УИД 11RS0010-01-2023-002366-68
г. Сыктывкар Дело № 2-217/2024
№ 33-7393/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 24 октября 2024 года дело по апелляционной жалобе Габовой Ларисы Халларовны на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 августа 2024 года, по которому
исковые требования Габовой Ларисы Халларовны к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности заключить соглашение о выкупе земельного участка для муниципальных нужд и изъятии жилых помещений путем их выкупа оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения Габовой Л.Х. а её представителя адвоката Буренка К.А., представителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Шаньгина В.А., судебная коллегия
установила:
Габова Л.Х. обратилась в суд с административным иском к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным распоряжения Главы администрации Эжинского района МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2019 года № 811 «О внесении изменений в некоторые распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», возложении на ответчика обязанности заключить соглашение о выкупе земельного участка и принадлежащих истцу жилых помещений с выкупной стоимостью 4 096 000 руб. (с учетом уточнений – л. д. 40-42 тома 1).
В обоснование требований указала, что ей на праве собственности принадлежит жилые помещения, расположенные по адресу: <Адрес обезличен> Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 29 ноября 2018 года № 386, вынесенным на основании заключения межведомственной комиссии от 30 октября 2018 года № 24, указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок для принятия мер к отселению граждан из жилых помещений дома до 31 декабря 2019 года. Вместе с тем, распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2019 года № 811 в указанное распоряжение № 386 срок расселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, продлен до 31 декабря 2025 года, что, по мнению заявителя, свидетельствует о бездействии администрации по расселению граждан из аварийного МКД.
Суд выделил исковые требования Габовой Л.Х. в части возложения на ответчика обязанности заключить соглашение о выкупе земельного участка и принадлежащих истцу жилых помещений в отдельное производство для разрешения по нормам гражданско-процессуального законодательства (определение от 6 декабря 2023 года (л. д. 4 адм. дела № 2а-129/2024), привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию МО ГО «Сыктывкар», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - Румянцеву А.С., Попову О.А., Гладкую Р.Т., Потехина В.М., Кутяева Е.А., Юркину Н.В. и постановил приведённое решение, оспоренное Габовой Л.Х.
Принявшая участие в суде апелляционной инстанции Габова Л.Х. и её представитель на удовлетворении жалобы настаивали.
Представитель администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с жалобой не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Препятствий для рассмотрения дела при имеющейся явке не установлено.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, административного дела Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми № 2а-129/2024, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены либо изменения не усматривает.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Габова Л.Х. является собственником жилых помещений – <Номер обезличен> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <Адрес обезличен> (свидетельство о ГРП от <Дата обезличена>, запись <Номер обезличен>).
Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 29 ноября 2018 года № 386 на основании заключения Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда, расположенного на территории Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», от 30 октября 2018 года № 24 многоквартирный жилой дом по адресу: <Адрес обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу; пунктом 3 данного распоряжения собственникам жилых помещений в указанном доме предписано в срок до 31 декабря 2019 года принять меры к отселению из многоквартирного дома и совместно с иными собственниками обеспечить снос здания.
10 января 2019 года в адрес собственников многоквартирного дома, в том числе Габовой Л.Х., администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» направлено требование от 29 декабря 2018 года о принятии мер к отселению и освобождению занимаемых помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2019 года. Требование получено Габовой Л.Х. 15 января 2019 года.
Распоряжением и.о. руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2019 года № 811 «О внесении изменении в некоторые распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в пункт 3 распоряжения № 386 внесены изменения в части установленного срока: указанный срок изменен с 31 декабря 2019 года на 31 декабря 2025 года.
В адрес собственников многоквартирного дома, в том числе Габовой Л.Х., администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» направлено требование от 31 января 2020 года о принятии мер к отселению и освобождению занимаемых помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома с новым сроком - до 31 декабря 2025 года. Требование получено Габовой Л.Х. 1 апреля 2020 года.
Полагая установленный администрацией Эжвинского района новый срок незаконным, Габова Л.Х. обратилась в суд с соответствующим административным исковым заявлением об оспаривании срока расселения (административное дело № 2а-129/2024).
Вступившим в законную силу решением Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от 15 апреля 2024 года № 2а-129/2024 административный иск Габовой Л.Х. удовлетворен: признан незаконным пункт 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2019 года № 811 в части установления срока расселения граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, до 31 декабря 2025 года; на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять иное решение в части установления разумного срока расселения граждан.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда по административному делу № 2а-129/2024 руководителем администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» издано распоряжение от 10 июня 2024 года № 274 «О внесении изменений в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 29 ноября 2018 года № 386» об изменении срока расселения граждан с 31 декабря 2025 года на 30 июня 2025 года.
Указанное распоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в судебном порядке не оспаривалось.
В адрес собственников многоквартирного дома администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» направлено требование от 13 июня 2024 года о принятии мер к отселению и освобождению занимаемых помещений и обеспечению сноса многоквартирного дома с новым сроком - до 31 июня 2025 года. Требование вручено Габовой Л.Х. 13 июня 2024 года.
Судом также установлено, что многоквартирный дом по адресу: <Адрес обезличен> не включен ни в региональную, ни в муниципальную адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденные постановлением Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года № 160 «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах», постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар от 21 мая 2019 года № 1/1440 «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории МО ГО «Сыктывкар» на период 2019 - 2025 годы».
Отказывая Габовой Л.Х. в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия по делу установленных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательных условий для возникновения у ответчика обязанности, на исполнении которой настаивала Габова Л.Х,, тогда как решение вопроса о выкупе жилого помещения требует обязательного соблюдения этой процедуры.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в полной мере соглашается, поскольку они соответствуют закону и обстоятельствам дела, и доводы апелляционной жалобы их не опровергают.
Защита жилищных прав собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
На основании части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В силу пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Применив приведённое правовое регулирование к обстоятельствам рассматриваемого дела, суд первой инстанции пришёл к обоснованному и правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Габовой Л.Х. исковых требований.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В рассматриваемом случае данная процедура не завершена, а действия ответчиков, вопреки доводам жалобы, соответствуют положениям статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации: руководителем администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» в установленном законом порядке принято решение о признании многоквартирного жилого дома аварийным, собственникам многоквартирного жилого дома направлены требования о добровольном сносе дома.
Учитывая, что на момент вынесения решения по делу срок сноса аварийного дома, установленный для собственников жилых помещений, не истек, обязанность органа местного самоуправления по изъятию жилых помещений и земельного участка не наступила.
Доводы апелляционной жалобы Габовой Л.Х. основаны на субъективном ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, ввиду чего не могут быть признаны судебной коллегией обоснованными.
Признание судом незаконным пункта 1 распоряжения руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 31 декабря 2019 года № 811, которым срок расселения граждан из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, изменен до 31 декабря 2025 года, не влечет само по себе не свидетельствует об обоснованности исковых требований Габовой Л.Х.
Из обстоятельств дела следует, что органом местного самоуправления во исполнения решения суда по делу № 2а-129/2024 установлен новый срок расселения – 30 июня 2025 года, который к момент разрешения иска Габовой Л.Х. о выкупе жилого помещения не истек.
Решение вопроса об установлении сроков расселения из аварийного жилья относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Данный вопрос решается, в том числе, с учетом финансовой возможности администрации произвести требуемые от неё законом действия при том, что жилой дом по <Адрес обезличен> ни в одну из программ переселения граждан из аварийного жилья на территории МО ГО «Сыктывкар» до окончания 2025 года не включен.
Оснований для возложения на администрацию обязанности немедленно начать процедуру выкупа путем принятия решения об изъятии земельного участка и жилых помещений по делу не имеется.
Как следует из дела, Габова Л.Х. в аварийной квартире по <Адрес обезличен> фактически, начиная с 2021 года, не проживает, обеспечена жилым помещением. В предоставлении маневренного жилого фонда ответчиком отказано ей не было.
Заявление об оспаривании законности распоряжения от 10 июня 2024 года № 274 «О внесении изменений в распоряжение руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от 29 ноября 2018 года № 386» об изменении срока расселения граждан с 31 декабря 2025 года на 30 июня 2025 года было подано истцом в суд уже после вынесения оспариваемого решения, а потому это обстоятельство само по себе не свидетельствует о его незаконности и не препятствует разрешению апелляционной жалобы Габовой Л.Х.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Габовой Ларисы Халларовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 октября 2024 года