Дело № 2-5147/2021
22RS0068-01-2021-007121-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021года г. Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Наконечниковой И.В.,
при секретаре Поповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халиной Галины Алексеевны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края», комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула о признании незаконным решения, возложении обязанности восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Халина Г.А. обратилась в суд к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края», комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, администрации города Барнаула, с учетом уточнения просит: признать за Халиной Г.А. право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и постановку на учет в качестве нуждающейся в получении жилья с 29.04.2003г.; признать незаконным решение жилищной комиссии Военного комиссариата Алтайского края от 30.01.2004г. в части снятия Халиной Г.А. и членов ее семьи с учета нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства; восстановить Халину Г.А. на учете и в очереди на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в качестве нуждающейся в получении жилья с 29.04.2003г..
В обоснование требований указывает, что после увольнения из рядов Вооруженных сил РФ в 2003 году она исключена из списков личного состава воинской части и направлена на временный учет в ОВК г. Новоалтайска Алтайского края с последующим убытием к избранному месту жительства. В 2000 году после утраты должностными лицами заявительных документов, повторно 08.11.2005г. истец обратилась с заявлением в администрацию ЗАТО Сибирский с просьбой отселить ее из ЗАТО Сибирский по причине утраты связи с ЗАТО Сибирский. С 09.11.2005г. истец состоит в администрации ЗАТО Сибирский на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства, что подтверждает намерение истца произвести отселение из ЗАТО Сибирский. Тем самым, после увольнения истец знала и считала, что стоит на очереди для получения жилья за пределами ЗАТО Сибирский как по линии Министерства обороны, так и в администрации ЗАТО Сибирский. В октябре-ноябре 2018г. от сотрудников ФГКУ «Центррегионжилье» истец узнала, что не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, и сразу же стала собирать документы для постановки на такой учет и обратилась с соответствующим заявлением в ФГКУ «Центррегионжилье». 07.12.2018г. истцу было отказано в постановке на учет.
27.04.2020г., получив копию решения Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 19.03.2020г., Халина Г.А. впервые из текста решения узнала, что решением жилищной комиссии Военного комиссариата Алтайского края 30.01.2004г. она снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключена из списка граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005г. нуждающимися в получении жилья по г. Барнаулу на основании п.п. «б» п.26 Правил №1054. Однако архивное дело не сохранилось.
Учитывая вышеизложенное, истец сделала вывод, что действительно была поставлена на учет и состояла в списках нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Барнауле. Однако, по неизвестным ей причинам она была снята с такого учета и исключена из списков на основании п.п. «б» п.26 Правил №1054, т.е. «если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий».
Фактически истец была снята с учета нуждающихся в получении жилья по избранному месту жительства в г. Барнауле в связи с бездействием командования войсковой части, выразившемся в не направлении письменного ходатайства об оставлении истца и членов ее семьи в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Хотя, в то же время ее жилищные условия не изменились, при увольнении истец настаивала на отселении из ЗАТО Сибирский, а после увольнения принимала все меры на отселение в г. Барнаул, в том числе встала на аналогичный учет в администрацию ЗАТО Сибирский.
В апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда указано, что в материалах дела имеются доказательства выражения желания Халиной Г.А. быть обеспеченной жильем по избранному месту жительства и постановки на соответствующий учет.
Однако, истец была снята с такого учета решением жилищной комиссии Военного комиссариата Алтайского края 30.01.2004г. и исключена из списков граждан, уволенных с военной службы.
Истец считает, что согласно ст.13,15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998г., пп.13,14 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, утвержденной приказом Министра Обороны РФ от 15.02.2000г. №80 имеет право на получение жилья по избранному месту жительства.
Согласно п.п.12,13,14 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, 15.01.2003г. будучи военнослужащей и планирующей увольняться, истец подала рапорт командиру войсковой части о постановке истца и членов ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилье по избранному месту жительства в г. Барнауле, так как после увольнения фактически утрачивала связь с ЗАТО Сибирский. При подаче рапорта на увольнение истец также указывала на необходимость сохранения очереди в списках нуждающихся граждан, просила не исключать из списков части до обеспечения жильем в г. Барнауле. Поэтому в приказе об увольнении истца сделана запись о направлении на временный учет в ОВК г. Новоалтайска с последующим убытием к избранному месту жительства.
Таким образом, истцом в полном объеме выполнены требования действующего на момент обращения по спорному вопросу законодательства, в виду чего отсутствие надлежащих мер со стороны командования войсковой части либо уполномоченного органа не может являться основанием для ограничения прав истца как военнослужащего, уволенного с военной службы. Жилищные права истца не реализованы. Право истца на получение жилого помещения остается нарушенным.
Момент возникновения права- признание истца нуждающейся в получении жилого помещения по избранному месту жительства- с 29.04.2003г., т.е. момент увольнения.
В судебном заседании представитель истца Малинин А.В. на удовлетворении требований с учетом уточнения настаивал в полном объёме.
В судебном заседании представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края Чурсин В.А. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям письменного отзыва.
Представитель третьих лиц Воинской части 29562, Воинской части 52929 Чичварин А.А. возражал против удовлетворения исковых требований.
Истец, представители ответчиков администрации г. Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, третьих лиц администрации ГО ЗАТО Сибирский, ФГАУ «Росжилкомплекс», Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом МО РФ в судебное заседание не явились, извещёны надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 установлено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в вооруженных Силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств-участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 №1054 утверждены "Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее по тексту - Правила).
В силу п.12 Правил (в редакции от 06.09.1998) ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, министерствами внутренних дел и управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца (п.16 Правил).
Согласно п. 15 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от 15.02.2000 N 80, военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
В соответствии с п.26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;
е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 189-ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Как установлено по делу, до 2008 года учет граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005 нуждающимися в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета, в г.Барнауле осуществлял Военный комиссариат Алтайского края.
Распоряжением администрации г.Барнаула от 12.11.2008 №331 полномочия по ведению данного учета были возложены на администрацию города.
Установлено, что Военному комиссариату Алтайского края передано личное дело Халиной Г.А., которое содержит выписку из приказа командира Войсковой части 29562 №81 от 29.04.2003г. о том, что ефрейтор Халина Г.А. уволена в запас в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы по ст.51 п.1 «а» ( по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), с 29.04.2003г. исключена из списков личного состава части, со всех видов обеспечения и направлена на временный учет в ОВК .... края с последующим убытием к избранному месту жительства.
Согласно имеющегося протокола жилищной комиссии Военного комиссариата Алтайского края 30.01.2004г., представленного по запросу суда администрацией города Барнаула, Халина Г.А. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключена из списка граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005г. нуждающимися в получении жилья по г. Барнаулу на основании п.п. «б» п.26 Правил №1054.
Учитывая, что ранее в архивном деле, хранившимся в администрации города Барнаула с 2008 года, содержатся сведения о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и исключении из списка граждан, уволенных с военной службы, соответственно суд приходит к выводу о постановке и нахождении Халиной Г.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также снятии ее с данного учета на тот период (2004 г.) уполномоченным органом.
Из рапортов Халиной Г.А. от 15.01.2003г., 10.03.2003г., 15.04.2003 (л.д.144) командиру воинской части 29562 следует, что в них содержится информация о том, что Халина Г.А. и члены ее семьи желают состоять в списках военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства (г. Барнаул), в течение 6 месяцев после увольнения вновь обратилась с заявлением о желании состоять на очереди по городу Барнаулу. Доказательств обратного суду не предоставлено. Следовательно, решение жилищной комиссии Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» от 30.01.2004 г. об исключении Халиной Г. А. из списка граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005г. нуждающимися в получении жилья по г.Барнаулу, на основании п.п. «б» п.26 Правил №1054 является незаконным.
Учитывая, что рапорта Халиной Г.А. от 15.01.2003г. и 10.03.2003г. командиру военной части 29562, как и рапорт об увольнении от 10.03.2003г. в личном деле Халиной Г.А. отсутствуют, однако копии данных рапортов, заверенные воинской частью, находятся у Халиной Г.А., суд принимает указанные рапорта в качестве доказательств.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии вины Халиной Г.А. в том, что оригиналы вышеуказанных рапортов не приобщены в личное дело воинской частью.
Суд не соглашается с позицией Военного комиссариата Алтайского края и воинской части о непринятии в качестве доказательств рапортов Халиной Г.А., поскольку в рапортах имеются печати, подписи должностных лиц воинской части, которые совпадают с подписями в тех документах, которые имеются в личном деле Халиной Г.А.. Ходатайства о назначении почерковедческой экспертизы при рассмотрении дела ответчиками заявлено не было.
Кроме того, косвенным доказательством о наличии данных рапортов является тот факт, что Халина Г.А. была поставлена на учет нуждающихся в получении жилья, а потом снята с учета.
Поскольку до 2008г. учет (постановку и снятие) граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005г. в установленном порядке нуждающимися в получении жилого помещения за счет средств федерального бюджета в г. Барнауле осуществлял военный комиссариат Алтайского края, то суд считает Военный комиссариат Алтайского края надлежащим ответчиком по требованию истца о признании незаконным решения жилищной комиссии Военного комиссариата Алтайского края от 30.091.2004г. (протокол №1 от 30.01.2004г. снятии Халиной Г.А. с учета).
Таким образом, суд признает незаконным решение жилищной комиссии Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» от 30.01.2004 года об исключении Халиной Г. А. из списка граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005 нуждающимися в получении жилья по г.Барнаулу.
В соответствии с Порядком, установленным Постановлением Администрации Алтайского края от 13.09.2011 № 516 органы местного самоуправления муниципальных образований в Алтайском крае формируют, утверждают и представляют в Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне списки граждан, уволенных с военной службы до 01.01.2005г., и приравненных к ним лиц, письменно подтвердивших желание получить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, утвержденного Решением Барнаульской городской Думы от 24.02.2012г. №694 (ред. от 29.10.2021) «Об утверждении Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула» комитет осуществляет следующие функции: ведет в установленном порядке учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принимает решение о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 3.18); осуществляет ведение учета и организацию работы по обеспечению государственными жилищными сертификатами за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, офицеров запаса и других категорий граждан (п.3.41).
Принимая во внимание указанное, суд возлагает на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула восстановить Халину Г. А. в список граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005г. нуждающимися в получении жилья по г.Барнаулу, по дате постановке на учет не позднее 29.04.2003г..
Требование Халиной Г.А. о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства и постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья с 29.04.2003г. является основанием удовлетворения исковых требований, соответствующее требование самостоятельному разрешению не подлежит.
При таких обстоятельствах, исковые требования к ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края», комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула подлежат удовлетворению. В удовлетворении исковых требований к администрации города Барнаула следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края», комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» от 30.01.2004 года об исключении Халиной Галины Алексеевны из списка граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005 нуждающимися в получении жилья по г.Барнаулу.
Возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула восстановить Халину Галину Алексеевну в список граждан, уволенных с военной службы, признанных до 01.01.2005 нуждающимися в получении жилья по г.Барнаулу, по дате постановке на учет не позднее 29.04.2003.
В удовлетворении исковых требований к администрации города Барнаула отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В. Наконечникова