Уникальный идентификатор дела
19RS0002-01-2022-002751-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Черногорск
27 сентября 2022 года Дело № 2а-1916/2022
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,
при секретаре В.Д. Лушовой, помощнике судьи Т.А. Юдиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» к прокуратуре города Черногорска,, прокуратуре Республике Хакасия о признании недействительным представления,
с участием в деле в качестве заинтересованных лиц М.А.В, М.Т.В,
при участии в судебном заседании представителя административного истца – Патачакова А.А. на основании доверенности от ***, помощника прокурора г. Черногорска Ващеуловой Е.П.,
У С Т А Н О В И Л:
общество с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре города Черногорска о признании недействительным представления от *** об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Требования мотивированы тем, что по жалобам М.Т.В и М.А.В на действия административного истца при рассмотрении заявок на вывоз твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) прокуратурой г. Черногорска проведена проверка, по результатам которой вынесено оспариваемое представление. Полагает его недействительным, поскольку согласно пункту 17 приложения *** Правил *** и пункта 11 СанПиН ***-21 региональный оператор осуществляет сбор ТКО из мест накопления твердых коммунальных отходов; обязанности вывозить ТКО от жилых домов, не имеющих мест (площадок) накопления ТКО с указанной в жилищном законодательстве периодичностью и по заявкам потребителей, законодательством не предусмотрено. В связи с этим и не урегулированием правоотношений между Региональным оператором и получателями коммунальной услуги – гражданами, проживающими в жилых домах (частных домовладениях) населенных пунктов услуга оказывается в необходимом для них объеме и по индивидуальным заявкам. Полагает, что существующий порядок вывоза ТКО по заявкам не противоречит подпункту «а» пункта 148 Правил ***, поскольку услуга оказывалась в необходимом для них объеме. Считает, что указанное не позволяет применять пункт 17 приложения *** Правил *** и пункта 11 СанПин ***-21 к указанной ситуации, поскольку определяет требования к качеству коммунальной услуги лишь по вопросу обеспечения своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления, к каковым указанные в представлении адреса не относятся.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена прокуратура Республики Хакасия, в качестве заинтересованных лиц привлечены М.А.В, М.Т.В.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Помощник прокурора г. Черногорска в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав о законности оспариваемого представления прокурора.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, в связи с чем суд в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц и государственных служащих, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Из материалов дела следует, что по обращению М.А.В и М.Т.В с жалобами на действия филиала ООО «Аэросити-2000» в Республике Хакасия при обращении заявок на вывоз твердых бытовых отходов прокуратурой г. Черногорска проведена проверка, по результатам которой *** ООО «Аэросити-2000» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которым прокурором предложено безотлагательно рассмотреть его и принять исчерпывающие меры к устранению указанных в нем нарушений закона, причин и условий им способствовавших, недопущению подобных нарушении впредь, организовать своевременный сбор и транспортировку ТКО на территории города Черногорска, в том числе по заявкам жителей частного сектора на территории муниципального образования, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Не согласившись с указанным представлением, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав на его недействительность.
Прокуратура Российской Федерации, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно статье 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 3 статьи 22, статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона; представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Общество с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Хакасия.
При проведении проверки по обращениям к прокурору г. Черногорска М.А.В и М.Т.В установлено следующее:
*** М.Т.В, проживающей по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ***2, посредством телефонного звонка осуществлена заявка на вывоз твердых коммунальных отходов по ее месту жительства. Вывоз твердых коммунальных отходов со стороны регионального оператора осуществлен по истечении 20 дней (***) в связи с ошибочным вывозом ТКО иного контейнера, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ***1.
Заявка М.А.В, проживающей по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ***, от *** исполнена *** (т.е. по истечении 22 дней), после направления ей региональному оператору повторной заявки ***.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.
В силу пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге (пп. «ж» п. 4 Правила предоставления коммунальных услуг).
Региональный оператор по обращению с ТКО – оператор по обращению с ТКО – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником этих коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В силу статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками этих коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (часть 1). По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2).
Согласно пункту 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (пп. «а»); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп. «г»).
Требования к качеству коммунальных услуг установлены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, к числу таких требований при обращении с ТКО отнесено обеспечение их своевременного вывоза из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз); допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца (п. 17).
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПин 2.1.3684-21).
Согласно пункту 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5° C и выше – не более 1 суток; плюс 4° C и ниже – не более 3 суток.
Несоблюдение ООО «Аэросити-2000» приведенных положений закона и норм СанПиН, вызванное несвоевременным и длительным неисполнением заявок граждан на вывоз твердых коммунальных отходов, правомерно явилось основанием для вынесения прокурором оспариваемого представления.
Доводы административного истца, о том, что услуга оказывалась в необходимом объеме и по индивидуальным заявкам, а действующее законодательство не обязывает вывозить ТКО от жилых домов, не имеющих мест (площадок) накопления ТКО с указанной в жилищном законодательстве, в частности в п. 17 приложения № 1 Правил предоставления коммунальных услуг, периодичностью и по заявкам потребителей, поскольку предусматривает обязанность регионального оператора соблюдать установленную законом периодичность вывоза ТКО лишь при осуществлении вывоза только с мест их накопления, основаны на неверном толковании норм права и не могул служить основанием для признания оспариваемого представления недействительным.
В соответствии с указанной выше статьей Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг.
Согласно пп. «ж» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг потребителю может быть предоставлена, в том числе коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пп. «а» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу пп. «а» п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Абзацем 2 пункта 148 (45) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрены требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к данным Правилам.
Пунктом 17 приложения № 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, график вывоза ТКО должен быть рассчитан таким образом, при котором соблюдаются требования пп. «а» п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг, а также действующих СанПиН, в частности пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21, в части предоставления потребителю коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества, с соблюдением режима вывоза, определенного п. 17 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, одним из способов накопления собственниками ТКО является бестарный способ, а региональный оператор обязан в силу статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» заключать договор с каждым собственником ТКО, которые образуются в зоне его деятельности, и не вправе отказать собственникам в предоставлении услуги по обращению с ТКО, а места размещения пакетов и других емкостей для сбора ТКО следует признать местами накопления твердых коммунальных отходов. В данном случае, местом накопления ТКО являются контейнеры, установленные у частных домовладений граждан.
Таким образом, если расположенное в частном секторе место накопления отходов находится в зоне деятельности регионального оператора, то, независимо от того как собственники домовладений собирают отходы, региональный оператор обязан соблюдать требования пункта 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, касающиеся периодичности вывоза твердых коммунальных отходов при предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Согласно пункту 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, на основе представленных в материалы дела доказательств, с учетом анализа правовых норм, суд полагает, что правовых оснований для признания недействительным оспариваемого предписания прокурора не имеется, в связи с чем отказывает в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» в удовлетворении административных исковых требований о признании недействительным представления прокурора города Черногорска, от *** ***.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Р. Коголовский
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2022