Решение по делу № 2-278/2024 (2-3703/2023;) от 20.11.2023

63RS0043-01-2023-004149-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2024 года город Самара

Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,

при секретаре судебного заседания Громовой А.А.,

с участием представителя истца Ганиной Е.Н.Кузнецова А.П., представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Третьяковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-278/2024 по иску Ганиной Е. Н. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о защите пенсионных прав

УСТАНОВИЛ:

Ганина Е.Н. обратилась в Красноглинский районный суд г. Самары с названным иском, мотивировав свои требования тем, что отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области решением от <дата> отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку по причине не включения в специальный стаж периода ее работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры, так как отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) непосредственного обслуживания больных, данное учреждение имеет смешанное наименование, объединяющее два вида учреждений «пансионат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком) и «психоневрологический интернат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком), сдвоенное наименование не предусмотрено Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, индивидуальные сведения истца признаны пенсионным органом не достоверными, что истец считает незаконным, поскольку все указанное время она работала в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня, непосредственно обслуживает больных в соответствии с требованиями должностной инструкции, в связи с чем, данный период работы должен быть включен в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию.

В связи с чем, Ганина Е.Н., уточнив требования, просит суд признать незаконным решение пенсионного органа от <дата> , возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области обязанность включить периоды ее работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры по Списку в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признать право на указанную пенсию и назначить ее со дня обращения с <дата>.

Представитель истца Ганиной Е.Н.Кузнецов А.П. по доверенности от <дата> в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их, дал объяснения по своему содержанию соответствующие изложенному выше.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Третьякова Л.Н. по доверенности от <дата> возражала относительно удовлетворения иска по основаниям принятого пенсионным органом решения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск Ганиной Е.Н. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 статьи).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 и дополнением к нему, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 г. № 239, при установлении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-Ф3 применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а за периоды работы до 1 января 1992 г., наряду с вышеуказанными Списками, применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

Право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется тем работникам, в отношении которых за весь период их работы и при условии их постоянной занятости первичными документами подтверждено полное соответствие между фактически выполняемой работой и работой, предусмотренной Списком.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Министерством труда РФ от 22.05.1996 № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Периоды, когда работник не был занят полный рабочий день, в том числе в связи с сокращением объемов производства на предприятии, в специальный трудовой стаж не засчитываются.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с позицией 2260000в раздела ХХVI Списка N 2 (учреждения здравоохранения и социального обеспечения) производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 установлено среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающих больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка.

Судом установлено, что отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области решением от 01.08.2023 отказало Ганиной Е.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку по причине не включения в специальный стаж периода ее работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры, так как отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) непосредственного обслуживания больных, данное учреждение имеет смешанное наименование, объединяющее два вида учреждений «пансионат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком) и «психоневрологический интернат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком), сдвоенное наименование не предусмотрено Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, индивидуальные сведения истца признаны пенсионным органом не достоверными.

Пенсионным органом в решении указано на отсутствие документально подтвержденного специального стажа по Списку , тогда как при достижении женщиной возраста 52 лет такой стаж должен составлять не менее 6 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет.

По подсчету пенсионного органа документально подтвержденный специальный стаж Ганиной Е.Н. по Списку составляет 1 месяц 29 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа внесено изменение в решение от <дата> в п. 3 в специальный стаж по Списку засчитан период работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, в п. 4 исключен период с <дата> по <дата>.

Факт работы истца в указанные выше периоды в <данные изъяты> в должности санитарки и в должности младшей медицинской сестры, подтверждается записями в трудовой книжке и не оспариваются стороной ответчика.

Представитель пенсионного органа признала и не отрицала, что истец занимала и занимает должность младшего медицинского персонала в (психоневрологическом) лечебно-профилактическом учреждении, отнесенным к позиции 2260000г раздела ХХIV Списка N 2.

Из представленной в дело справки работодателя, уточняющей характер работы от <дата> Ганина Е.Н. в спорные периоды работала в должности санитарки и в должности младшей медицинской сестры, непосредственно обслуживала больных в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени), отвлечений не имела, сведения основаны на лицевых счетах с 2014, штатном расписании, карточке ф-Т2, книге приказов с 2014 по настоящее время, должностной инструкции.

В соответствии с должностной инструкции санитарки, непосредственно обслуживающей больных в течении полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени) утвержденной директором <данные изъяты> <дата> в ее обязанности входит, в том числе сопровождать больных (п. 2.11), осуществлять круглосуточный уход (смена нательного и постельного белья, умывание, подмывание) (п. 2.12), кормление (п. 2.15), оказание помощи в посещении туалета (п. 2.19), оказание помощи при одевании, раздевании, купании (п. 2.20).

Согласно п.п. 3.1.1 должностной инструкции санитарки, утвержденной директором <данные изъяты> <дата> в ее обязанности входит, в том числе размещение и перемещение пациента в постели (п. 2), санитарная обработка, гигиенический уход за тяжелобольными (умывание, обтирание кожных покровов, полоскание ротовой полости) (п. 3), кормление (п. 5), замена белья (п. 7), сопровождение (п. 8).

Аналогичные должностные обязанности предусмотрены в должностной инструкции санитарки, утвержденной директором <данные изъяты> <дата> и должностной инструкции младшей медицинской сестры по уходу за больными, утвержденной директором <данные изъяты> <дата>.

Допрошенные судом свидетели <данные изъяты>, <данные изъяты> подтвердили суду, что работают вместе с Ганиной Е.Н., которая работала санитаркой, а потом в должности младшей медицинской сестры, непосредственно обслуживает больных в течении полного рабочего времени, кормит их, моет, меняет нательное и пастельное белье, сопровождает на процедуры.

Таким образом, судом установлено, что в спорный период работы истца в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры она непосредственно обслуживала больных в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени), отвлечений не имела.

Указанные обстоятельства подтверждаются перечисленными выше доказательствами, суд находит их документально подтвержденными и установленными на основании объективной оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи.

Факт постоянной занятости истца и непосредственного обслуживания больных в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени) в рамках исполнения должностных обязанностей санитарки и младшей медицинской сестры следует из справок работодателя, уточняющих характер работы, оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку они согласуются с обязанностями санитарки и младшей медицинской сестры, утвержденными должностными инструкциями за различные периоды, из которых видно, что обслуживание пациентов происходит круглосуточно и является основной трудовой функцией лица, занимающего должность санитарки и младшей медицинской сестры с учетом профиля <данные изъяты> который пенсионным органом не оспаривался.

Доказательства, опровергающие данные обстоятельства сторона ответчика суду не представила, документально подтвержденные доводы истца не опровергла.

Лицензией Министерства здравоохранения Самарской области от <дата> <данные изъяты> предоставлено право на осуществление медицинской деятельности.

Согласно регистрационному делу медицинская организация за период с 1998 до настоящего времени неоднократно меняло наименование, но сохраняло профиль своей деятельности.

Как следует из устава <данные изъяты> предметом деятельности учреждения является оказание социальных услуг в стационарной форме гражданам, достигшим пожилого возраста, и совершеннолетним инвалидам 1 и 2 группы, страдающим психическими хроническими заболеваниями и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, осуществление мероприятий социального сопровождения перечисленным лицам (п. 2.1).

Целью деятельности учреждения является обеспечение прав указанных выше граждан на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (п. 2.2).

К основным видам деятельности учреждения п. 2.3 устава относит предоставление стационарного социального обслуживания в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществление медицинской деятельности, в том числе оказание психиатрической помощи в амбулаторных условиях (в части диагностики и лечения), осуществление фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств.

Такое учреждение как «пансионат для инвалидов» ни в одном из указанных выше трех перечней (Списков) прямо не предусмотрено.

В месте с тем п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Исходя из устава <данные изъяты> предметом его основной деятельности является оказание социальных услуг, социального сопровождения и обслуживания гражданам, достигшим пожилого возраста, и совершеннолетним инвалидам 1 и 2 группы.

В соответствии с п. 31 Списка наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 к таким учреждениям относятся дом-интернат для престарелых и инвалидов, а также психоневрологический интернат, именуемые как «учреждения социального обслуживания».

Те же учреждения указаны в п. 32 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и относятся к лечебно - профилактическим учреждениям по Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (утратил силу 31.12.2014 в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 указанное министерство утверждает примерную номенклатуру организаций социального обслуживания, согласно которой в состав организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения полустационарного социального обслуживания, в том числе дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия; психоневрологический интернат (приказ Минтруда России от 17.04.2014 N 258н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания").

Таким образом, понятия «дом-интернат» и «пансионат» применительно к сфере социального обслуживания являются тождественными, а потому различия только лишь в наименованиях учреждений, осуществляющих один вид деятельности, не должно умалять пенсионные права работников, которые в противном случае лишаются права на пенсию, по дискриминационным основаниям. Кроме того учреждение, в котором в спорный период работала и в настоящее время работает истец является психоневрологическим интернатом, с 1998 по 2012 являлось домом-интернатом для психических больных, то есть учреждением указанным в указанных выше списках.

С учетом конституционного принципа равенства (ст. 19 Конституции РФ), означающего в том числе недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), не включение периода работы истца в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры нарушит принцип равенства перед законом и судом.

Отсутствие в указанных Списках в перечне учреждений социального обслуживания пансионата для престарелых и инвалидов не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов работы истца в <данные изъяты> в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе с учетом того, что первоначально учреждение до 13 января 1994 года имело наименование <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" утратил силу лишь с 01 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", утратившего силу лишь с 01 января 2015 года, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

Приказом Минсоцзащиты Российской Федерации от 23 марта 1995 года N 60 утверждена и действовала в спорные периоды работы истца "Номенклатура учреждений (подразделений) социальной защиты населения, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 1.6 Перечня, утвержденного приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 года N 35", в которой поименован дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов.

Примерной номенклатурой организаций социального обслуживания", утвержденной приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 года N 258н в число организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, включены дома-интернаты (пансионаты), в том числе, детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.

Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 535-ст утвержден и введен в действие с 01 января 2007 года "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", которым установлены виды учреждений социального обслуживания (пункт 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (пункт 4.3.21).

Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 558-ст утвержден и введен в действие с 01 января 2009 года "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", в пункте 4.1.2.7 которого перечислены типы учреждений социального обслуживания, среди которых - учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях. К учреждениям стационарного социального обслуживания отнесен дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов (пункт 4.2.1).

Анализ приведенных выше нормативных положений в совокупности позволяет сделать вывод о том, что дом-интернат для престарелых и инвалидов и пансионат для престарелых и инвалидов являются равнозначными понятиями, по существу - это наименования одного и того же типа учреждения социального обслуживания - учреждения стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В соответствии с Уставом <данные изъяты> предметом деятельности учреждения является оказание социальных услуг в стационарной форме гражданам, достигшим пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), и совершеннолетним инвалидам 1 и 2 группы, страдающим психическими хроническими заболеваниями и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, осуществление социального сопровождения перечисленным лицам (пункт 2.1), учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: предоставление стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществление медицинской деятельности, в том числе оказание психиатрической помощи в амбулаторных условиях и так далее (пункт 2.2).

Таким образом, указанное учреждение полностью соответствует понятию дома-интерната для престарелых и инвалидов, приведенному в Типовом положении о доме для престарелых и инвалидов, утвержденном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 года N 202, и в Положении о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденном приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года N 145.

Отнесение учреждения к психоневрологическому интернату, соответствующему пункту 4.3.15 "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 535-ст, пункт 4.2.1.4 "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 558-ст, то есть учреждению поименованному в пункте 31 Списка, является основанием для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж на соответствующих видах работ.

Данные выводы подтверждаются судебной кассационной практикой (определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> по делу N 88-5027/2020, от 12.03.2020 по делу N 88-4234/2020).

В связи с чем, суд возлагает на пенсионный орган обязанность включить периоды работы Ганиной Е.Н. в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры по Списку в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Включение указанных периодов в специальный стаж позволяет назначить Ганиной Е.Н., <дата> года рождения указанную выше пенсию, поскольку ее специальный стаж превысит необходимые 6 лет с достижением возраста 52 лет на дату обращения <дата>, что с арифметической точки зрения представитель пенсионного органа признала и не оспаривала.

Таким образом, суд признает за Ганиной Е.Н. право на указанную пенсию с <дата>, то есть со дня обращения за ней и достижением возраста 52 лет.

Удовлетворение указанной части требований в полном объеме восстанавливает пенсионные права Ганиной Е.Н., исходя из объема доказанных пенсионных прав.

В связи с чем, ее требования о признании незаконным решения пенсионного органа являются излишними и ведут к защите его уже восстановленных судом прав, а потому не подлежат удовлетворению.

Таким образом, с целью защиты конституционных прав истца на пенсию в соответствии с законом суд считает, что уточненные требования истца является обоснованным и подлежат частичному удовлетворению по указанным выше основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Ганиной Е. Н. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, ИНН обязанность включить периоды работы Ганиной Е. Н., СНИЛС в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры по Списку в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признать право Ганиной Е. Н. на указанную пенсию и назначить ей данную пенсию с <дата>.

В остальной части иск Ганиной Е. Н. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Волков

Мотивированное решение суда составлено 31.01.2024 года.

63RS0043-01-2023-004149-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2024 года город Самара

Красноглинский районный суд г. Самары в составе председательствующего Волкова М.В.,

при секретаре судебного заседания Громовой А.А.,

с участием представителя истца Ганиной Е.Н.Кузнецова А.П., представителя ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Третьяковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-278/2024 по иску Ганиной Е. Н. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о защите пенсионных прав

УСТАНОВИЛ:

Ганина Е.Н. обратилась в Красноглинский районный суд г. Самары с названным иском, мотивировав свои требования тем, что отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области решением от <дата> отказало ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку по причине не включения в специальный стаж периода ее работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры, так как отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) непосредственного обслуживания больных, данное учреждение имеет смешанное наименование, объединяющее два вида учреждений «пансионат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком) и «психоневрологический интернат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком), сдвоенное наименование не предусмотрено Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, индивидуальные сведения истца признаны пенсионным органом не достоверными, что истец считает незаконным, поскольку все указанное время она работала в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня, непосредственно обслуживает больных в соответствии с требованиями должностной инструкции, в связи с чем, данный период работы должен быть включен в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию.

В связи с чем, Ганина Е.Н., уточнив требования, просит суд признать незаконным решение пенсионного органа от <дата> , возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области обязанность включить периоды ее работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры по Списку в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признать право на указанную пенсию и назначить ее со дня обращения с <дата>.

Представитель истца Ганиной Е.Н.Кузнецов А.П. по доверенности от <дата> в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их, дал объяснения по своему содержанию соответствующие изложенному выше.

Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области – Третьякова Л.Н. по доверенности от <дата> возражала относительно удовлетворения иска по основаниям принятого пенсионным органом решения.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит иск Ганиной Е.Н. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 статьи).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 и дополнением к нему, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 г. № 239, при установлении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-Ф3 применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, а за периоды работы до 1 января 1992 г., наряду с вышеуказанными Списками, применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

Право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется тем работникам, в отношении которых за весь период их работы и при условии их постоянной занятости первичными документами подтверждено полное соответствие между фактически выполняемой работой и работой, предусмотренной Списком.

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 516 (далее - Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Министерством труда РФ от 22.05.1996 № 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Периоды, когда работник не был занят полный рабочий день, в том числе в связи с сокращением объемов производства на предприятии, в специальный трудовой стаж не засчитываются.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с позицией 2260000в раздела ХХVI Списка N 2 (учреждения здравоохранения и социального обеспечения) производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 установлено среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающих больных в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях и отделениях домов ребенка.

Судом установлено, что отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области решением от 01.08.2023 отказало Ганиной Е.Н. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по Списку по причине не включения в специальный стаж периода ее работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры, так как отсутствует документальное подтверждение постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) непосредственного обслуживания больных, данное учреждение имеет смешанное наименование, объединяющее два вида учреждений «пансионат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком) и «психоневрологический интернат» (наименование вида не предусмотрено соответствующим списком), сдвоенное наименование не предусмотрено Номенклатурой учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, индивидуальные сведения истца признаны пенсионным органом не достоверными.

Пенсионным органом в решении указано на отсутствие документально подтвержденного специального стажа по Списку , тогда как при достижении женщиной возраста 52 лет такой стаж должен составлять не менее 6 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет.

По подсчету пенсионного органа документально подтвержденный специальный стаж Ганиной Е.Н. по Списку составляет 1 месяц 29 дней, что не дает права на досрочное пенсионное обеспечение по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением пенсионного органа внесено изменение в решение от <дата> в п. 3 в специальный стаж по Списку засчитан период работы в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, в п. 4 исключен период с <дата> по <дата>.

Факт работы истца в указанные выше периоды в <данные изъяты> в должности санитарки и в должности младшей медицинской сестры, подтверждается записями в трудовой книжке и не оспариваются стороной ответчика.

Представитель пенсионного органа признала и не отрицала, что истец занимала и занимает должность младшего медицинского персонала в (психоневрологическом) лечебно-профилактическом учреждении, отнесенным к позиции 2260000г раздела ХХIV Списка N 2.

Из представленной в дело справки работодателя, уточняющей характер работы от <дата> Ганина Е.Н. в спорные периоды работала в должности санитарки и в должности младшей медицинской сестры, непосредственно обслуживала больных в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени), отвлечений не имела, сведения основаны на лицевых счетах с 2014, штатном расписании, карточке ф-Т2, книге приказов с 2014 по настоящее время, должностной инструкции.

В соответствии с должностной инструкции санитарки, непосредственно обслуживающей больных в течении полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени) утвержденной директором <данные изъяты> <дата> в ее обязанности входит, в том числе сопровождать больных (п. 2.11), осуществлять круглосуточный уход (смена нательного и постельного белья, умывание, подмывание) (п. 2.12), кормление (п. 2.15), оказание помощи в посещении туалета (п. 2.19), оказание помощи при одевании, раздевании, купании (п. 2.20).

Согласно п.п. 3.1.1 должностной инструкции санитарки, утвержденной директором <данные изъяты> <дата> в ее обязанности входит, в том числе размещение и перемещение пациента в постели (п. 2), санитарная обработка, гигиенический уход за тяжелобольными (умывание, обтирание кожных покровов, полоскание ротовой полости) (п. 3), кормление (п. 5), замена белья (п. 7), сопровождение (п. 8).

Аналогичные должностные обязанности предусмотрены в должностной инструкции санитарки, утвержденной директором <данные изъяты> <дата> и должностной инструкции младшей медицинской сестры по уходу за больными, утвержденной директором <данные изъяты> <дата>.

Допрошенные судом свидетели <данные изъяты>, <данные изъяты> подтвердили суду, что работают вместе с Ганиной Е.Н., которая работала санитаркой, а потом в должности младшей медицинской сестры, непосредственно обслуживает больных в течении полного рабочего времени, кормит их, моет, меняет нательное и пастельное белье, сопровождает на процедуры.

Таким образом, судом установлено, что в спорный период работы истца в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры она непосредственно обслуживала больных в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени), отвлечений не имела.

Указанные обстоятельства подтверждаются перечисленными выше доказательствами, суд находит их документально подтвержденными и установленными на основании объективной оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи.

Факт постоянной занятости истца и непосредственного обслуживания больных в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени) в рамках исполнения должностных обязанностей санитарки и младшей медицинской сестры следует из справок работодателя, уточняющих характер работы, оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку они согласуются с обязанностями санитарки и младшей медицинской сестры, утвержденными должностными инструкциями за различные периоды, из которых видно, что обслуживание пациентов происходит круглосуточно и является основной трудовой функцией лица, занимающего должность санитарки и младшей медицинской сестры с учетом профиля <данные изъяты> который пенсионным органом не оспаривался.

Доказательства, опровергающие данные обстоятельства сторона ответчика суду не представила, документально подтвержденные доводы истца не опровергла.

Лицензией Министерства здравоохранения Самарской области от <дата> <данные изъяты> предоставлено право на осуществление медицинской деятельности.

Согласно регистрационному делу медицинская организация за период с 1998 до настоящего времени неоднократно меняло наименование, но сохраняло профиль своей деятельности.

Как следует из устава <данные изъяты> предметом деятельности учреждения является оказание социальных услуг в стационарной форме гражданам, достигшим пожилого возраста, и совершеннолетним инвалидам 1 и 2 группы, страдающим психическими хроническими заболеваниями и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, осуществление мероприятий социального сопровождения перечисленным лицам (п. 2.1).

Целью деятельности учреждения является обеспечение прав указанных выше граждан на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (п. 2.2).

К основным видам деятельности учреждения п. 2.3 устава относит предоставление стационарного социального обслуживания в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществление медицинской деятельности, в том числе оказание психиатрической помощи в амбулаторных условиях (в части диагностики и лечения), осуществление фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств.

Такое учреждение как «пансионат для инвалидов» ни в одном из указанных выше трех перечней (Списков) прямо не предусмотрено.

В месте с тем п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Исходя из устава <данные изъяты> предметом его основной деятельности является оказание социальных услуг, социального сопровождения и обслуживания гражданам, достигшим пожилого возраста, и совершеннолетним инвалидам 1 и 2 группы.

В соответствии с п. 31 Списка наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 к таким учреждениям относятся дом-интернат для престарелых и инвалидов, а также психоневрологический интернат, именуемые как «учреждения социального обслуживания».

Те же учреждения указаны в п. 32 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и относятся к лечебно - профилактическим учреждениям по Списку, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (утратил силу 31.12.2014 в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 указанное министерство утверждает примерную номенклатуру организаций социального обслуживания, согласно которой в состав организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения полустационарного социального обслуживания, в том числе дом-интернат (пансионат), в том числе детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия; психоневрологический интернат (приказ Минтруда России от 17.04.2014 N 258н "Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания").

Таким образом, понятия «дом-интернат» и «пансионат» применительно к сфере социального обслуживания являются тождественными, а потому различия только лишь в наименованиях учреждений, осуществляющих один вид деятельности, не должно умалять пенсионные права работников, которые в противном случае лишаются права на пенсию, по дискриминационным основаниям. Кроме того учреждение, в котором в спорный период работала и в настоящее время работает истец является психоневрологическим интернатом, с 1998 по 2012 являлось домом-интернатом для психических больных, то есть учреждением указанным в указанных выше списках.

С учетом конституционного принципа равенства (ст. 19 Конституции РФ), означающего в том числе недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях), не включение периода работы истца в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры нарушит принцип равенства перед законом и судом.

Отсутствие в указанных Списках в перечне учреждений социального обслуживания пансионата для престарелых и инвалидов не может являться основанием для отказа во включении спорных периодов работы истца в <данные изъяты> в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе с учетом того, что первоначально учреждение до 13 января 1994 года имело наименование <данные изъяты>

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 17 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются, в том числе, стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" утратил силу лишь с 01 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 02 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", утратившего силу лишь с 01 января 2015 года, социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя, в том числе, стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).

Приказом Минсоцзащиты Российской Федерации от 23 марта 1995 года N 60 утверждена и действовала в спорные периоды работы истца "Номенклатура учреждений (подразделений) социальной защиты населения, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда в соответствии с пунктом 1.6 Перечня, утвержденного приказом Минздравмедпрома России от 20 февраля 1995 года N 35", в которой поименован дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов.

Примерной номенклатурой организаций социального обслуживания", утвержденной приказом Минтруда России от 17 апреля 2014 года N 258н в число организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, включены дома-интернаты (пансионаты), в том числе, детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия.

Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 535-ст утвержден и введен в действие с 01 января 2007 года "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", которым установлены виды учреждений социального обслуживания (пункт 4.3), среди которых - дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов (пункт 4.3.21).

Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 558-ст утвержден и введен в действие с 01 января 2009 года "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", в пункте 4.1.2.7 которого перечислены типы учреждений социального обслуживания, среди которых - учреждения стационарного социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного в неделю проживания клиентов в учреждениях. К учреждениям стационарного социального обслуживания отнесен дом-интернат (пансионат) общего типа для граждан пожилого возраста (престарелых) и инвалидов (пункт 4.2.1).

Анализ приведенных выше нормативных положений в совокупности позволяет сделать вывод о том, что дом-интернат для престарелых и инвалидов и пансионат для престарелых и инвалидов являются равнозначными понятиями, по существу - это наименования одного и того же типа учреждения социального обслуживания - учреждения стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

В соответствии с Уставом <данные изъяты> предметом деятельности учреждения является оказание социальных услуг в стационарной форме гражданам, достигшим пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет), и совершеннолетним инвалидам 1 и 2 группы, страдающим психическими хроническими заболеваниями и нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе, осуществление социального сопровождения перечисленным лицам (пункт 2.1), учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: предоставление стационарного социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг, осуществление медицинской деятельности, в том числе оказание психиатрической помощи в амбулаторных условиях и так далее (пункт 2.2).

Таким образом, указанное учреждение полностью соответствует понятию дома-интерната для престарелых и инвалидов, приведенному в Типовом положении о доме для престарелых и инвалидов, утвержденном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 года N 202, и в Положении о доме-интернате для престарелых и инвалидов, утвержденном приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 года N 145.

Отнесение учреждения к психоневрологическому интернату, соответствующему пункту 4.3.15 "ГОСТ Р 52498-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания", утвержденному приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года N 535-ст, пункт 4.2.1.4 "ГОСТ Р 52880-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N 558-ст, то есть учреждению поименованному в пункте 31 Списка, является основанием для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж на соответствующих видах работ.

Данные выводы подтверждаются судебной кассационной практикой (определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> по делу N 88-5027/2020, от 12.03.2020 по делу N 88-4234/2020).

В связи с чем, суд возлагает на пенсионный орган обязанность включить периоды работы Ганиной Е.Н. в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры по Списку в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Включение указанных периодов в специальный стаж позволяет назначить Ганиной Е.Н., <дата> года рождения указанную выше пенсию, поскольку ее специальный стаж превысит необходимые 6 лет с достижением возраста 52 лет на дату обращения <дата>, что с арифметической точки зрения представитель пенсионного органа признала и не оспаривала.

Таким образом, суд признает за Ганиной Е.Н. право на указанную пенсию с <дата>, то есть со дня обращения за ней и достижением возраста 52 лет.

Удовлетворение указанной части требований в полном объеме восстанавливает пенсионные права Ганиной Е.Н., исходя из объема доказанных пенсионных прав.

В связи с чем, ее требования о признании незаконным решения пенсионного органа являются излишними и ведут к защите его уже восстановленных судом прав, а потому не подлежат удовлетворению.

Таким образом, с целью защиты конституционных прав истца на пенсию в соответствии с законом суд считает, что уточненные требования истца является обоснованным и подлежат частичному удовлетворению по указанным выше основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск Ганиной Е. Н. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области о защите пенсионных прав удовлетворить частично.

Возложить на отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, ИНН обязанность включить периоды работы Ганиной Е. Н., СНИЛС в <данные изъяты> с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в должности санитарки, с <дата> по <дата> в должности младшей медицинской сестры по Списку в специальный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признать право Ганиной Е. Н. на указанную пенсию и назначить ей данную пенсию с <дата>.

В остальной части иск Ганиной Е. Н. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Волков

Мотивированное решение суда составлено 31.01.2024 года.

2-278/2024 (2-3703/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ганина Елена Николаевна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Другие
Кузнецов А.П.
Суд
Красноглинский районный суд г. Самара
Судья
Волков Максим Вениаминович
Дело на странице суда
krasnoglinsky.sam.sudrf.ru
20.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2023Передача материалов судье
27.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
31.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее