судья Борщенко Т.А. дело № 33-11657/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ22 ноября 2017 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе председательствующего Кадкина А.А.
судей: Матосовой В.Г., Павлуцкой С.В.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиева Р.А. к администрации города Владивостока о признании права собственности на самовольное строение, по апелляционной жалобе администрации города Владивостока на решение Советского районного суда горда Владивостока от 17 августа 2017 года, которым заявленные требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., возражения представителя Валиева Р.А.О.- Лысенко Ю.В., судебная коллегия установила:Валиев Р.А. обратился с иском к администрации города Владивостока, указав, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации индивидуальных жилых домов, общей площадью <адрес> Указанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером № общей площадью ... кв.м., предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ЖСК «...» для строительства индивидуальных жилых домов коттеджного типа, на основании постановления главы администрации города Владивостока № 408 от 1 апреля 2014 года. 26 сентября 2006 года ЖСК «...» было получено разрешение на строительство ... индивидуальных жилых домов коттеджного типа. Приобретая земельный участок у ЖСК «...» истец полагал, что наличие выданного ЖСК разрешения на строительство индивидуальных домов достаточно для того чтобы построить дом и зарегистрировать на него право собственности. В 2015 году истец закончил строительство дома. В постановке на кадастровый учет жилого дома отказано, по причине отсутствия разрешения на строительство. Обратившись в администрацию города Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, получил отказ, поскольку в соответствии с действующим законодательством выдача разрешений на строительство уже строящихся или построенных объектов не предусмотрена. Возведенный объект недвижимости - жилой дом соответствует градостроительным, строительным, пожарным и санитарно – гигиеническим нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан и не нарушает права и законные интересы граждан.
Истец просил признать за ним право собственности на самовольное строение - индивидуальный жилой дом, площадью ... кв.м., расположенный по <адрес>
Представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, указал, что индивидуальный жилой дом, площадью 194,3 кв.м., расположенный по <адрес> является самовольной постройкой, в силу ст. 222 ГК РФ.
Суд постановил решение, которым признал за Валиевым Р.А.О. право собственности на самовольное строение индивидуальный жилой дом, площадью 194,3 кв.м., расположенный по <адрес>
В апелляционной жалобе администрация города Владивостока просит решение отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие возражения, не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (абзац 3 части 3 ст. 222 ГК РФ).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что для признания постройки самовольной необходимо наличие определенных условий, а именно: возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Кроме того, юридически значимым обстоятельством также является установление того обстоятельства, что возводимый объект недвижимости нарушает права и охраняемые законом интересы собственников, создает угрозу жизни и здоровью.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
В силу п. 1 ст. 263 ГК РФ, ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Положениями ст. 40 Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Кроме того, анализ статьей 7, 85 Земельного кодекса РФ, 35- 40 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует, что постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли, либо вопреки правилам градостроительного зонирования.
Из материалов дела следует, что Валиев Р.А. является собственником земельного участка, с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м., расположенного по <адрес> на основании договора купли – продажи. Указанный земельный участок был образован в 2010 году из земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью ... кв.м. предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ЖСК «Надежда» для строительства индивидуальных жилых домов коттеджного типа, на основании постановления главы администрации города Владивостока № 408 от 1 апреля 1994 года. 26 сентября 2006 года ЖСК «Надежда» было получено разрешение на строительство № 47/93 объектов капитального строительства – индивидуальные жилые дома коттеджного типа.
Распоряжением УГА администрации г. Владивостока № 713 от 30 августа 2016 года был утвержден градостроительный план земельного участка, с кадастровым номером №, из которого следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
На указанном земельном участке истцом возведен индивидуальный жилой дом, площадью 194,3 кв.м.
Истец, обратившись в администрацию города Владивостока с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, получил отказ, поскольку в соответствии с действующим законодательством выдача разрешений на строительство уже строящихся или построенных объектов не предусмотрена.
Из выводов экспертного заключения ООО «Консалтинговая компания «Арктур Эксперт» № 052/1-2017 от 9 июня 2017 года следует, что работы по возведению указанного жилого дома полностью соответствуют требованиям градостроительных норм и правил, государственным стандартам. Местоположение жилого дома 6, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, расстояние до границ смежных участков, соседних зданий сооружений, соответствует градостроительным, противопожарным и строительно-техническим нормам и правилам, в том числе положениям «Правилам землепользования застройки на территории Владивостокского городского округа». Жилой дом возведен в границах земельного участка с кадастровым номером №. Произведенные работы по возведению указного жилого дома не создают угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует строительно-техническим нормам и правилам.
Из разъяснений, изложенных в п. 26 постановленияПленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению, если единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
В этом случае следует установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создается ли угроза жизни и здоровью граждан.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований истца о признании за ним права собственности на объект недвижимости, поскольку установлено, что жилой дом расположен в границах принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, который относится к землям населенных пунктов, где допускается индивидуальное жилищное строительство. Работы по возведению жилого дома соответствуют строительно-техническим нормам и правилам, отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и не нарушаются права и законные интересы третьих лиц.
В суде было установлено, что разрешение на строительство администрацией г. Владивостока было выдано ЖСК «...» для строительства индивидуальных жилых домов в 2006 году. Истец возводил объект капитального строительства при наличии указанного разрешения в границах земельного участка, выделенного ЖСК для строительства индивидуальных жилых домов. Доказательства нарушения условий строительства в ЖСК отсутствуют.
При таких обстоятельствах утверждение в жалобе о том, что меры по получению разрешения не принимались, противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Довод жалобы о злоупотреблении правом со стороны истца не подтверждается.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:решение Советского районного суда города Владивостока от 17 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Владивостока оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи