Решение от 05.09.2023 по делу № 2-116/2023 (2-1454/2022;) от 28.07.2022

77RS0-94

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты>

05 сентября 2023г. г. Назарово

Назаровский городской суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Сизых Л.С.,

с участием помощника Назаровского межрайонного прокурора ФИО3 (по поручению),

представителя третьего лица войсковой части <данные изъяты> ФИО6 (по доверенности),

при секретаре: ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть <данные изъяты>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства об охране окружающей среды.

Требования мотивированы тем, что на территории войсковой части <данные изъяты> имеется очистное сооружение (по генплану расположено по адресу: <адрес>, военный городок , введено в эксплуатацию в 1985 году, общая площадь 240 кв.м.) и два фильтра песчаных, септиков, хлораторных (по генплану , расположен по адресу: <данные изъяты>, военный городок <данные изъяты>, введен в эксплуатацию - 1967 году, общая площадь 61 кв.м. и по генплану <данные изъяты>, расположен по адресу: <адрес>, военный городок , введен в эксплуатацию – 1968 год, общая площадь 61 кв.м.).

Комиссионным осмотром установлено, что данные объекты находятся в неудовлетворительном техническом состоянии. Конструктивные элементы разрушены, длительное время не функционируют. Жидкие бытовые отходы проникают в грунт без предварительной очистки, создавая угрозу экологической безопасности и причиняя вред окружающей среде. Данные объекты требуют капитального ремонта (нового строительства).

По данной причине указанные сооружения не были приняты в оперативное управление жилищно-коммунальной службы (<адрес>) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ.

Должностными лицами войсковой части <данные изъяты> на протяжении длительного времени подавались заявки для включения сооружений в титульный план капитального ремонта. С 2017 года заявки подавались в адрес <данные изъяты> отделения (территориального) эксплуатации и контроля за оказанием услуг, которые после согласования направлялись в адрес начальника управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа. С 2019 года заявки подавались через заместителя командующего ЦВО по МТО, однако до настоящего времени, заявки остались без удовлетворения.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является отсутствие в Министерстве Обороны Российской Федерации достаточного финансирования на проведение капитального ремонта (строительства) воинских объектов.

Обязанность по организации работы на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, осуществление инструментального исследования возложена на департамент строительства Министерства Обороны Российской Федерации.

С учетом изложенного просит признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в не проведении капитального ремонта очистных сооружений войсковой части <данные изъяты>. Обязать Департамент строительства Минобороны России провести капитальный ремонт (реконструкцию) очистных сооружений (по генплану: , расположено по адресу: <адрес>, военный городок , по генплану , расположено по адресу: <данные изъяты>, военный городок <данные изъяты>, по генплану <данные изъяты>, расположено по адресу: <адрес>, военный городок ) войсковой части <данные изъяты> путем заключения соответствующего государственного контракта.

Судом по ходатайству представителя ответчика в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Помощник прокурора Назаровской межрайонной прокуратуры ФИО5, действующая на основании поручения Военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердив изложенное в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Направили в суд возражения, в которых в удовлетворении исковых требований просили отказать по следующим основаниям. Согласно приказу Министра Обороны Российской Федерации № 860 от 30.12.2017 коммунально – эксплуатационное обеспечение является видом материально-технического обеспечения, включает в себя эксплуатацию, техническое обслуживание, текущий ремонт материально – технической базы Вооруженных сил, а также ее снабжение электрической, тепловой энергией, водой, природным газом, мебелью, обогревательными и осветительными приборами, материалами и оборудованием для ее эксплуатации, ремонта и содержания. В соответствии с Положением о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ, указанные полномочия возложены на Департамент эксплуатационного обеспечения Министерства обороны РФ, являющийся центральным органом военного управления. Обязанности по контролю за техническим состоянием объектов, выявлению признаков их аварийности, мониторингу состояния основания строительных конструкций в ходе эксплуатационного контроля, организации выполнения первоочередных противоаварийных мероприятий возложены на органы эксплуатации - Департамент эксплуатационного обеспечения Министерства обороны РФ и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации. Именно на указанных органах лежит обязанность по содержанию очистных сооружений

Представитель соответчика Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель соответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, направили в суд отзыв, в котором просил исключить их из числа соответчиков. Спорные объекты в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в оперативное управление либо хозяйственное ведение для содержания (эксплуатации) не передавались. Изложенное подтверждается актом приема-передачи коммунальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства от 01.04.2017.

Представитель третьего лица Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель третьего лица Войсковой части <данные изъяты> ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, суду пояснил, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ очистные сооружения по спорным объектам не были приняты на баланс, поскольку они находились в неудовлетворительном техническом состоянии. Очистная система на объекте, расположенном в <адрес>, восстановлена войсковой частью <данные изъяты> самостоятельно. Ежегодно заявки на включение спорных объектов в план капитального ремонта подаются в вышестоящие органы управления, однако по причине отсутствия достаточного финансирования до настоящего времени эти объекты не включены в план капитального ремонта.

Свидетель ФИО7 подтвердил, что в связи с установлением емкости на подвижном командном пункте в <адрес> сточные массы попадают не на землю, а в данную емкость. Поскольку объем сточных масс небольшой, наполнение емкости медленное. В ближайшее время планируется перевооружение войсковой части, в связи с чем, военный объект из <адрес> будет перенесен в другое место. Военной инфраструктуры в <адрес> не будет. В полномочия департамента строительства Министерства Обороны РФ входит выделение денежных средств и заключение государственных контрактов на капитальный ремонт.

Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Согласно п. 4 данной статьи имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества.

Пунктом 7 Положения о Департаменте строительства Минобороны России, утвержденного приказом Минобороны России № 300 от 14.05.2014, предусмотрено, что департамент строительства осуществляет перспективное и текущее планирование объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, покупку жилых помещений, территориальное планирование и планировку территорий.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» коммунально-эксплуатационное обеспечение направлено на поддержание боевой и мобилизационной готовности воинских частей, создание условий для комфортного пребывания личного состава, проведение мероприятий боевой готовности, военно-политической работы, других мероприятий повседневной деятельности.

Коммунально-эксплуатационное обеспечение - вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил, снабжение ее электрической и тепловой энергией, водоснабжением и водоотведением, природным газом (включая сжиженный), а также закупку: мебели, инвентаря, материалов (в том числе строительных) и оборудования, необходимых в процессе эксплуатации материально-технической базы Вооруженных Сил; многолетних насаждений (деревьев, кустарников, озеленительных и декоративных насаждений, растительности у проезжей части), искусственных насаждений, объектов, предназначенных для декоративного украшения; работ по их высадке (монтажу) в целях ухода и обслуживания парков, садов, дизайна ландшафта, фасадов зданий и внутренних территорий и иных мест, находящихся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления Вооруженных Сил; твердого котельного топлива (угля, дров), жидкого котельного топлива (мазута).

Данным приказом определены коммунально-эксплуатационные органы, общее руководство которых возложено на Департамент эксплуатационного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, на территории войсковой части <данные изъяты> имеется очистное сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок . Введено в эксплуатацию в 1985 году, общей площадью 240 кв.м., а также два фильтра песчаных, септиков, хлораторных, расположенных по адресу: <данные изъяты>, военный городок <данные изъяты>, введен в эксплуатацию в 1967 году, общей площадью 61 кв.м. и по адресу: <адрес>, военный городок , введен в эксплуатацию в 1968 году, общей площадью 61 кв.м.

Указанные очистные сооружения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, требуют капитального ремонта (нового строительства). Конструктивные элементы разрушены, длительное время не функционируют, в связи с чем, жидкие бытовые отходы проникают в грунт без предварительной очистки, создавая угрозу экологической безопасности, причиняя вред окружающей среде. Изложенное подтверждается ответом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, актами общего осеннего осмотра объектов казарменно - жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра очистных сооружений войсковой части <данные изъяты> <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицами к нему.

Заявки на капитальный ремонт в 2018-2022гг., в том числе данных очистных сооружений, подавались ежегодно должностными лицами войсковой части <данные изъяты> в вышестоящие органы управления, однако по причине отсутствия достаточного финансирования до настоящего времени эти объекты не были включены в план капитального ремонта.

Поскольку все имущество Вооруженных сил РФ является федеральной собственностью, собственником спорных объектов является Российская Федерация. Министерство обороны России, являясь федеральным органом исполнительной власти, от имени Российской Федерации осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в том числе в отношении очистных сооружений, несет бремя их содержания, а также организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества.

Департамент строительства Министерства Обороны Российской Федерации осуществляет планирование объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт спорного имущества. Иными словами выделяет денежные средства и заключает государственные контракты на капитальный ремонт зданий, строений, сооружений, закрепленных за Вооруженными Силами Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковое требование о признании незаконным бездействия Министерства Обороны Российской Федерации в лице начальника Департамента строительства Министерства Обороны Российской Федерации, выразившегося в не проведении капитального ремонта очистных сооружений войсковой части <данные изъяты> суд находит подлежащим удовлетворению.

Как следует из пояснений представителя третьего лица Войсковой части <данные изъяты> ФИО6, очистная система на объекте, расположенном в <адрес>, восстановлена силами войсковой частью <данные изъяты> В качестве отстойника смонтирована емкость, которая соединена канализационным трубопроводом с канализационной станцией и колодцем с возможностью откачки сточных вод. Пояснения представителя третьего лица согласуются с показаниями свидетеля ФИО7, который пояснил, что лично принимал участие в монтаже емкости – отстойника на спорном объекте, расположенном в <адрес>, в связи с чем, в настоящее время сточные массы попадают не на рельеф Земли, а в данную емкость.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ монтажа фекальной емкости ПКП войсковой части , расположенной по адресу: <адрес>, военный городок , проведена комиссионная проверка по монтажу смонтированной фекальной емкости объемом (100м3) в качестве отстойника. В ходе проверки установлено, что водоотведение поступает в канализационно – насосную станцию, где фекальный насос перекачивает сточные воды в смонтированную емкость (100м3) в качестве отстойника, с возможностью при ее заполнении откачивать сточные воды спецмашиной.

Более того, как пояснил свидетель ФИО7, в ближайшее время планируется перевооружение войсковой части , в связи с чем, военный объект из <адрес> будет перенесен в другое место. Военной инфраструктуры в <адрес> не будет.

Поскольку силами войсковой части исключено попадание сточных вод в грунт в <адрес>, принимая во внимание, что в ближайшее время в <адрес> военной инфраструктуры не будет, суд считает нецелесообразным возлагать на департамент строительства Министерства Обороны Российской Федерации обязанность провести капитальный ремонт очистного сооружения в <адрес>.

Таким образом, исковое требование о возложении на департамент строительства Министерства Обороны Российской Федерации обязанности осуществить капитальный ремонт очистных сооружений подлежит удовлетворению частично, за исключением капитального ремонта очистного сооружения, расположенного в <адрес>. Доказательств невозможности устранения данных нарушений суду не представлено.

Как следует из пояснений представителя третьего лица Войсковой части <данные изъяты> ФИО6, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации спорные очистные сооружения не были приняты на баланс, поскольку они находились в неудовлетворительном техническом состоянии, что также подтверждается актом приема-передачи коммунальных объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 № 860 «Об утверждении руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации» к полномочиям департамента эксплуатационного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации относится текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем, предметом настоящего спора является проведение капитального ремонта очистных сооружений.

Поскольку с момента привлечения в качестве соответчиков Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации истцом исковые требования к данным соответчикам не предъявлены, правовых оснований для рассмотрения заявленных исковых требований к указанным соответчикам суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░

░░░░░ ░░░░░

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

2-116/2023 (2-1454/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Военный прокурор 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681
Назаровский межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации
Другие
Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации
войсковая часть 32441
Суд
Назаровский городской суд Красноярского края
Судья
Сизых Л.С.
Дело на сайте суда
nazarovo.krk.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.07.2022Передача материалов судье
28.07.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
17.11.2022Предварительное судебное заседание
17.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.02.2023Предварительное судебное заседание
06.02.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.04.2023Предварительное судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее