Дело № 2а-225/2022
65RS0002-01-2022-000301-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2022 г. г. Александровск-Сахалинский
Александровск-Сахалинский городской суд в составе: судьи Пелецкой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Решетниковой С.Г.,
с участием представителя истца- помощника Александровск-Сахалинского городского прокурора Глухова Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Александровск-Сахалинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принятия мер по устранению допущенных нарушений,
У С Т А Н О В И Л :
Александровск-Сахалинский городской прокурор обратился в Александровск-Сахалинский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принятия мер по устранению допущенных нарушений, указывая, что Александровск-Сахалинской городской прокуратурой проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, дорожной деятельности и транспортной безопасности, по результатам которой установлено, что постановлением администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от 17.08.2021 № на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, включающий в себя следующие автомобильные дороги: с. Мгачи – с. Виахту, с. Арково – с. Мгачи, г. Александровск-Сахалинский – Аэропорт, г. Александровск-Сахалинский – с. Михайловка, г. Александровск-Сахалинский – с. Половинка, г. Александровск-Сахалинский – с. Дуэ, с. Арково – с. Арково Берег, при этом мостовые сооружения на территории ГО «Александровск-Сахалинский район» как отдельные объекты строительства не числятся и являются конструктивными элементами автомобильных дорог и улиц.
При этом, из перечня мостовых сооружений на территории ГО «Александровск-Сахалинский район», следует, что мост через р. Хоэ, местоположение - автомобильная дорога с. Мгачи – с. Виахту, км 61+202, находится в предаварийном состояние, сведения о годе постройки и проведенном ремонте отсутствуют, материал – древесина, протяженность 18,84 метра.
Согласно паспорту мостов на автомобильной дороге с. Мгачи – с. Виахту, разработанному и утвержденному Обществом с ограниченной ответственностью «Азимут» в 2012 году, мостовое сооружение через р. Хоэ, км 61+202, автомобильной дороги с. Мгачи- с. Виахту имеет следующие дефекты: крен ряжей опор, отсутствие ограждения проезжей части на подходах моста.
Техническое состояние моста оценено как неудовлетворительное в связи с наличием дефектов третьей категории неисправностей по безопасности движения и долговечности сооружения.
Для приведения моста в нормативное состояние необходимо устройство ограждения проезжей части, соответствующей нормативным требованиям, замена прогона пролетного строения и восстановление проектного положения ряжей, однако ответчиком ремонтные работы указанного объекта транспортной инфраструктуры, мостового сооружения не проводились.
Просит признать незаконным бездействие администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» по не проведению специализированной организацией специального осмотра (обследования) объекта транспортной инфраструктуры, мостового сооружения через реку Хоэ местоположение - автомобильная дорога с. Мгачи- - с. Виахту, км 61+202, протяженностью 18,84 метра.
Обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение специального осмотра (обследование) специализированной организацией объекта транспортной инфраструктуры, мостового сооружения через реку Хоэ местоположение - автомобильная дорога с. Мгачи- - с. Виахту, км 61+202, протяженностью 18,84 метра.
Обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента проведения специального осмотра(обследования) специализированной организацией выполнить работы по ремонту мостового сооружения через реку Хоэ местоположение - автомобильная дорога с. Мгачи- - с. Виахту, км 61+202, протяженностью 18,84 метра в соответствие с требованиями ГОСТ Р 59200-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание.
В судебном заседании представитель Александровск-Сахалинской городской прокуратуры Глухов Н.Ю. поддержал заявленные требования, подтвердив доводы, указанные в административном исковом заявлении.
Представитель администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» в судебное заседание не явился, уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела должным образом, под роспись, в письменном виде просил дело рассмотреть в его отсутствии, с исковыми требованиями согласен в полном объеме.
Представитель третьего лица-ОГИБДД ОМВД России по ГО «Александровск-Сахалинский район» в судебное заседание также не явился, уведомлен о дате, месте и времени рассмотрения дела должным образом, под роспись, уважительности причины неявки не представитель и не просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Поскольку явка лиц, участвующих в деле не признавалась обязательной, суд рассматривает дело в отсутствии представителя администрации ГО «Александровск-Сахалинский район».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как следует из части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В соответствии со статьи 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, включая дорожные сооружения.
Кроме того, в указанной статье закреплены следующие понятия:
- капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
- ремонта автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
- содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а так же по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 11 статьи 5 Федеральный закон № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Частью 9 статьи 6 Федеральный закон № 257-ФЗ к собственности городского округа отнесены автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления и осуществляется в соответствии со статьей 34 данного закона за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а так же средств физических и юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о безопасности дорожного движения полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 12 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно статьи 24 Закона о безопасности дорожного движения, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 9 Закона о безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1998 № 1441 «Об утверждении правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации и наличию на них объектов сервиса, по количеству трамваев и троллейбусов» (далее – Правила) на территории Российской Федерации установлен единый порядок государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения по протяженности, техническому состоянию автомобильных дорог Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Правил государственный учет осуществляют органы управления автомобильными дорогами общего пользования, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся эти автомобильные дороги.
Во исполнение требований законов о безопасности дорожного движения, в Российской Федерации приняты и действуют следующие национальные стандарты: ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям, ГОСТ Р 592000-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание» (далее – ГОСТ Р 592000-2021), который устанавливает технические правила капитального ремонта, ремонта и содержания конструктивных элементов мостовых сооружений.
В соответствии подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Устава ГО «Александровск-Сахалинский район», к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что требования законодательства о безопасности дорожного движения администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» и подведомственными ей организациями, созданных для решения вопросов местного значения не исполняются.
Так, согласно постановлению администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от 17.08.2021 № на территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, включающий в себя следующие автомобильные дороги: с. Мгачи – с. Виахту, с. Арково – с. Мгачи, г. Александровск-Сахалинский – Аэропорт, г. Александровск-Сахалинский – с. Михайловка, г. Александровск-Сахалинский – с. Половинка, г. Александровск-Сахалинский – с. Дуэ, с. Арково – с. Арково Берег.
По сведениям администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» от 12.01.2022 № установлено, что мостовые сооружения на территории ГО «Александровск-Сахалинский район» как отдельные объекты строительства не числятся и являются конструктивными элементами автомобильных дорог и улиц.
При этом, из перечня мостовых сооружений на территории ГО «Александровск-Сахалинский район», следует, что мост через р. Хоэ, км 61+202, протяженностью 18,84 м находится в предаварийном состояние, сведения о годе постройки и проведенном ремонте отсутствуют, материал – древесина.
Согласно п. 3.14 ГОСТ 33178-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов» (далее – ГОСТ 33178-2014) деревянный мост – мост, у которого несущие элементы пролетного строения в основном изготовлены из дерева.
В таблице В1, приложения В к ГОСТ 33178-2014 установлены сроки службы и срок до первого ремонта конструктивных частей мостов.
Так, настил автодорожных мостовых сооружений должен ремонтироваться через 2-3 года, срок для первого ремонта других элементов деревянного мостового сооружения устанавливается в 5 лет.
В соответствии с п. 6.3.7.1 ГОСТ Р 59200-2021 к работам по ремонту несущих конструкций деревянных мостов, следует относить:
- замену прогонов и поперечин;
- установку дополнительных элементов прогонов и поперечин.
Согласно паспорту мостов на автомобильной дороге с. Мгачи – с. Виахту, разработанному и утвержденному Обществом с ограниченной ответственностью «Азимут» в 2012 году, мостовое сооружение через Хоэ, км 61+202, автомобильной дороги с. Мгачи- с. Виахту имеет следующие дефекты: крен ряжей опор, отсутствие ограждения проезжей части на подходах моста.
Техническое состояние моста оценено как неудовлетворительное в связи с наличием дефектов третьей категории неисправностей по безопасности движения и долговечности сооружения.
Для приведения моста в нормативное состояние необходимо устройство ограждения проезжей части, соответствующей нормативным требованиям, замена прогона пролетного строения и восстановление проектного положения ряжей.
При этом, ответчиком ремонтные работы указанного объекта транспортной инфраструктуры, мостового сооружения не проводились.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, заявленные требования Александровск-Сахалинского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск Александровск-Сахалинского городского прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» по не проведению специализированной организацией специального осмотра (обследования) объекта транспортной инфраструктуры, мостового сооружения через реку Хоэ местоположение - автомобильная дорога с. Мгачи- - с. Виахту, км 61+202, протяженностью 18,84 метра.
Обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение специального осмотра (обследование) специализированной организацией объекта транспортной инфраструктуры, мостового сооружения через реку Хоэ местоположение - автомобильная дорога с. Мгачи- - с. Виахту, км 61+202, протяженностью 18,84 метра.
Обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента проведения специального осмотра(обследования) специализированной организацией выполнить работы по ремонту мостового сооружения через реку Хоэ местоположение - автомобильная дорога с. Мгачи- - с. Виахту, км 61+202, протяженностью 18,84 метра в соответствие с требованиями ГОСТ Р 59200-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мосты и трубы. Капитальный ремонт, ремонт и содержание.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба, представление в Сахалинский областной суд в течение одного месяца через Александровск-Сахалинский городской суд со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья- Пелецкая Т.П.
Мотивированное решение изготовлено 21.07.2022 г.
Копия верна: судья- Пелецкая Т.П.