88-363/2021
2-355/2020
27RS0002-01-2020-000311-98
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 февраля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Аноприенко К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ о признании права на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма
по кассационной жалобе ФИО9
на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Андреева О.Г. обратилась в суд с названным иском, указав, что проходила военную службы по контракту в Вооруженных Силах РФ с 1992 по 2009 годы, уволена по достижении предельного возраста, с выслугой лет в календарном исчислении 16 лет 5 месяцев. При увольнении решением жилищной комиссии гарнизона Чегдомын-2 от 2 декабря 2008 года она была признана нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Хабаровск. Указанное решение до настоящего времени не реализовано, жилье получено не было. В настоящее время она проживает в жилом помещении, приобретенном ею за счет собственных и кредитных денежных средств. Данное жилое помещение находится в залоге у кредитной организации до полного погашения кредита. В связи с тем, что ее право на получение жилья от военного ведомства не было реализовано, она обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. Владивосток, в форме получения жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Решением ответчика от 24 декабря 2019 года № 2412 в постановке на жилищный учет ей отказано со ссылкой на то, что она ранее избрала постоянным местом жительства г. Хабаровск, а не г. Владивосток, обеспечена жильем по установленным нормам на территории РФ. Считает отказ ответчика не законным и не обоснованным. Просила признать за ней право на получение жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства в г. Владивостоке, составом семьи 1 человек, в форме жилищной субсидии, возложить на ответчика обязанность поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по избранному месту жительства в г. Владивостоке.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 1 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2020 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Андреева О.Г. просит отменить принятые по делу судебные акты, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В заседание суда кассационной инстанции не явились, Андреева О.Г. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований к отмене обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями и форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо представления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы, и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (абзац 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ).
Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (пункт 18 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ).
Судом установлено и усматривается из материалов дела, Андреева О.Г. проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ, 5 мая 2009 года уволена с военной службы в отставку по подпункту «А» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе). Выслуга лет в календарном исчислении составила 16 лет 05 месяцев 04 дня, в льготном - 24 года 07 месяцев 21 день.
Решением Биробиджанского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2009 года на начальника Биробиджанской КЭЧ района возложена обязанность о повторном рассмотрении вопроса о включении Андреевой О.Г. и членов семьи в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата. Решение вступило в законную силу 2 октября 2009 года.
12 сентября 2019 года Андреева О.Г. обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на получение единовременной жилищной субсидии, избранное место жительства г. Хабаровск. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 9 октября 2019 года № 2401 Андреевой О.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по тем основаниям, что после вступления в законную силу решения Биробиджанского гарнизонного военного суда от 14 сентября 2009 года, изменились существенно значимые обстоятельства, истцом осуществлены действия по совершению ряда сделок, в результате которых суммарная общая площадь имеющегося и имевшихся в собственности Андреевой О.Г. жилых помещений превышает учетную норму жилого помещения для признания нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в г. Хабаровске.
6 декабря 2019 года Андреева О.Г. обратилась в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на получение единовременной жилищной субсидии, избранное место жительства г. Владивосток, с вычетом 567 000 рублей (полученной доли в 2009 году).
В дополнительном заявлении, поступившем 10 декабря 2019 года, Андреева О.Г. просила о повторном рассмотрении ее документов о принятии на учет с целью получения единовременной жилищной субсидии для приобретения жилья в избранном месте жительства г. Владивосток, с вычетом 567 000 рублей, приходящихся на ее долю, полученных 4 августа 2009 года ее матерью Астаховой В.И. по программе переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов.
Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» от 24 декабря 2019 года № 2412 Андреевой О.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания на основании пункта 18 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку при увольнении с военной службы Андреева О.Г. изъявила желание быть обеспеченной жилым помещением путем получения государственного жилищного сертификата в избранном месте жительства после увольнения с военной службы - г. Хабаровск. Также отказано по основанию пункта 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, поскольку представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, Андреева О.Г. не признана нуждающейся в получении жилого помещения, решением Управления от 9 октября 2019 года № 2401 Андреевой О.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с обеспеченностью жилым помещением в избранном месте жительства - г. Хабаровске по нормам жилищного законодательства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции, руководствовались положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом Министерства обороны РФ от 18 ноября 2020 года № 1550 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилыми помещениями», приказом Министерства обороны РФ от 30 сентября 2020 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», положениями статей 51, 53 ЖК РФ, исходили из того, что истец ввиду обеспеченности жилым помещением, в том числе на праве собственности по договору купли-продажи от 21 июля 2017 года по адресу: <адрес>, исходя из состава семьи (1 человек), свыше учетной нормы, предусмотренной пунктом 1 статьи 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ (18 кв.м), не может быть признана нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, что делает невозможным постановку истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Судами также учтено, что на основании договора купли-продажи от 30 октября 2009 года Андреевой О.Г. с 3 ноября 2009 года по 20 октября 2011 года на праве собственности принадлежала 1/3 доля в жилом помещении по адресу: <адрес>, кв. 31, общей площадью 75,40 кв.м; с 20 октября 2011 года - 2/3 доли в данном жилом помещении (в размере 50,26 кв.м); 8 августа 2019 года регистрация права собственности Андреевой О.Г. на 2/3 доли прекращена на основании договора дарения. При этом суды признали отчуждение истцом принадлежащей ей 2/3 доли в названном жилом помещении намеренным ухудшением своих жилищных условий.
Также судами принято во внимание, что на основании договора дарения от 26 июля 2010 года Андреева О.Г. с 3 августа 2010 года являлась собственником жилого помещения по адресу: Хабаровский <адрес>; право собственности прекращено 19 января 2017 года на основании договора купли-продажи от 11 января 2017 года.
Судом апелляционной инстанции дополнительно отмечено, что порядок предоставления жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения военнослужащим, уволенными с военной службы, утвержденный приказом Министерства обороны РФ от 21 июля 2014 года № 510, не предусматривает сдачу военнослужащим принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения при предоставлении ему жилищной субсидии.
Выводы судебных инстанций являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
В кассационной жалобе Андреева О.Г. ссылается на то, что отчуждение ею жилого помещения при последующем приобретении другого жилья в собственность не свидетельствует об ухудшении жилищных условий; вне зависимости от имеющегося у нее в собственности жилого помещения она обладает правом на признание нуждающейся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, предусмотренном специально для военнослужащих. Указанные доводы жалобы не влекут отмену судебных постановлений, поскольку не опровергают правильных выводов суда о том, что в момент обращения с заявлением о принятии на учет нуждающихся Андреева О.Г. таковым не являлась.
Согласно пункту 4 статьи 52 ЖК РФ с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 19 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или в федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Пунктом 1 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 510, предусмотрено предоставление жилищной субсидии указанным лицам, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации.
В связи с тем, что Андреева О.Г. нуждающейся в предоставлении жилья на условиях договора социального найма не является, имеет в собственности жилое помещение и обеспечена жилой площадью выше учетной нормы, судебными инстанциями сделан правильный вывод об отсутствии оснований для постановки ее на учет нуждающихся в получении жилья по заявленному основанию.
Ссылка в жалобе на ошибочное указание судом первой инстанции об обращении с заявлением о постановке на учет до регистрации права собственности на жилое помещение, в котором она проживает в настоящее время, не имеет правового значения для разрешения спора, в связи с чем отклоняется.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебными инстанциями разрешены требования, основанием для обращения в суд с которыми явилось решение ответчика от 24 декабря 2019 года № 2412 об отказе в постановке на жилищный учет.
Доводы кассационной жалобы истца выводы судов не опровергают и основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений быть не могут.
Кассационный порядок пересмотра судебных постановлений предназначен для устранения существенных нарушений в применении и толковании норм материального права, норм процессуального права при рассмотрении дела. По настоящему делу таких нарушений не усматривается.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 4 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи