Решение по делу № 2-1899/2024 от 29.02.2024

Дело № 2-1899/2024                                    25RS0029-01-2024-001979-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 мая 2024 года                                             г. Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Денисовой Ю.С.,

с участием старшего помощника прокурора Титаренко С.В.,

при секретаре судебного заседания Бормотко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Харсель М. М. к Военному комиссариату г. Уссурийска, АО «СОГАЗ», Минобороны России, ФКУ «Управление Финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу», войсковой части 34667 о признании фактическим воспитателем, с участием третьих лиц ФИО2, ФИО3,

выслушав истца, его представителя по ордеру адвоката Поцелуева А.А., третье лицо ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим. С ДД.ММ.ГГ истец состоит в браке с ФИО2 От первого брака у истца была дочь ФИО9, которая после смерти своей матери и до совершеннолетия проживала с истцом. ДД.ММ.ГГ у ФИО9 родился сын ФИО5 Данные об отце ребенка записаны со слов матери. ДД.ММ.ГГ ФИО9 умерла, ее сын ФИО5 стал проживать с истцом. Истец оформил опеку над ребенком. До своего совершеннолетия ФИО5 проживал в семье истца, находился на его иждивении. В период воспитания, ФИО5 ходил в детский сад, школу, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ гг. обучался в Уссурийском суворовском военном училище, после поступил в высшее военное училище в XXXX. С ДД.ММ.ГГ ФИО5 зачислен в список личного состава воинской части 34667, ДД.ММ.ГГ ушел по контракту на СВО. ДД.ММ.ГГ ФИО5 погиб при исполнении служебных обязанностей. В связи с изложенным, истец просил признать его фактическим воспитателем ФИО5, погибшего ДД.ММ.ГГ. Установление данного факта необходимо истцу для получения гарантий, предусмотренных законодательством для членов семьи военнослужащих, погибших на СВО, иным образом установить данный факт не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГ определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены АО «СОГАЗ», Минобороны России, ФКУ «Управление Финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу», войсковая часть 34667.

В судебном заседании истец, его представитель на требованиях настаивали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Третье лицо ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные требования, указав, что ФИО5 жил в их семье с 2004 г. до совершеннолетия, находился на их иждивении. После поступления в высшее учебное заведение, они с истцом также оказывали ему финансовую помощь.

Представители ответчиков Военного комиссариата г. Уссурийска, АО «СОГАЗ», Минобороны России, ФКУ «Управление Финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу», войсковой части 34667 в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом. От представителей АО «СОГАЗ», Минобороны России поступили письменные пояснения, из которых следует, что вынесение решения по делу они оставляют на усмотрение суда. Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Суд, выслушав явившиеся стороны, допросив свидетеля, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, считавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее также - Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ), в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 руб.

Согласно ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в случае гибели (смерти) военнослужащего, или гражданина, призванного на военные сборы, или гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной ч. 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы).

Частью 11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ предусмотрено, что членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются: 1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним; 2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы; 3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 286-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в ч. 11 ст. 3 этого Федерального закона внесены изменения путем ее дополнения п. 4 следующего содержания: «лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в течение не менее пяти лет до достижения ими совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет фактический воспитатель, достигший возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющийся инвалидом. Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение».

Таким образом, Федеральным законом от 31.07.2020 № 286-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федеральным законом от 14.07.2022 № 315-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был расширен круг лиц, имеющих право на получение единовременного пособия и страховой выплаты.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 № 22-П «По делу о проверке конституционности части 11 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в связи с жалобой гражданки К.» ч. 11 ст. 3 указанного Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку, определяя круг членов семьи военнослужащего, имеющих в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, в том числе по призыву, право на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 той же статьи, она направлена на обеспечение особой социальной поддержки этих лиц в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного им гибелью (смертью) военнослужащего.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, представляет собой особый вид государственной службы. В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, РФ, как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на спорные из названных выплат, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержании (постановления Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 22-П и от 19.07.2016 № 16-П).

Из приведенных нормативных положений и правовых позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель установил систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, включающую ряд денежных выплат. Их же предназначение - компенсировать родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

Исходя из целей этих выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» под фактическими воспитателями, обязанность по содержанию которых возлагается на их воспитанников (ст. 96 Семейного кодекса Российской Федерации), следует понимать как родственников ребенка, так и лиц, не состоящих с ним в родстве, которые осуществляли воспитание и содержание ребенка, не являясь при этом усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем или патронатным воспитателем ребенка.

В соответствии с п. 5. ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются в том числе военнослужащим и членам их семей.

Ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в том числе лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Как следует из материалов дела, внук истца ФИО5 родился ДД.ММ.ГГ, мать - ФИО9, отец ФИО10 (записан со слов одинокой матери). ДД.ММ.ГГ ФИО9 умерла.

ДД.ММ.ГГ постановлением администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район Приморского края, истец Харсель М.М. назначен опекуном ФИО5

Согласно справке Управления по опеке и попечительству администрации УГО XXXX от ДД.ММ.ГГ, Харсель М.М. являлся опекуном ФИО5 с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, проживал совместно с опекуном по адресу: г. Уссурийск, XXXX.

Из справки XXXX от ДД.ММ.ГГ следует, что ФИО5 являлся воспитанником МДОУ детского сада общеразвивающего вида XXXX XXXX с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, проживал в семье Харсель М.М. и ФИО2 в XXXX.

Согласно справке XXXX от ДД.ММ.ГГ, ФИО5 обучался в МБОУ «СОШ XXXX УГО» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, проживал в семье Харсель М.М. и ФИО2 в XXXX.

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ гг. ФИО5 обучался в Уссурийском суворовском военном училище. Согласно справе по биографии, суворовец проживал у своего опекуна-дедушки Харсель М.М. по адресу: XXXX. На протяжении всего периода обучения все вопросы по воспитанию и обучению суворовца ФИО5 обсуждались и решались с Харсель М.М. и ФИО2

Согласно представленной копии сберегательной книжки ФИО5 на его расчетном счете в 2015 году происходило накопление денежных средств, пенсии, начислялись проценту по вкладу.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО11 подтвердила тот факт, что ФИО5 проживал в семье истца с малолетнего возраста до совершеннолетия, она обучалась с ним в одной школе в XXXX, дружила, приходила в гости.

ДД.ММ.ГГ в автобиографии Дальневосточного высшего общевойскового командного училища ФИО5 ближайшим родственником указал опекуна (дедушку) Харсель М.М., поскольку мать ФИО9, умерла в 2004 г., отец ФИО10 записан со слов матери.

В 2023 г. ФИО5 закончил ФГКВОУВО «Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского» МО РФ XXXX.

ДД.ММ.ГГ ФИО5 погиб при исполнении служебных обязанностей на территории н.п. Ивановка Ивановского района Херсонской области Российской Федерации.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что истец приходился опекуном-дедушкой ФИО5, проживал с ним одной семьей, воспитывал и содержал его, между ними сложились семейные связи на протяжении длительного периода времени, в том числе не менее пяти лет до достижения совершеннолетия. Тесные взаимоотношения сторон не носили краткосрочного характера, обусловленного периодом установления опеки, истец Харсель М.М. являлся кровным и близким родственником погибшего ФИО5

При таких обстоятельствах, требования о признании Харсель М.М. фактическим воспитателем ФИО5, погибшего ДД.ММ.ГГ в н.п. Ивановка Ивановского р-она Херсонской области Российской Федерации, в течение не менее пяти лет до достижения совершеннолетия, подлежат удовлетворению. Указанный факт имеет юридическое значение для истца для реализации прав на получение гарантий, предусмотренных законодательством для членов семьи военнослужащих.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Харсель М. М. – удовлетворить.

Признать Харсель М. М. фактическим воспитателем ФИО5, ДД.ММ.ГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГ в н.п. Ивановка Ивановского р-она Херсонской области Российской Федерации, в течение не менее пяти лет до достижения совершеннолетия.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд.

Председательствующий                                                      Ю.С. Денисова

Решение в окончательной форме изготовлено 13 мая 2024 года.

2-1899/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Уссурийский городской прокурор
Харсель Михаил Михайлович
Ответчики
АО "Согаз"
Министерство Обороны РФ
ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу"
Войсковая часть 34667
Военный комиссариат г. Уссурийска
Другие
Харсель Яна Сергеевна
Харсель Елена Львовна
Суд
Уссурийский районный суд Приморского края
Судья
Денисова Ю.С.
Дело на странице суда
ussuriysky.prm.sudrf.ru
29.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.02.2024Передача материалов судье
06.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2024Подготовка дела (собеседование)
02.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024Дело оформлено
28.06.2024Дело передано в архив
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее