При этом из Приложения к Порядку следует, что в электронную базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, вносятся уникальный номер, сведения о сотруднике и членах его семьи, специальное звание, также в обязательном порядке стаж службы в ОВД, дата подачи заявления и дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет).
Доводы кассационной жалобы о том, что признание за истцом и членами его семьи права на получение единовременной социальной выплаты с 21 января 2013 года повлечет нарушение прав других сотрудников, подавших заявление в июле 2012 года и рассмотренных на заседаниях комиссии в сентябре 2012 года, и принятых на учет правовым актом от 31 декабря 2012 года, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции о признании за истцом права на получение единовременной социальной выплаты с даты подачи заявления, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 25 Правил единая очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, формируется согласно дате подачи заявления и году принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
В рассматриваемом случае, установив факт подачи истцом 26 июля 2012 года заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ПрислегинВ.В. имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты с даты подачи им соответствующего заявления и вынес обоснованное решение об удовлетворении исковых требований.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, имевшие место при разбирательстве данного дела, не влияют на правильность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами, не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции не наделен правом устанавливать новые факты и не обладает правом переоценки установленных обстоятельств, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 2 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи