Дело № 2-164/2018 ***
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Торжок 06 марта 2018 года
Торжокский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,
СЃ участием истца Асадова Рњ.Р.Рѕ., его представителя Сажневой Р•.Рќ.,
представителя ответчика МУП г.Торжка «Горэнерго» Пуриной Н.В., действующей на основании доверенности от 16 января 2018 года,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Асадова Мамеда Рсмаила оглы Рє муниципальному унитарному предприятию РіРѕСЂРѕРґР° РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» Рѕ признании незаконным отказа производить расчёты РїРѕ оплате коммунальную услуги РїРѕ отоплению РїРѕ показаниям индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта тепловой энергии, РѕР± обязании производить расчёт платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ отоплению согласно показаниям индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учёта тепловой энергии, Рѕ взыскании компенсации морального вреда,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Асадов Рњ.Р. оглы обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» Рё РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным отказ производить расчет платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ отоплению согласно показаниям индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учета тепловой энергии, установленного РїРѕ адресу: ***; обязать РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» СЃ 01 января 2017 РіРѕРґР° производить расчет платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ отоплению согласно показаниям индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учета тепловой энергии, установленного РїРѕ указанному адресу; взыскать РІ счёт компенсации морального вреда 5 000 рублей, Р° также судебные расходы РїРѕ оплате госпошлины 300 рублей.
Р’ основании РёСЃРєР° указал, что РІСЃРµ квартиры РІ многоквартирном жилом РґРѕРјРµ (РњРљР”), расположенном РїРѕ адресу: ***, оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (РРџРЈ).
РРџРЈ установлен РёРј (истцом) РІ целях надлежащего учета представляемой услуги РїРѕ отоплению Рё расчета СЃ ответчиком Р·Р° фактически потребленную тепловую энергию, что соответствует требованиям Федерального закона РѕС‚ 23 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2009 РіРѕРґР° в„– 261-ФЗ «Об энергосбережении Рё Рѕ повышении энергетической эффективности Рё Рѕ внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
15 января 2018 РіРѕРґР° истцом РІ адрес ответчика РІ рамках досудебного урегулирования СЃРїРѕСЂР° направлено требование Рѕ необходимости производить расчеты РїРѕ отоплению согласно показаниям установленного РІ квартире РРџРЈ тепловой энергии.
17 января 2018 РіРѕРґР° получен ответ, согласно которому ответчик отказался производить расчеты РїРѕ отоплению согласно показаниям установленного РІ его квартире РРџРЈ тепловой энергии.
С указанной позицией ответчика нельзя согласиться, так как она противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и приводит к неосновательному обогащению ответчика за его счет.
Правительство Российской Федерации 06 мая 2011 года издало постановление №354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).
Главой VI Правил установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Пунктом 42(1) Правил установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года
Абзацем 2 пункта 42 (1) Правил установлено, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзацем 5 пункта 2 Правил установлено, что индивидуальный прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
В силу части 2 статьи 13 Закона об энергосбережении расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190 ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, поставляемой по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету путем измерения приборами учета и расчетным путем.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 2016 года № 2 (вопрос № 4) разъяснен порядок расчета размера платы за тепловую энергию, поставленную после 01 июня 2013 года в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовым прибором учета, но в которых все жилые и нежилые помещения имеют индивидуальные приборы учета тепловой энергии.
Так, Верховный Суд Российской Федерации указал, что с 01 июня 2013 года согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об энергоснабжении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 01 июня 2013 года размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета. Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
РџСЂРё таких обстоятельствах отказ ответчика осуществлять расчеты Р·Р° поставленную тепловую энергию РІ соответствии СЃ показаниями установленных РРџРЈ является незаконным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Рстец Асадов Рњ.Р.Рѕ., его представитель Сажнева Р•.Рќ. РІ судебном заседании исковые требования поддержали РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ РёСЃРєРµ, просили исковые требования удовлетворить.
Представитель истца Сажнева Р•.Рќ. дополнила, что РІ соответствии СЃРѕ статьёй 544 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации оплата энергии производится Р·Р° фактически принятое абонентом количество энергии РІ соответствии СЃ данными учёта энергии, если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. РџРѕСЂСЏРґРѕРє расчётов Р·Р° энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Асадов Рњ.Р.Рѕ., как законопослушный гражданин РІ 2011 РіРѕРґСѓ оборудовал СЃРІРѕСЋ квартиру индивидуальным РїСЂРёР±РѕСЂРѕРј учета тепловой энергии. Таким образом, Сѓ него появилось право платить РїРѕ показаниям своего РїСЂРёР±РѕСЂР° учета. Р’ 2017 РіРѕРґСѓ Асадову Рњ.Р.Рѕ. стали приходить счета РЅР° оплату тепловой энергии согласно утвержденному нормативу. Рмеется апелляционное определение РўРѕСЂР¶РѕРєСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Тверской области РѕС‚ 14 марта 2013 РіРѕРґР° РїРѕ аналогичному СЃРїРѕСЂСѓ, которым было установлено, что приоритетом РїСЂРё выставлении счетов является наличие индивидуальных РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ учета тепловой энергии. Верховный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации подтвердил такую Р¶Рµ позицию. Р’ РґРѕРјРµ истца РІ каждой квартире имеются индивидуальные РїСЂРёР±РѕСЂС‹ учета Рё общедомовых потерь Сѓ РЅРёС… нет. Также установлен распределитель затрат РЅР° отопление, для учёта потребления тепловой энергии, отапливаемой подъезд. Оплату общего помещения РѕРЅРё распределяют между всеми жильцами РґРѕРјР°. Таким образом, расчеты должны быть сформированы РЅР° основании показаний именно этих РїСЂРёР±РѕСЂРѕРІ, Р° РЅРµ РїРѕ общедомовому РїСЂРёР±РѕСЂСѓ Рё РЅРµ РїРѕ нормативу.
Представитель ответчика - РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» - РџСѓСЂРёРЅР° Рќ.Р’. РІ судебном заседании исковые требования РЅРµ признала, поддержала письменные возражения, РёР· которых следует, что РІ силу статьи 544 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации оплата энергии производится Р·Р° фактически принятое абонентом количество энергии РІ соответствии СЃ данными учета энергии, если РёРЅРѕРµ РЅРµ предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (РїСѓРЅРєС‚ 1). РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания статей 30, 39, 153, 154 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации собственник жилого помещения несет бремя его содержания, расходы РЅР° содержание общего имущества РІ многоквартирном РґРѕРјРµ, обязаны своевременно Рё полностью вносить плату Р·Р° жилое помещение Рё коммунальные услуги, включая плату Р·Р° отопление (теплоснабжение).
В соответствии со статьей 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Раздел VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые действуют по настоящее время, определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Абзац второй пункта 42(1) Правил детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с формулами 2 и 2(1) приложения №2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии осуществляется путем ее измерения приборами учета и расчетным путем.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона №190-ФЗ осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Содержание абзаца второго пункта 42(1) Правил, которое детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, в соответствии с формулами 2 и 2(1) приложения №2 к Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, не противоречит части 1, части 3 статьи 19 Федерального закона № 190-ФЗ.
До 31 июля 2017 года в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261 требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии). Буквальное толкование данной правовой нормы не содержит запрета на установку прибора учета (индивидуальных и коллективных (общедомовых), а лишь указывает на отсутствие обязанности собственников по их установке, отсутствии обязанности теплоснабжающих организаций предоставления предложений об оснащении таких объектов приборами учета, в совершении действий по оснащению приборами учета таких объектов.
По данным МУП города Торжка «Горэнерго» максимальный объем потребления тепловой энергии в доме по адресу *** составляет 0,0677 Гкал/час, то есть менее 0,2 Гкал/час.
В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета (индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета), а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке, отсутствие обязанности теплоснабжающих организаций предоставления предложения об оснащении таких объектов приборами учета, отсутствие обязанности теплоснабжающих организаций совершения действий по оснащению приборами учета таких объектов.
Таким образом, истцу для реализации своих прав необходимо было установить индивидуальный и коллективный (общедомовой) прибор учета, если он хотел реализовать свое право на организацию учета потребляемой тепловой энергии с применением приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установленные Правилами права и обязанности исполнителя и потребителя коммунальных услуг не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
С 31 июля 2017 года в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261 (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года) требования настоящей статьи распространяются на объекты, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).
Законодатель предусмотрел, что в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 06 июля 2016 года №2 (вопрос №4)).
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона № 261 до 1 января 2019 года собственники объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3-7 статьи 13 Федерального закона № 261 (в соответствии с частью 5 статьи 13 многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой тепловой энергии).
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона № 261 до 1 июля 2018 года в отношении объектов, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, теплоснабжающие организации обязаны предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
До 31 июля 2017 года в соответствии с законодательством МУП г.Торжка «Горэнерго» не было обязано устанавливать коллективные (общедомовые) приборы учета на объектах, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час. Значит, ответственность в виде выпадающего дохода, вызванного отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, не ложится на предприятие.
В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
В приложенном к исковому заявлению паспорте распределителя затрат на отопление (установленном в коридоре дома) в пункте 3 «Описание» указано, что «данные приборы применяются для распределения стоимости тепловой энергии между различными потребителями на основе данных об общем домовом потреблении тепла потребителями, измеряемым общедомовым счетчиком тепла».
В соответствии с пунктом «а» статьи 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются «помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование)». Таким образом, определяя размер платы за оказанную коммунальную услугу по отоплению в целях содержания общего имущества исходя из показаний индивидуальных приборов учета не представляется возможным.
Третьи лица Асадова Р‘.Р“. кызы, Асадов Рђ.Рњ. оглы РІ СЃРІРѕРёС… интересах Рё интересах несовершеннолетнего Асадова Р.Рђ., Асадов Р.Рњ. оглы, будучи надлежаще извещёнными Рѕ судебном заседании, РІ СЃСѓРґ РЅРµ явились, РѕР± отложении судебного заседания РЅРµ просили. Третье лицо Асадов Р“.Рќ. оглы РІ СЃСѓРґ РЅРµ явился, судебная корреспонденция адресату РЅРµ доставлена, возвращена РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР° хранения.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.
Выслушав истца Асадова Рњ.Р. оглы, его представителя Сажневу Р•.Рќ., представителя ответчика РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» РџСѓСЂРёРЅСѓ Рќ.Р’., исследовав письменные доказательства, имеющиеся РІ материалах дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства достоверно установлено, что Асадов Рњ.Р. оглы, Асадов Рђ.Рњ. оглы, Асадов Р.Рњ. оглы Рё Асадова Р‘.Р“. кызы РЅР° праве общей равнодолевой собственности являются собственниками квартиры РІ двухэтажном восьмиквартирном жилом РґРѕРјРµ, общей площадью 49,2 РєРІ.Рј, расположенной РїРѕ адресу: ***, что подтверждается свидетельствами Рѕ государственной регистрации права собственности РѕС‚ 26 декабря 2005 РіРѕРґР° (каждое РёР· четырёх свидетельств), выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕС‚ 28 февраля 2018 РіРѕРґР°.
РР· выписки РёР· РґРѕРјРѕРІРѕР№ РєРЅРёРіРё РЅР° вышеуказанную квартиру следует, что РІ жилом помещении зарегистрированы Асадов Рњ.Р.Рѕ., Асадова Р‘.Р“.Рє., Асадов Р.Рњ.Рѕ., Асадов Рђ.Рњ.Рѕ., Асадов Р.Рђ.Рѕ., Асадов Р“.Рќ.Рѕ.
В 2011 году в квартире истца установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии и введён в эксплуатацию. Согласно акту повторного допуска к эксплуатации узла учёта тепловой энергии, с 02 октября 2015 года введён в эксплуатацию узел учёта тепловой энергии в квартире истца со сроком поверки по 08 июня 2019 года.
РР· актов повторного РґРѕРїСѓСЃРєР° РІ эксплуатацию узла учета тепловой энергии Сѓ потребителя, утвержденных директором РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго», следует, что узлы учета тепловой энергии были установлены Рё допущены РІ эксплуатацию РІРѕ всех жилых помещениях (квартирах) восьмиквартирного жилого РґРѕРјР° в„– *** РїРѕ улице ***. Батарея РІ холле подключена Рє квартире собственника РџРѕР·РЅСЏРє.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца Сажнева Е.Н., распределитель затрат на отопление установлен в целях учёта потребления тепловой энергии, отапливаемой помещение коридора (холла) на первом этаже жилого дома. Оплату общего помещения собственники распределяют между всеми жильцами дома.
Общедомовой прибор учета тепловой энергии в указанном многоквартирном доме отсутствует.
До 31 декабря 2016 года начисление платы за отопление в квартире истца производилось по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, а с 01 января 2017 года порядок начисления платы за отопление МУП г. Торжка «Горэнерго» изменило, выставляя счета за отопление по нормативу.
РќРµ согласившись СЃ таким РїРѕСЂСЏРґРєРѕРј расчетов Р·Р° отопление, Асадов Рњ.Р. оглы 15 января 2018 РіРѕРґР° обратился РІ РњРЈРџ Рі.РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» СЃ заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёР» производить расчёты Р·Р° отопление РїРѕ показаниям РРџРЈ.
Отказ в удовлетворении претензии ответчик мотивировал тем, что расчет за отопление по индивидуальному прибору учета без наличия общедомового прибора учета законодательством не предусмотрен, вследствие чего расчеты с потребителем будут производиться по утвержденному нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению.
Проверяя обоснованность подобной позиции, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01 июня 2013 года согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды не подлежит установлению, а потребители вносят плату за такую услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, размер платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
При несовершении ресурсоснабжающими организациями указанных действий и отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, который полностью оборудован индивидуальными приборами учета, с 01 июня 2013 года размер платы за поставленную тепловую энергию исчисляется исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Выпадающий доход, вызванный отсутствием учета поставленной на общедомовые нужды тепловой энергии, ложится в таком случае на ресурсоснабжающую организацию, которая, вопреки положениям части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, не предприняла необходимых мер по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета.
При этом Закон об энергосбережении (часть 1 статьи 13) не требует обязательного установления общедомового прибора учета ресурсов в домах, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых Гкал/час.
В обязательном порядке такие действия должны быть совершены не позднее 01 января 2021 года (часть 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года № 279-ФЗ).
Совокупность представленных истцом доказательств, исследованных и принятых судом, указывает на то, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, полностью оборудован индивидуальными приборами учета, а максимальный объем потребления тепловой энергии в указанном жилом доме составляет 0,0677 Гкал/час, то есть менее 0,2 Гкал/час.
При таких обстоятельствах следует признать, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в квартире истца должен определяться (рассчитываться) исходя из объема потребленной коммунальной услуги, определяемого по показаниям индивидуального прибора учета.
Доводы представителя ответчика об обратном являются несостоятельными в силу приведенных выше правовых положений в логической взаимосвязи с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в обзоре судебной практики № 2 (2016), утвержденном 06 июля 2016 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и не могут быть положены в основу настоящего решения.
Рсковые требования Асадова Рњ.Р. оглы Рѕ признании незаконным отказа ответчика производить расчет платы Р·Р° коммунальную услугу РїРѕ отоплению согласно показаниям индивидуального РїСЂРёР±РѕСЂР° учета тепловой энергии Рё соответствующем перерасчете подлежат удовлетворению.
Обсуждая требование истца Рѕ компенсации морального вреда, СЃСѓРґ принимает РІРѕ внимание, что правоотношения между Асадовым Рњ.Р. оглы Рё РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» как исполнителем услуги РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ регламентируются Законом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 07 февраля 1992 РіРѕРґР° в„– 2300-I «О защите прав потребителей», следовательно, положения названного Закона подлежат применению РІ рассматриваемом СЃРїРѕСЂРµ.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данных в постановлении № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства в основании требования о компенсации морального вреда истец не аргументировал, какие именно нравственные и (или) физические страдания причинены ему ответчиком, не высказывался о степени и характере таковых.
Вместе с тем, учитывая объем допущенного ответчиком нарушения, суд считает разумным взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации сумма государственной пошлины, излишне уплаченной истцом, в размере 300 рублей подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
исковые требования Асадова Мамеда Рсмаила оглы Рє РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению согласно показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: ***.
Обязать МУП г. Торжка «Горэнерго» с 01 января 2017 года производить расчет платы за коммунальную услугу по отоплению согласно показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного по адресу: ***.
Взыскать СЃ РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» (РРќРќ 6915002283, адрес местонахождения: Тверская область, Рі. РўРѕСЂР¶РѕРє, Ленинградское шоссе, Рґ. 52 Р±, дата государственной регистрации РІ Едином государственном реестре юридических лиц 09 РёСЋРЅСЏ 1992 РіРѕРґР°) РІ пользу Асадова Мамеда Рсмаила оглы, *** РіРѕРґР° рождения, 1000 рублей РІ счёт компенсации морального вреда.
В удовлетворении иска о компенсации морального вреда в размере, превышающем 1000 (одну тысячу) рублей, отказать.
Возвратить Асадову Мамеду Рсмаилу оглы, *** РіРѕРґР° рождения, государственную пошлину, уплаченную РїСЂРё подаче РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, РІ размере 300 (триста) рублей (чек-ордер Тверского отделения в„– 8607 филиал в„– 250 РѕС‚ 02 февраля 2018 РіРѕРґР°, операция в„– 4998).
Взыскать СЃ РњРЈРџ Рі. РўРѕСЂР¶РєР° «Горэнерго» (РРќРќ 6915002283, адрес местонахождения: Тверская область, Рі. РўРѕСЂР¶РѕРє, Ленинградское шоссе, Рґ. 52 Р±, дата государственной регистрации РІ Едином государственном реестре юридических лиц 09 РёСЋРЅСЏ 1992 РіРѕРґР°) РІ РґРѕС…РѕРґ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґР° РўРѕСЂР¶РѕРє государственную пошлину РІ размере 300 (триста) рублей РЅР° счёт: в„–40101810600000010005, получатель: Управление Федерального казначейства РїРѕ Тверской области (Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 8 РїРѕ Тверской области), РРќРќ 6915006545, РљРџРџ 691501001, ГРКЦ ГУ Банка Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Тверской области, Р‘РРљ 042809001, КБК 18210803010011000110, РћРљРўРњРћ 28750000.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Торжокский городской суд.
Председательствующий Е.Ю.Арсеньева
Решение в окончательной форме принято 10 марта 2018 года.