Решение по делу № 2-7928/2021 от 06.09.2021

Дело № 2-7928/2021

УИД: 11RS0001-01-2021-015064-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Поповой Т.А.,

при секретаре Казаковой Е.Н.,

с участием прокурора Семёновой Я.В.,

представителей ответчика Паншиной С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2021 года гражданское дело по иску прокурора Ижемского района Республики Коми в защиту интересов Канева Михаила Петровича к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата

у с т а н о в и л:

Прокурор Ижемского района, действуя в интересах Канева М.П., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Коми о взыскании денежных средств в размере 183 000 рублей, затраченных истцом на приобретение лекарственного препарата ...). В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Канев М.П. является ..., относится к льготной категории граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение жизненно важными лекарственными препаратами. По медицинским показаниям истцу назначен лекарственный препарат ...), на который он имеет право обеспечения за счет средств бюджета. На указанный препарат истцу был выписан рецепт, однако лекарственный препарат отпущен не был, в связи с чем, 13 февраля 2021 года истец был вынужден приобрести данный лекарственный препарат за счет собственных средств, поскольку использование лекарства ему необходимо ежедневно по жизненным показаниям. Расходы истца на приобретение лекарств составили 183 000 рублей.

Истец Канев М.П., третьи лица ГБУЗ РК «Ижемская центральная районная больница», ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Представитель ответчика с иском не согласилась, не оспаривая право истца на бесплатное получение лекарственного препарата, указала, что на период отсутствия препарата в аптечной сети лечебным учреждением должны были быть приняты меры по бесперебойному обеспечению лечебного процесса истца, чего сделано не было.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-3556/2021, и, оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ все представленные сторонами доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно справке Бюро № 15 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» от 22.10.2020 № 1598565 Канев М.П. является ... по общему заболеванию.

В связи с имеющимся заболеванием ... истец имеет право на получение государственной социальной помощи, в состав которой включено и обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецепту врача, имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» за счет средств регионального и федерального бюджетов.

По медицинским показаниям врачом-онкологом ГБУЗ РК «КРОД» от 17.11.2020, а также врачом... и врачом-... ГБУЗ РК «Ижемская ЦРБ» от 18.11.2020 и 12.01.2021 Каневу М.П. назначен ежедневный непрерывный прием лекарственного препарата .... 1 раз в сутки, который является для истца жизненно важным.

Лекарственный препарат в форме капсул ... включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.

Пунктом 6 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных Приказом Минздрава России от 11.07.2017 № 403н, установлено, что отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой "statim" (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой "cito" (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. При истечении срока действия рецепта в период нахождения его на отсроченном обслуживании отпуск лекарственного препарата по такому рецепту осуществляется без его переоформления.

09.02.2021 Каневу М.П. выписан льготный рецепт серии ... на получение лекарственного препарата .... в количестве 1 упаковки за счет средств регионального бюджета, который был предъявлен истцом в аптечную сеть 22.02.2021 только после обеспечения его лекарственным препаратом по ранее предъявленному рецепту серии ...

По причине отсутствия препарата по региональной льготе рецепт от 09.02.2021 был поставлен на «отсроченное обслуживание».

В связи с тем, что ответчиком данный препарат не закупался по региональной льготе, до восстановления Каневым М.П. права на обеспечение лекарственными препаратами по федеральной льготе, а также по причине нахождения рецепта от 09.02.2021 на отсроченном обслуживании, Каневу М.П. до 01.06.2021 не выписывались бесплатные рецепты на данный препарат.

Таким образом, Канев М.П. не получал лекарственный препарат .... по бесплатному рецепту от 09.02.2021 до 01.06.2021 (до признания рецепта от 09.02.2021 по региональной льготе недействительным в связи с выпиской рецепта ... по федеральной льготе).

Отсутствие лекарственного препарата могло поставить истца в опасность, осложнить течение его заболевания, в связи с чем лекарственный препарат ... по торговым наименованием .... в количестве 1 упаковки был приобретен Каневым М.П. за счет собственных средств 13 февраля 2021 года.

Расходы истца на приобретение лекарственного препарата в размере 183 000 рублей подтверждаются кассовым чеком от 13.02.2021, товарной накладной от 13.02.2021 № ...

Приобретение указанного препарата истцом на коммерческой основе (в период отсутствия льготного обеспечения) являлось вынужденной мерой.

Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее — Перечень).

Согласно приложению № 1 к Перечню право на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врачей бесплатно имеют лица, страдающие онкологическим заболеванием.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Коми является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Коми (Положение о Министерстве).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Коми является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Коми относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Коми, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, являющихся инвалидами 1 группы. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения Республики Коми возложенных на него обязанностей по обеспечению истца жизненно важным лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав и законных интересов истца.

Поскольку лекарственный препарат ... является для истца жизненно необходимым, Канев М.П. нуждался в его применении ежедневно и непрерывно, при этом он своевременно обеспечен лекарственным препаратом бесплатно не был, что повлекло необходимость приобретения его за счет собственных средств, при отсутствии доказательств принятия ответчиком всех необходимых мер к организации своевременного обеспечения истца указанным лекарственным средством, руководствуясь статьями 12,15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что денежные средства в размере 183 000 рублей, затраченные истцом 13 февраля 2021 года на приобретение лекарственного препарата ... под торговым наименованием ..., подлежат взысканию с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу истца.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Канева Михаила Петровича затраты, понесенные на приобретение лекарственного препарата ...), в размере 183 000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья             Т.А.Попова

Мотивированное решение составлено 22 октября 2021 года

2-7928/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ижемского района в интересах Канева Михаила Петровича
Ответчики
Министерство Здравоохранения РК
Другие
ГБУЗ РК "Ижемская центральная районная больница"
ГУП РК "Государственные аптеки РК"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Попова Татьяна Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2021Передача материалов судье
09.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
22.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее