№ 2а-4788/2019
64RS0047-01-2019-001985-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 декабря 2019 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре судебного заседания Чесноковой С.О., с участием представителя административного ответчика Пойдо М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиминой С.Ю. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, заинтересованные лица – Волков О.В., Квасова В.Г., Волков В.И., Калашников В.Ю., Харатокина О.Л. о признании незаконным распоряжения №-р от <дата> об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации, признании незаконным решения от <дата> об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации, об обязании вынести распоряжение о приостановлении государственной регистрации.
установил:
Зимина С.Ю. обратилась с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации, об обязании вынести решение о приостановлении государственной регистрации, мотивируя свои требования тем, что <дата> Квасова В.Г., Волков О.В., Зимина С.Ю., Волков В.И., Калашников В.Ю., Харатокина О.Л. провели учредительное собрание и приняли решения, которые оформили протоколом № от <дата>, которым создали екоммерческую организацию <данные изъяты> (далее <данные изъяты>), утверждён Устав <данные изъяты>. Административный истец указывает, что <дата> на основании решения учредителей <данные изъяты> от <дата> она представила в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области заявление и документы для государственной регистрации создания СРОО <данные изъяты>, а именно, заявление о государственной регистрации юридического лица при создании в 2-х экземплярах, Устав в 3-х экземплярах, протокол о создании от <дата> в 2-х экземплярах, документ об оплате госпошлины, копию паспорта заявителя, копии свидетельства о государственной регистрации от <дата> на арендуемое помещение, гарантийное письмо о предоставлении аренды помещения для местонахождения Президента организации. В административном иске указано, что в сданном <дата> пакете документов, ввиду плохого зрения и отсутствия возможности видеть вблизи, был сдан вариант Устава сформированный из листов черновых вариантов (черновой вариант), в связи с чем <дата> было написано и сдано через канцелярию Управления Министерства Юстиции РФ по Саратовской области соответствующее заявление с просьбой не рассматривать и не регистрировать сданный <дата> Устав <данные изъяты>; принять, рассматривать и регистрировать приложенный к заявлению от <дата> Устав <данные изъяты>, утвержденный учредительным собранием <данные изъяты> <дата> (протокол № от <дата>) при этом были приложены 3 экземпляра Устава <данные изъяты> утвержденного учредительным собранием <данные изъяты> <дата> (в 3-х экземплярах, на 12 листах) и копию расписки в получении документов, представленных заявителем в уполномоченный орган в связи с государственной регистрацией юридического лица при создании от <дата> и через канцелярию Управление Министерства Юстиции РФ по Саратовской области были сданы три экземпляра Устава, утвержденного учредительным собранием, содержание и текст которого не совпадает со сданным <дата> в пакете документов Уставом <данные изъяты>. Административный истец указывает, что <дата> от Управления Министерства Юстиции РФ по Саратовской области получила ответ на заявление № от <дата> с отказом в приобщении направленных Уставов <данные изъяты> и их возврата. Административный истец указывает, что <дата> начальником Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области вынесено распоряжение (решение) об отказе в государственной регистрации <данные изъяты> при ее создании, документы которой были представлены <дата> (вх.№), уведомление № от <дата>, которое получено административным истцом <дата>. В административном иске указано, что основанием распоряжения (решения) начальника Управления Министерства юстиции РФ по <адрес> об отказе в государственной регистрации организации послужило то, что представленные документы организации противоречат Конституции РФ и законодательству РФ, а также оформлены в ненадлежащем порядке. Административный истец считает, что решение Управления Министерства Юстиции РФ по Саратовской области от <дата> об отказе в государственной регистрации <данные изъяты> при создании, документы которой были представлены <дата> является незаконным и необоснованным и подлежит отмене (признанию недействительным), ввиду того, что представленные документы организации не противоречат Конституции РФ; <дата> сдано заявление о том, чтобы не рассматривали и не регистрировали сданный <дата>. Устав <данные изъяты>, а рассматривали и регистрировали Устав <данные изъяты>, утвержденный учредительным собранием <данные изъяты> <дата> (протокол № от <дата>). Административный истец указывает, что <данные изъяты> является некоммерческой организацией, документы на государственную регистрацию которой были сданы <дата>, в то время как решение об отказе в государственной регистрации принято <дата>, отправлено почтой <дата>, то есть административный ответчик вынеся решение об отказе в государственной регистрации нарушило процедуру принятия решения на <данные изъяты> дня установленный законом срок в <данные изъяты> рабочих дней для принятия решения об отказе в государственной регистрации (государственной регистрации) <данные изъяты> нарушив законодательство РФ. В связи с изложенным, а также уточненного искового заявление, административный истец просит суд признать незаконным распоряжение начальника Управление Министерства Юстиции РФ по Саратовской области №-р от <дата> об отказе в государственной регистрации <данные изъяты> при ее создании; признание незаконным решение начальника Управления Управление Министерства Юстиции РФ по Саратовской области от <дата> об отказе в государственной регистрации <данные изъяты> при ее создании, документы которой были сданы в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области <дата>; обязать начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области вынести новое распоряжение (решение) о приостановлении государственной регистрации <данные изъяты>» при ее создании, документы которой были сданы в Управление Министерства Юстиции РФ по Саратовской области <дата> на три месяца с момента вынесения решения по делу.
Административный истец Зимина С.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом лично по телефону, об отложении дела не просила.
Представитель административного ответчика Пойдо М.А. административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (т.1 л.д. 135-136, 175-179, 210-214).
Заинтересованные лица Волков О.В., Квасова В.Г., Волков В.И., Калашников В.Ю., Харатокина О.Л. в судебное заседание не явились, об отложении дела не просили.
О времени и месте судебного заседания стороны извещались надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: административный истец Зимина С.Ю., заинтересованное лицо Волков О.В. телефонограммой (т.2 л.д. 235, т.3 л.д.6-7, т.3 л.д.4-5), заинтересованные лица заказными письмами с уведомлением от которых поступили возвраты с отметкой «за истечением срока хранения» Квасова В.Г. (т.3 л.д.10-11), Волков В.И. (т.3 л.д.8-9), Калашников В.Ю. (т.3 л.д.2-3). Харатокина О.Л. (т.2 л.д. 234, т.3 л.д.29) согласно информации содержащейся на официальном сайте почты России, получила извещение <дата>.
Также информация о времени и месте рассмотрения административного дела в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Октябрьского районного суда г.Саратова в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в установленные законом пятнадцатидневный срок (т.2 л.д.230).
Об отложении дела административный истец и заинтересованные лица не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили. Неявка сторон в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным в соответствии со статьями 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя административного ответчика полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействие) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 5).
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях; 5) документ об уплате государственной пошлины; 6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; 7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений; 8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование; 9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (часть 6).
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания (часть 7).
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации (часть 9).
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме (часть 11).
В силу ст. 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям: если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (пункт 1 части 1).
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения (часть 3).
Приказом Минюста России от 30.12.2011 №455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент), пунктом 73 которого установлено, что уполномоченный специалист проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.
Специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме.
Как установлено в ходе судебного заседания и не оспорено сторонами, <дата> Зиминой С.Ю. подано заявление о государственной регистрации юридического лица (т.1 л.д. 16-35).
При приеме документов от заявителя специалистом Управления составлена расписка в получении документов, сдаваемых на государственную регистрацию, в двух экземплярах, один экземпляр которой подписан заявителем Зиминой С.Ю., что подтверждает распиской от <дата> (т.1 л.д.15).
<дата> Зиминой С.Ю. в адрес Управления Министерства Юстиции РФ по Саратовской области подано заявление, согласно которому она просила не рассматривать и не регистрировать сданный <дата> Устав <данные изъяты> а рассматривать и регистрировать Устав <данные изъяты> утверждённый учредительным собранием <данные изъяты> <дата> (протокол № от <дата> ) (т.1 л.д. 36, 67).
Согласно вышеуказанного регламента, государственная регистрация представляет собой ряд административных процедур, завершающихся на стадии рассмотрения документов изданием акта уполномоченного органа территориального органа федерального органа исполнительной власти Управления Предоставление черновиков для государственной регистрации, дополнительных документов, замена сданных для государственной регистрации документов по инициативе заявителя отдельным письмом не входит в процедуру оказания услуги по государственной регистрации некоммерческой организации и не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 ФЗ «Об общественных объединениях» основанием для отказа в государственной регистрации общественного объединения в том числе является:
1) если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган.
Как установлено в ходе судебного заседания устав и иные представленные на государственную регистрацию документы организации противоречили Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, а именно в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании по форме <данные изъяты> в сокращенном наименовании сделана опечатка - неточность, сокращенное наименование <данные изъяты>, в то время как в заявлении вместо буквы О стоит буква Н и указано - <данные изъяты>, согласно данным Главного управления по вопросам миграции МВД России в отношении - учредителя организации Волкова О.В. в заявлении Организации при создании по форме <данные изъяты> содержатся неверные сведения паспортных данных, так как паспорт заменен на новый. В связи с установленными недостатками административным ответчиком было составлено заключение об отказе в регистрации общественной организации (т.1 л.д.93-95) и вынесено распоряжение №-р от <дата> об отказе в государственной регистрации Организации в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (т.1 л.д.96).
Из установленных материалов дела следует, что решение по представленным на государственную регистрацию документам, было принято решение в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с частью 11 статьи 21 ФЗ «Об общественных объединениях» Управление в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязано принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Согласно ответу Управления Министерства Юстиции РФ по Саратовской области от <дата>. №, Зиминой С.Ю. направлен ответ, согласно которому отказано в государственной регистрации организации (т.1 л.д.10-14).
<дата> Управление Министерства Юстиции РФ по Саратовской области в адрес Зиминой С.Ю. направило ответ на заявление от <дата>, согласно которому замена документов ранее представленных на государственную регистрацию общественного объединения не предусмотрена (т.1 л.д. 37-38).
Как следует из скриншота от <дата> представленного из информационного портала Главного управления по вопросам миграции МВД России путем онлайн-запроса (т.1 л.д.200), сведений относительно паспортных данных учредителей, содержащихся в заявлении по форме <данные изъяты>. Сведения о паспортных данных одного из учредителей, а именно Волкова О.В. оказались недействительными в связи с заменой паспорта на новый.
Таким образом, доводы стороны истца о нарушении вынесенным распоряжением (решением) ее прав, а также сроков рассмотрения ее обращения о регистрации общественной организации и несвоевременности дачи ответа, являются не обоснованными и опровергаются установленными в ходе рассмотрения дела обстоятельства, а также вышеуказанными нормами закона. Более того не соответствие документов первоначально поданных административному ответчику на рассмотрение, также подтверждаются самим административным истцом в части направления заявления от <дата>.
Исходя из положений статей 218, 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Доводы стороны административного истца о необходимости вынесения распоряжения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации на срок до трех месяцев для устранения выявленных нарушений, суд считает не состоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 11 статьи 21 ФЗ «Об общественных объединениях» Управление в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязано принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме. Возможность приостановления государственной регистрации общественной организации действующим законодательством не предусмотрено.
На основании анализа положений нормативных правовых актов указанных выше и установленных обстоятельств дела приходит к выводу о том, что оспариваемые действия (решение) управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области являются законными, решение принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку содержит законные основания отказа в государственной регистрации общественно организации, с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 75 Административного регламента, на который ссылается истец в обосновании своих требований: «В случае если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, государственная регистрация некоммерческой организации, за исключением общественного объединения может быть приостановлена однократно на срок, не превышающий трех месяцев», однако как следует из данного регламента, общественная организация является исключением и не попадает под требования данного положения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правовое значение при рассмотрении дел названной категории имеют следующие обстоятельства: соблюдение процедуры принятия оспариваемых решений и соответствие их содержания требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из перечисленных оснований свидетельствующих о незаконности принятых решений.
В ходе судебного заседания судом не установлено, административным истцом не доказано несоответствие распоряжения (решения) №-р от <дата> и уведомления об отказе приостановления регистрации закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов административного истца. Поскольку административный истец не лишен возможности повторно обратиться с заявление о регистрации общественной организации при устранении недостатков установленных в уставе общественной организации и ошибок в наименовании общественной организации, а также по представлению пакета необходимых и достоверных документов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Зиминой С.Ю. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области, заинтересованные лица – Волков О.В., Квасова В.Г., Волков В.И., Калашников В.Ю., Харатокина О.Л. о признании незаконным распоряжения №-р от <дата> об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации, признании незаконным решения от <дата> об отказе в государственной регистрации создания некоммерческой организации, об обязании вынести распоряжение о приостановлении государственной регистрации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем принесения апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья С.И.Долгова
В окончательной форме решение суда изготовлено 30.12.2019.