Дело № 2-152/2023
55RS0008-01-2023-000122-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п.Полтавка 15 мая 2023 года
Полтавский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Тригуб М.А., при секретаре Соколовой О.П., помощнике судьи Головаш Н.Н., которая осуществляла подготовку и организацию судебного процесса, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Омской области к Бааль Алене Александровне о понуждении к продаже земельной доли,
у с т а н о в и л:
Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с иском к Бааль А.А. о понуждении к продаже земельной доли указав, что по сведениям, представленным Росреестром по Омской области ответчик является иностранным гражданином, при этом за ним зарегистрировано право собственности на земельную долю, размером 1288000 кв.м. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Омская область, Полтавский район, Еремеевское сельское поселение, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения. Положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что иностранные граждане вправе обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. В случае, если земельный участок или доля в праве общей долевой собственности оказались в собственности иностранного гражданина, то земельный участок подлежит отчуждению. Поскольку ответчик, как иностранный гражданин, является собственником земельной доли в земельном участке, то данная доля подлежит отчуждению. Просит понудить Бааль А.А. к продаже земельной доли, размером 1288000 кв.м. в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Омская область, Полтавский район, Еремеевское сельское поселение.
В судебном заседании представитель истца участия не принимал, о дате слушания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Бааль А.А. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена по известному адресу.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления Росреестра по Омской области участия не принимал, о дате слушания дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Реорганизация колхозов и совхозов началась с Указа Президента РФ от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановления Правительства РФ от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", которыми в оборот были включены земли сельскохозяйственного назначения и их приватизация.
Данный Указ обязал местные администрации обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю (земельные доли). Указы Президента РФ от 25.03.92 № 301, от 14.10.92 № 1229, от 27.10.93 № 1767, от 22.07.94 № 1535 (в редакции Указа от 16.04.98), от 14.02.96 № 198, от 16.05.97 № 485 определили порядок приобретения в собственность земли гражданами и юридическими лицами и соответственно совершения ими сделок с землей.
На основании постановления Правительства РФ от 01.02.95 N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" момент возникновения права собственности на земельный участок (земельную долю) определялся датой принятия органами местного самоуправления решения о передаче земель в общую долевую собственность участников сельскохозяйственных организаций.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № местоположение: : Омская область, Полтавский район, Еремеевское сельское поселение, находится в общей долевой собственности, в том числе Бааль А.А. (дата государственной регистрации – 16.12.2021).
В силу положений ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым, Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса РФ, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац 4 пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
В то же время, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в части 1 статье 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 часть 1, согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя свою конституционную обязанность, ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
В силу положений ст. 8 Федерального закона от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.
Согласно п. 3 ст. 15 Земельного Кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Как следует из положений ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.
В случае, если при нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах) (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). Пунктом 1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10.02.2004 № 26, предусмотрено, что Министерство имущественных отношений Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Омской области, за исключением лесных участков, водных объектов, иных природных ресурсов. Министерство участвует в реализации государственной политики Омской области в жилищной сфере в пределах компетенции, определенной федеральным и областным законодательством.
Министерство, являясь специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений направляет в суд заявление о понуждении собственника земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, нарушающего требования статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», к продаже такого земельного участка или доли на торгах (конкурсах, аукционах).
Истец, обращаясь в суд с требованием о понуждении ответчика к продаже доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, исходя из характера и предмета спора, должен доказать статус ответчика, как иностранного гражданина.
При этом статья 62 Конституции Российской Федерации декларирует, что гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, в настоящее время содержатся в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», который также определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечёт за собой прекращение гражданства Российской Федерации.
То есть гражданин Российской Федерации, имеющий также гражданство Германии, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации.
На основании изложенного, приведённые выше ограничения Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на граждан, одновременно имеющих гражданство как Германии, так и России, не распространяются.
Согласно статье 5 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу данного закона, являются гражданами Российской Федерации.
Данный Федеральный закон вступил в силу с 01.07.2002 г. С указанной даты признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 28.11.1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии со статьей 13 поименованного Закона в его первоначальной редакции гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день его вступления в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу со дня его опубликования 06.02.1992 г.
Согласно разделу II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 г. № 386, для лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992 г. и имеющих паспорт гражданина СССР, подача заявлений для оформления признания российского гражданства не требовалась.
До введения удостоверения личности и паспорта гражданина Российской Федерации документом, подтверждающим российское гражданство, являлся паспорт гражданина СССР, выданный на территории Российской Федерации по месту постоянного проживания.
Согласно статьям 22-24 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство РФ прекращается вследствие выхода из гражданства; вследствие отмены решения о приёме в гражданство; путём выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ; по иным основаниям, предусмотренным данным Законом.
При этом по Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386 (раздел II), для прекращения гражданства гражданин РФ должен подать уполномоченному лицу соответствующее заявление.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации прекращается: а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации; б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу положений ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Согласно пп. «а» п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, наличие гражданства Российской Федерации удостоверяется паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничным паспортом.
Из материалов дела следует, что Бааль А.А. ранее была гражданкой СССР.
Соответственно, ее гражданство СССР (впоследствии - Российской Федерации) с принятием и вступлением в законную силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» было признано и специального оформления не требовало.
По сведениям Министерства иностранных дел Российской Федерации следует, что в отношении Бааль А.А. Генеральным консульством России в г.Бонне была предоставлена регистрационная карточка гражданина РФ, согласно данным которой Бааль А.А. выдавался паспорт гражданина РФ. Бааль А.А. состоит на консульском учете в Генеральном консульстве России в г.Бонн как гражданин Российской Федерации, выехавший для постоянного проживания за рубеж. Также Бааль А.А. была документирована заграничным паспортом гражданина Российской Федерации.
Статьей 4 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливалось, что проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации. Тождественная норма права содержится в части 3 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в настоящее время.
При этом согласно части 4 этой же статьи гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.
Факт проживания ответчика на территории иного государства не подтверждает доводы истца о наличии у него гражданства иного государства и отсутствие гражданства РФ.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» какой-либо специальный учёт граждан Российской Федерации, имеющих также иное гражданство и постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, не производится.
Тем самым, суд приходит к выводу, что Бааль А.А. является гражданкой Российской Федерации, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик в установленном законом порядке заявил о выходе из гражданства РФ либо, что гражданство РФ у ответчика прекращено по иным предусмотренным законом основаниям.
При таких обстоятельствах заявленные Министерством имущественных отношений Омской области к Бааль А.А. исковые требования о понуждении к продаже земельной доли удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Министерству имущественных отношений Омской области в удовлетворении исковых требований к Бааль Алене Александровне о понуждении к продаже 1\35 доли земельного участка площадью 1288000 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Омская область, Полтавский район, Еремеевское сельское поселение.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в Омский областной суд путем подачи жалобы через Полтавский районный суд Омской области.
Судья М.А. Тригуб