Дело № 33-2776/2017 Докладчик - Фирсова И.В. Судья - Диденко Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Фирсовой И.В.,
судей Белогуровой Е.Е, Удальцова А.В.,
при секретаре Евсяковой А.А.,
с участием прокурора Жуковой Ю.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 июля 2017 года дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 10 мая 2017 года, которым Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области отказано в полном объеме в удовлетворении иска к Сидорову Александру Васильевичу, Сидоровой Марии Александровне, Сидоровой Елене Николаевне, Благонравовой Дарине Валерьевне о выселении.
Заслушав доклад судьи Фирсовой И.В., выслушав объяснения представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области - Ивановой И.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчиков - Еремеевой Н.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Жуковой Ю.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области (далее - УМВД России по Владимирской области) обратилось в суд к Сидорову А.В., Сидоровой Е.Н., Сидоровой М.А., Благонравовой Д.В. о выселении из жилого помещения специализированного фонда - трехкомнатной квартиры по адресу: г.Владимир, ул. **** В обоснование иска указано, что в связи с прохождением службы в должности заместителя начальника ОРЧ КМ по линии УР №1 УВД по Владимирской области Сидорову А.В. было распределено вышеуказанное служебное жилое помещение на семью в составе 4-х человек (Сидоров А.В., Сидорова Е.Н. - супруга, Сидорова М.А.- дочь, Благонравова Д.В. - падчерица). 10 июля 2008 года УВД по Владимирской области заключило с Сидоровым А.В. договор найма специализированного (служебного) жилого помещения № 577. В соответствии с условиями договора наниматель (Сидоров А.В.) обязан освободить жилое помещение по прекращению пребывания на службе, а также при увольнении со службы. Обязанность по высвобождению служебного жилого помещения Сидоров А.В. взял на себя, указав об этом в своем рапорте от 19 октября 2007 года. Приказом УМВД России по Владимирской области от 15 сентября 2016 года № 2690 л/с Сидоров А.В. из органов внутренних дел уволен с 15 сентября 2016 года, однако, спорную квартиру в установленный законом срок не освободил. Уведомлением от 3 октября 2016 года № 16/1308 ответчикам письменно предложено освободить занимаемую квартиру до 15 декабря 2016 года, погасить задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, снять себя и членов своей семьи с регистрационного учета, что со стороны ответчика Сидорова А.В. исполнено не было. В спорной квартире ответчики продолжают проживать до настоящего времени. Поскольку с истцом расторгнут контракт о службе в органах внутренних дел 15 сентября 2016 года, договор найма служебного жилого помещения прекратил свое действие. Ответчики не относятся к категории граждан, которые не могут быть выселены из специализированного жилого фонда без предоставления иного жилого помещения, в связи с чем ответчик, а также проживающие совместно с ним члены его семьи подлежат выселению.
В судебном заседании представитель УМВД России по Владимирской области - Иванова И.В. поддержала исковые требования.
Ответчик Сидоров А.В. возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что до 15 сентября 2016 года являлся сотрудником органов внутренних дел. На момент увольнения имел выслугу в календарном исчислении более 38 лет. Решением комиссии ЦЖБК УМВД России по Владимирской области от 2 ноября 2016 года №35/2016 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 3 человека под №690, то есть в установленном порядке он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем выселение без предоставления другого жилого помещения невозможно.
Ответчики Сидорова Е.Н., Сидорова М.А., Благонравова Д.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Владимирской области просит об отмене судебного решения и принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований. Считает, что пункт 28 Типового положения к правоотношениям сторон не применим, поскольку договор найма служебного помещения заключен между истцом и ответчиком 10 июля 2008 года, в связи с чем возникшие между сторонами жилищные правоотношения должны регулироваться нормами ЖК РФ. Отказ в удовлетворении иска влечет нарушение прав и законных интересов иных сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел на территории города Владимира и не обеспеченных по месту службы жильем. Не согласно с выводами суда о недоказанности факта того, что в 1992 году Сидорову А.В. было выделено жилое помещение в г.Судогда в первоочередном порядке, предусмотренном для сотрудников органов внутренних дел. Указывает, что квартира в г.Судогде была выделена Сидорову А.В. именно в связи с замещением должности начальника ОУР ОВД по Судогодскому району в первоочередном порядке. В 2001 году Сидоров А.В. реализовал свое право на приватизацию жилого помещения, которое было ему предоставлено. Таким образом, на момент предоставления служебной квартиры в г.Владимире в собственности Сидорова А.В. и его дочери Сидоровой М.А. находилось жилое помещение в г. Судогда, которое ими было продано 23 октября 2009 года. Повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма Сидоров А.В. не имеет права требовать. Обеспечение Сидорова А.В. и членов его семьи жилым помещением возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть по решению органа самоуправления по его месту жительства. Также выражает несогласие с выводами суда о том, что нахождение Сидорова А.В. в очереди для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является доказательством, подтверждающим признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы в отсутствие ответчиков Сидорова А.В., Сидоровой М.А., Сидоровой Е.Н., Благонравовой Д.В., надлежащим образом извещенных времени и месте судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В силу ст. 92 ЖК РФ к специализированным жилым помещениям относятся, в том числе служебные жилые помещения.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 ст. 103 ЖК РФ установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 настоящего Кодекса и ч. 2 настоящей статьи.
На основании ч. 1 ст. 44 ФЗ от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральный законодатель, определяя специальный правовой статус сотрудников органов внутренних дел, вправе устанавливать для них специальные социальные гарантии, которые могут предоставляться как в период прохождения службы, так и после увольнения из органов внутренних дел.
Согласно п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 1 октября 2004 года с изменениями от 16 марта 2013 года) сотрудник, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе, сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Установлено, что квартира по адресу: г. Владимир, ул. **** находится в оперативном управлении УВД по Владимирской области (л.д.14).
Распоряжением от 12 мая 2008 года УВД по Владимирской области и Территориального управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Владимирской области, указанное выше жилое помещение включено в состав специализированного жилищного фонда и отнесено к служебным жилым помещениям.
В соответствии с распоряжением УВД по Владимирской области от 8 ноября 2007 года № 362-р указанная квартира распределена заместителю начальника ОРЧ КМ по линии УР №1, подведомственной УВД по Владимирской области, полковнику милиции Сидорову А.В. (л.д. 15).
10 июля 2008 года УВД по Владимирской области заключило с Сидоровым А.В. договор найма специализированного (служебного) жилого помещения № 577 (л.д. 17-19).
Согласно условиям договора наймодатель (УВД по Владимирской области) передает нанимателю (Сидорову А.В.) за плату в пользование изолированное служебное помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 3 комнат в трехкомнатной квартире, общей площадью 80,2 кв.м, по адресу; г.Владимир, ул. **** (п.1).
Совместно с Сидоровым А.В. в служебное жилое помещение вселяются следующие члены семьи:Сидорова Е.Н.- жена; Сидорова М.А.- дочь; Благонравова Д.В.- падчерица (п.3).
Согласно абзацу «в» п.15 договора, в случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончания срока службы, истечением срока пребывания на государственной, муниципальной или выборной должности наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение (л.д.19).
Приказом УМВД России по Владимирской области от 15 сентября 2016 года №2690 л/с полковник полиции Сидоров А.В. уволен со службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта по п. 1 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», его выслуга на день увольнения составила в календарном исчислении 38 лет 01 месяц 21 день (л.д. 32).
С ноября 2016 года Сидоров А.В. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и состоит на данном учете в составе 3-х человек (Сидорова Е.Н. - супруга, Сидорова М.А.- дочь) (л.д. 33).
Иного жилья супруги Сидоровы не имеют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества (л.д.39-41).
Рассматривая заявленные требования, руководствуясь приведенными нормами права, учитывая, что Сидоров А.В. имеет выслугу в правоохранительных органах более 10 лет, иного жилого помещения на праве собственности или на праве пользования ответчики не имеют, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения требований о выселении ответчиков из занимаемого служебного жилого помещения.
Выводы суда являются верными.
Доводы заявителя жалобы о том, что на спорные правоотношения распространяются положения норм жилищного права, поскольку договор найма служебного помещения заключен между истцом и ответчиком 10 июля 2008 года, то есть после введения в действие ЖК РФ (1 марта 2005 года), в связи с чем Типовое положение в части п. 28 на ответчика не распространяется, является несостоятельным в силу следующего.
Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (в ред. от 1 октября 2004 года с изменениями от 16 марта 2013 года), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные, по сравнению с нормами ЖК РФ, в частности с его статьей 103, льготы для сотрудников органов внутренних дел. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что при принятии постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 217, которым в Типовое положение были внесены изменения, содержание его пункта 28 изменено не было.
Установление пунктом 28 Типового положения по сравнению со ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации льгот для сотрудников полиции не может рассматриваться как противоречие нормам жилищного законодательства.
Сотрудники полиции являются специальными субъектами в указанных правоотношениях. Типовое положение соответствует Федеральному закону "О полиции", в части 1 статьи 44 которого также содержатся нормы права, регулирующие жилищные правоотношения сотрудников полиции.
При таких обстоятельствах утверждение апеллянта о том, что Типовое положение в части пункта 28 распространяется лишь на лиц, которым служебное жилое помещение было предоставлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 года), нельзя признать правильным, основанным на положениях действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ранее Сидорову А.В. предоставлялось жилое помещение в первоочередном порядке, предусмотренном для сотрудников органов внутренних дел, судебной коллегией также отклоняются, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости достаточности, подтверждающие данное обстоятельство.
Так, из ответа ОМВД России по Судогодскому району следует, что за период с 1992 года по 2004 года список очередников и иная информация в части, касающейся улучшения жилищных условий А.В. Сидорова, отсутствует. За период с 2004 года по настоящее время Сидоров А.В. в списках очередников на улучшение жилищных условий в ОМВД России по Судогодскому району не значится (л.д.72).
Из письма администрации МО «Судогодский район» Владимирской области усматривается, что сведения об основаниях предоставления Сидорову А.В. квартиры у администрации муниципального образования г.Судогда отсутствуют.
Из личного рапорта Сидорова А.В. от 19 октября 2006 года, на который ссылается апеллянт, также не представляется возможным установить, кем и по каким основаниям Сидорову А.В. была предоставлена двухкомнатная квартира в г.Судогда (л.д.12).
При указанных обстоятельствах следует согласиться с выводами суда первой инстанции о недоказанности доводов истца о предоставлении Сидорову А.В. жилого помещения в первоочередном порядке, предусмотренном для сотрудников органов внутренних дел.
Также судебная коллегия считает необоснованными доводы апелляционной жалобы о том, что постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий реализуются различными способами и не ставятся в зависимость друг от друга.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Из приведенных нормативных положений следует, что право сотрудника на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет (пункт 16 Правил).
Из системной взаимосвязи указанных норм, определяющих условия и порядок предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является нуждаемость в жилом помещении.
Таким образом, постановленное по делу решение судебная коллегия находит законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неверном толковании положений закона, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и фактически выражают несогласие с решением суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в качестве основания к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 10 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Владимирской области – без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Фирсова
Судьи Е.Е. Белогурова
А.В. Удальцов