Дело № 2- 197 (2020)
<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 30 ноября 2020 года
Фокинский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Устинова К.А.,
при секретаре Ерохине А.В.,
с участием
истца Киселева А.С. и его представителя Чепурина А.Д.,
представителя ответчика Ширшовой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) о включении в общий страховой стаж периодов работы,
установил:
Киселев А.С. обратился в суд с иском к ответчику, в котором с учетом уточнений, просил суд обязать ответчика включить в его страховой стаж, следующие периоды его работы: с <дата> по <дата> на <дата>; с <дата> по <дата> в <...>; с <дата> по <дата> в <...>; обязать ответчика произвести истцу перерасчет размера, назначенной страховой пенсии по старости с момента ее назначения, то есть с <дата> и при отсутствии сведений с <...>, при расчете применить официальные данные Росстата и Пенсионного фонда Украины о средней заработной плате в спорные периоды. Ответчиком во включении данных периодов в страховой стаж было отказано, что по мнению истца, является незаконным.
Истец Киселев А.С. и его представитель Чепурин А.Д. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Ширшова С.Н. исковые требования не признала, полагая их не основанными на законе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, с <дата> Киселев А.С. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При назначении пенсии не засчитаны в общий и страховой стаж периоды работы: с <дата> по <дата> – <...> с <дата> по <дата> – <...>, поскольку пенсионные органы Украины не подтвердили данные периоды работы; с <дата> по <дата> в <...>, поскольку он не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета. Также в страховой стаж не засчитан период работы с <дата> по <дата> на <...>.
По расчету пенсионного органа страховой стаж истца составил <...>.
Согласно статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Как следует из пунктов 11 и 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Из сообщения Главного управления Пенсионного фонда <адрес> следует, что истребовать справки за периоды работы на <...> и <...> нет возможности, так как организация <...> на запросы не отвечает, справки о заработке и стаже выдает лично на руки заявителю. <...> не ликвидировано, на запросы не отвечает, справки о стаже и заработке не выдает, документы в КУ «<...>» предприятием не сданы.
Периоды работы с <дата> по <дата> на <...>; с <дата> по <дата> в <...> подтверждаются трудовой книжкой истца.
В Украине персонифицированный учет в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования ведется с <дата>; страховой стаж рассчитывается по данным персонифицированного учета с <дата>, а заработная плата - с <дата>; за периоды работы до <дата> - на основании записей в трудовой книжке или других документов, выданных по месту работы, службы, учета, а также архивными учреждениями, при этом сведения о выплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины не требуется (Закон Украины «О общеобязательном государственном пенсионном страховании от 09 июля 2003 года № 1058-IV).
Доводы ответчика о том, что данные периоды работы истца в Украине, как до распада СССР, так и после распада СССР должны быть подтверждены документами, содержащими сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке, документом об уплате страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), выданными компетентными органами иностранного государства, приведены без учета того, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
С учетом установленного судом факта невозможности предоставления истцом документов, содержащих сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке, документов об уплате страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), выданных компетентными органами иностранного государства, невозможности их истребования их судом и пенсионным органом, текущего уровня дипломатических отношений между РФ и Украиной, а также, что в Украине страховой стаж рассчитывается по данным персонифицированного учета с 1 января 2004 г., за период до 1 января 2004 г. - на основании записей в трудовой книжке или других документов, выданных по месту работы, службы, учета, а также архивными учреждениями, при этом сведения о выплате страховых взносов в Пенсионный фонд Украины не требуется, то есть по не зависящим от истца причинам, суд считает возможным включить период работы истца с <дата> по <дата> на <...>; с <дата> по <дата> в <...> в его страховой стаж.
Рассматривая требование истца о включении в страховой стаж периода его работы с <дата> по <дата> в <...>, суд приходит к следующему.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила № 1015).
Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года подтверждается документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил N 1015.
Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).
Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт «б» пункта 6 Перечня).
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. №9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. №9-П признаны противоречащими Конституции РФ пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Согласно с части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации не допустимо в отношении некоторых групп граждан отступление от конституционного принципа равенства граждан перед законом.
Согласно данному Постановлению Конституционного суда РФ от 10 июля 2007 г. №9-П впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду Российской Федерации необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в случае, если работодатель не начислял и не перечислял в ПФР страховые взносы, однако имеются документы, подтверждающие трудовую деятельность, данный период подлежит включению в страховой стаж. При этом суду учитывает, что период работы истца подтвержден трудовой книжкой, неперечисление работодателем страховых взносов произошло не по вине истца как работника.
При таких обстоятельствах, исковые требования Киселева А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) о включении в общий страховой стаж заявленных периодов работы подлежат удовлетворению, что влечет обязанность ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента ее назначения – с <дата> в соответствии с действующим законодательством.
Требования истца об обязании ответчика при расчете пенсии применить официальные данные Росстата и Пенсионного фонда Украины о средней заработной плате в спорные периоды, удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе. Также суд учитывает, что ответчиком расчет пенсии истца с учетом спорных периодов работы не производился и нарушений прав истца в этой части суд не усматривает, поскольку ответчик изначально не согласен с включением спорных периодов в страховой стаж для назначения пенсии, в связи с чем и не производил расчет.
Таким образом исковые требования Киселева А.С. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Киселева А.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) о включении в общий страховой стаж периодов работы – удовлетворить частично.
Включить Киселеву А.С. в общий страховой стаж работы, дающей право на назначение пенсии по старости, следующие периоды:
-с <дата> по <дата> на <...>;
-с <дата> по <дата> в <...>;
-с <дата> по <дата> в <...>.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе г.Брянска (межрайонное) произвести перерасчет назначенной Киселеву А.С. страховой пенсии по старости с <дата>.
В остальной части исковые требования – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 07 декабря 2020 года.
Председательствующий К.А.Устинов