УИД 11RS0002-01-2022-001479-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 03 августа 2022 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1908/2022 по административному исковому заявлению Шевчука Александра Григорьевича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №22» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Шевчук А.Г. обратился в суд исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в сумме 500000,00 руб.
В обоснование иска административный истец указал, что приговором Печорского городского суда Республики Коми был признан виновным в совершении преступлений, и ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии строгого режима. По прибытии с колонию вместе с другими прибывшими был помещен в прогулочный двор, где более 4-х часов провел на открытом воздухе, стоя, не имя возможности присесть, согреться и воспользоваться туалетом.
После досмотра получил вещевое довольствие не в полном объёме и был помещен в карантинное отделение, где провел около 2-х недель в антисанитарных условиях. В спальном помещении отсутствовали тумбочки, табуретки, освещение было недостаточным, отсутствовали окна, другие комнаты для посещения – ели и спали в одной комнате, где находилось около 20 человек; не было радио-точки, не хватало умывальников, унитазов, не было горячей воды.
В дальнейшем Шевчук А.Г. был переведен в общежитие № 6, где проживало более 140 человек: не хватало тумбочек, стульев, недостаточно искусственного освещения, отсутствовала система пожаротушения, дуло из окон. По всему общежитию № 6 сквозило, была сырость, грибок. Отсутствовала горячая вода, радио-точка, недостаточно искусственного освещения. В уборной не было горячей воды, писсуаров. Количество проживающих в общежитии № 6 не соответствовало норме площади.
Ответчик УФСИН по РК, привлеченный к участию в деле, в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать либо снизить размер компенсации до 500 рублей. Полагает, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд, который следует исчислять с окончания рассматриваемого периода, в который, по мнению истца, в отношении него были допущены нарушения. Также административный ответчик указал, что Шевчук А.Г. содержался в учреждении в период с 25.08.2014 по 25.11.2015, по прошествии более 6 лет, большинство доказательств уничтожены по истечении срока хранения.
Стороны извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ответчик об участии в судебном заседании с применением видеоконференц-связи не заявлял. На основании ст.226 КАС РФ дело рассмотрено судом без участия не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 21 Конституции РФ предусмотрено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.3 ст.55 Конституции РФ).
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года) никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Как указано в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
В соответствии с ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2014 №1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с пунктом 13 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, в силу ч.2 и 3 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, обратившемуся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст.62, 125, 126 КАС РФ).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, положениями которой предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом сезона и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены. Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Как следует из материалов дела, Шевчук А.Г. осужденный 26.05.2014 Печорским городским судом Республики Коми по ...5 УК РФ к ... году ... месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, пребывал в ИК-22 УФСИН России по Республике Коми с <дата> по <дата>.
В соответствии с ч.1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Ч.2 названной статьи предусмотрено, что осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 126 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических - и противоэпидемических норм и требований.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки.
В соответствии с примечанием № 8 к пункту 29 таблицы 14.2 и примечанием № 7 к пункту 28 таблицы 14.2 Свода правил учреждения оборудуются одним унитазом и одним умывальником на 15 осужденных. Аналогичные нормы содержались в Приказе МЮ РФ от 06.02.2003 №130 –ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.06.2003 №130-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".
В силу пункта 205 указанной Инструкции подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Кроме того, в силу пунктов 19:2.1, 19:2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (в двух частях), утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Согласно п.3,4 УИК РФ осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц. Осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.
Как следует из отзыва ответчика, большинство документов за период нахождения административного истца в Учреждении уничтожены по истечении сроков хранения.
Однако административным ответчиком предоставлена справка, из которой следует, что горячее водоснабжение в карантинном отделении и общежитиях учреждения отсутствовало, и было предусмотрено только в банно-прачечных комбинатах, душевых ШИЗО, ПКТ, СУОН и столовых.
Шевчук А.Г. прибыл в Учреждение 25.08.2014.
В Акте по результатам мероприятий по контролю от 16.04.2014, п.10,11, имеются записи, относящиеся к окнам в камерах карантинного отделения, в связи с чем утверждение истца об отсутствии таковых не соответствует действительности. А также, в п.15 указано о замене светильников и оборудовании дополнительных источников искусственного освещения. Недостатки освещения отмечены в помещения, не относящихся к спальным (кабинет психолога, медицинском кабинете, обеденном зале, овощном и мясо-рыбном цехах).
Суду также представлен Акт по результатам мероприятий по контролю от 16.02.2015, из которого следует, что на момент проверки (с 10 по 12 февраля 2015), в колонии содержалось 1128 осужденных при норме 1220.
В соответствии с ч.2 ст.12.1 УИК РФ компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении в установленном случае не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Исходя из документов, представленных в распоряжение суда, безусловное подтверждение нашли доводы административного истца об отсутствии горячей воды в тех помещениях, в которых он содержался и санузлах помещений. А также в Акте от 16.02.2015 отмечена нехватка тумбочек в карантинном отделении. Не возражали административные ответчики и против доводов об отсутствии радиоточек.
Однако в остальной части следует отметить следующее. Не нашли подтверждения доводы Шевчука А.Г. об отсутствии окон и иных помещений в карантинном отделении, как следует из Актов таковые имелись (обеденный зал). Административный истец не указывает, каким-именно вещевым довольствием он не был обеспечен и почему считает, что это обеспечение не полным, в связи с чем данные доводы суд полагает надуманными.
Оснований полагать переполненными общежития колонии и нехватку оборудования туалетных комнат также отсутствуют, при том, что содержащееся там количество человек не достигало и максимального.
Ни в Акте от 16.04.2014, ни от 16.02.2015 замечаний по состоянию общежития № 6 не имеется, ни в части освещения, ни в части санитарного состояния и температурного режима. А также, к моменту прибытия истца, были устранены недостатки в освещении карантинного отделения (те помещения, где они имелись, не соответствуют доводам административного истца). Кроме того, недостаточность умывальников, унитазов по количеству осужденных отмечена только в общежитиях №№ 7 и 8, но не в общежитии № 6 (акт от 16.02.2015.
Оборудование системы пожаротушения в общежитии для осужденных не предусмотрено, в силу с п.5 Приказа ФСИН РФ от 31.03.2005 N 222 "Об утверждении Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", поскольку оно оборудуется только автономными дымовыми пожарными извещателями.
Таким образом, администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. Отсутствие горячего водоснабжения, возможности использовать радиоприемник, обустроить быт, нарушает право административного истца на обеспечение адекватных жилищно-бытовых, санитарных условий.
Доводы административного ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд не обоснованы.
Требования административного истца не связаны с обжалованием действий (бездействия) должностных лиц государственных органов либо с оспариванием действий (бездействия) должностных лиц уголовно-исполнительной системы, а обоснованы причинением ему нравственных и физических страданий ненадлежащими условиями содержания, на которые сроки исковой давности не распространяются.
Поскольку, нарушения правил содержания истца в исправительном учреждении в части нашли подтверждение, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации.
При определении размера компенсации суд учитывает конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характера и продолжительности нарушений, отсутствия существенных последствий для административного истца, а также требований разумности, справедливости и соразмерности.
Понятия разумности, справедливости и соразмерности являются оценочной категорией, четкие критерии определения которых законодательством не предусмотрены. Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Исходя из изложенного, учитывая период нахождения Шевчука А.Г. в ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, характер неудобств относительно места пребывания, суд приходит к выводу о взыскании в пользу Шевчука А.Г. компенсации в сумме 7000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Шевчука Александра Григорьевича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 7000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 08.08.2022.
Председательствующий Е.Ю.Солодилова