Дело № 2а-7407-16
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Москва 07 октября 2016 года
Люблинский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Кененова А. А., при секретаре Мироновой Ю. К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-7407-16 по административному иску Отдела социальной защиты населения района ** Юго-Восточного административного округа города Москвы к Отделу по вопросам миграции ОМВД России района Марьино города Москвы и Отделу по вопросам миграции ОМВД России по ** району в Республике Дагестан о признании незаконными действий должностных лиц,
УСТАНОВИЛ:
Отдел социальной защиты населения района ** Юго-Восточного административного округа города Москвы (далее – ОСЗН района ** ЮВАО города Москвы) обратился в суд с названными требованиями, в обоснование которых указал, что малолетние Атаевы М. Н. и А. Н. относятся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, мать которых лишена родительских прав. Поскольку без письменного согласия органа опеки и попечительства опекуном Кабардиевой Д. Г. малолетние подопечные были сняты с регистрационного учета по адресу: Республика **, ** район, село **, а на основании заявления лишенной родительских прав матери Атаевой Р. С. они были зарегистрированы по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **, истец полагает действия ответчиков незаконными.
В судебном заседании представитель истца на удовлетворении заявленных требований настояла по доводам, изложенным в иске.
Представитель отдела по вопросам миграции ОМВД России района ** города Москвы (далее – ОВМ ОМВД России по району ** города Москвы) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании заявленные истцом требования поддержал.
Представитель Отделу по вопросам миграции ОМВД России по ** району в Республике ** (далее – ОВМ ОМВД России по ** району) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно представленным пояснениям, права малолетних детей нарушены не были, поскольку зарегистрированными или снятыми с регистрационного учета не значились.
Суд, выслушав представителя истца, проверив и изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), вступившего в силу с 15 сентября 2015 года, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений и действий должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 данной статьи).
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Статьей 7 Федерального Закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также статьей 3 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 года № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве» определены основные задачи органов опеки и попечительства. Одними из которых, являются: защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством; контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, в ОСЗН района ** ЮВАО города Москвы, осуществляющем полномочия в сфере опеки, попечительства и патронажа, с ** апреля ** года на учете состоят малолетние подопечные Атаев М. Н., ** декабря ** года рождения, и Атаев А. Н., ** июля ** года рождения, находящиеся под опекой бабушки Кабардиевой Д. Г. на основании постановления администрации Муниципального образования «** район» Республики ** от ** июля ** № **.
В настоящее время малолетние Атаевы М. Н. и А. Н. зарегистрированы по месту жительства по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **, фактически проживают с опекуном по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **. Место проживания подопечных определено распоряжением ОСЗН района ** ЮВАО города Москвы от ** ноября ** № **.
Мать малолетних Атаева Р. С. решением ** районного суда Республики ** от ** декабря ** года лишена родительских прав в отношении детей, отец – Атаев Н. И., умер ** октября ** года.
При установлении опеки малолетние Атаевы М. Н. и А. Н. были зарегистрированы по месту жительства по адресу: Республика **, ** район, село **, где также была зарегистрирована опекун Кабардиева Д. Г.
Согласно единому жилищному документу Атаевы М. Н. и А. Н. зарегистрированы по месту жительства по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **, вместе с тетей Кабардиевой К. С., которая является собственником данной квартиры. Опекун малолетних Кабардиева Д. Г. согласно свидетельству № ** зарегистрирована в данной квартире по месту пребывания с ** октября ** года по ** октября ** года.
Регистрация малолетних Атаевых М. Н. и А. Н. по месту жительства по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **, осуществлялась * мая ** и ** июля ** года их матерью – Атаевой Р. С., лишенной родительских прав в отношении детей, и до настоящего времени в родительских правах не восстановленной.
Разрешение органа опеки и попечительства на снятие с регистрационного учета малолетних по месту жительства в Республике Дагестан в личных делах малолетних подопечных отсутствует.
В нарушение статьи 148 Семейного Кодекса Российской Федерации в постановлении об установлении опеки над малолетними отсутствует пункт о закреплении за ними жилого помещения.
В нарушение пункта 136 Приказа Федеральной миграционной службы России от 11 сентября 2012 года № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» малолетние Атаевы М. Н. и А. Н. были сняты с регистрационного учета без письменного согласия соответствующего органа опеки и попечительства, что повлекло за собой нарушение жилищных прав малолетних Атаевых.
Истцом были направлены соответствующие письма в отдел опеки и попечительства администрации Муниципального образования «** район» Республики ** с требованием о восстановлении регистрации по месту жительства малолетних подопечных Атаевых, ответы на которые до настоящего времени не поступили.
Согласно письму ОУФМС по району ** от ** июня ** года № ** изменить регистрацию по месту жительства малолетних Атаевых М. Н. и А. Н. не представляется возможным, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17 июля1995 года № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за приём и передачу в органы регистрационного учёта документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Часть 4 статьи 71 СК РФ предусматривает, что ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Основанием для регистрации малолетних Атаева М. Н. и Атаева А. Н. по месту жительства по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **, послужило заявление их матери, Атаевой Р. С., лишенной родительских прав в отношении детей, при подаче которого она представила свидетельства о рождении детей, свидетельство о смерти их отца.
Руководствуясь п.п. 31, 33 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации ОУФМС по району ** зарегистрировало малолетних по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **.
Согласно части 1 статьи 64 СК РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
Вместе с тем частью 1 статьи 71 СК РФ установлено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (ст. 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Согласно п. «а» ст. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства – на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа).
В соответствии с п. 27 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, заявление о регистрации по месту пребывания и по месту жительства, снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства от имени граждан, не достигших 14-летнего возраста, представляют их законные представители (родители, опекуны).
Пункт 28 Административного регламента предусматривает, что документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации, необходимыми для осуществления регистрационного учета для лиц, не достигших 14-летнего возраста, является свидетельство о рождении.
Таким образом, с учетом положений части 1 статьи 71 СК РФ, мать малолетних Атаева Р. С., лишенная родительских прав в отношении детей, не обладала правами законного представителя детей для обращения в ОУФМС по по району *** с заявлением о регистрации их по месту жительства по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **.
Пунктом 136 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, предусмотрено, что снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется в порядке, установленном Регламентом. При этом дополнительно представляется письменное согласие соответствующего органа опеки и попечительства на изменение места пребывания или места жительства ребенка.
При таких обстоятельствах, снятие опекуном Кабардиевой Д. Г. с регистрационного учета по адресу: Республика **, ** район, село **, малолетних подопечных, Атаева М. Н., ** года рождения, и Атаева А. Н., ** года рождения, относящихся к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, без письменного согласия органа опеки и попечительства, и их последующая регистрация по адресу: город Москва, ул. **, д.**, кв. **, матерью, лишенной родительских прав, являются незаконными.
В соответствии с п. 128 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, снятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае, обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.
С учетом приведенных норм права, суд находит требования ОСЗН района ** ЮВАО города Москвы законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 и 179 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Отдела социальной защиты населения района ** Юго-Восточного административного округа города Москвы к Отделу по вопросам миграции ОМВД России района ** города Москвы и Отделу по вопросам миграции ОМВД России по ** району в Республике ** о признании незаконными действий должностных лиц удовлетворить.
Признать действия Отдела по вопросам миграции ОМВД России по ** району в Республике ** по снятию малолетних подопечных, Атаева М. Н., ** декабря ** года рождения, и Атаева А. Н., ** июля ** года рождения, имеющих статус детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Республика **, ** район, село **, незаконными.
Признать действия Отдела по вопросам миграции ОМВД России района ** города Москвы по регистрации по месту жительства малолетних подопечных Атаева М. Н., ** декабря ** года рождения, и Атаева А. Н., ** июля ** года рождения, по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **, незаконными.
Обязать Отдел по вопросам миграции ОМВД России района ** города Москвы снять с регистрационного учета по месту жительства малолетних подопечных Атаева М. Н., ** декабря ** года рождения, и Атаева А. Н., ** июля ** года рождения, по адресу: город Москва, ул. **, д. **, кв. **.
Обязать Отдел по вопросам миграции ОМВД России по ** району в Республике ** зарегистрировать малолетних подопечных, Атаева М. Н., *** декабря ** года рождения, и Атаева А. Н., ** июля ** года рождения, имеющих статус детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства по адресу: Республика **, ** район, село **.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Люблинский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья