Судья Качалова Н.В. Дело 2-1307/2023
УИД 35RS0010-01-2022-017218-98
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 04 июля 2023 года № 33-3256/2023
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Вершининой О.Ю.,
судей Ермалюк А.П., Татарниковой Е.Г.,
при секретаре Максимовой Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Вологды Климовской О. В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 марта 2023 года по иску Берсенева Р. А., Берсеневой Ю. С., ФИО, ФИО к Администрации города Вологды об оспаривании решения об отказе в признании молодой семьи участницей целевой программы по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вершининой О.Ю., объяснения Берсеневой Ю.С., ее представителя Матвеевского В.Н., представителя администрации города Вологды Климовской О.В., судебная коллегия
установила:
Берсенев Р. А., Берсенева Ю.С., действующие за себя и в интересах ФИО, ФИО, обратились в суд с иском к Администрации города Вологды, просили: признать незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 23 ноября 2022 года № 604 «Об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа) в отношении семьи Берсеневых в составе Берсенева Р.А., Берсеневой Ю.С., ФИО и ФИО; признать право семьи Берсеневых на первоочередное получение социальной выплаты молодым семьям в 2023 году в рамках указанной ведомственной целевой программы вне зависимости от возраста членов семьи.
Требования мотивированы неправомерным отказом со стороны ответчика в признании семьи истца участницей Программы, поскольку первоначальное исключение истцов из Программы было обусловлено незаконными действиями ответчика, в связи с чем последующее восстановление в Программе уже не могло зависеть от достижения участниками возрастного ценза.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 16 марта 2023 года признано незаконным распоряжение начальника Департамента имущественных отношений администрации города Вологды от 23 ноября 2022 года № 604 «Об отказе в признании молодой семьи участницей мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в отношении семьи Берсеневых (4 человека).
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Вологды Климовская О.В., указывая на достижение Берсеневым Р.А. и Берсеневой Ю.С. возраста 36 лет на момент принятия оспариваемого распоряжения, просит об отмене решения и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Берсенев Р.А., Берсенева Ю.С. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В отзыве представитель Департамента строительства Вологодской области Соколова Н.А. поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит жалобу удовлетворить.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях и отзыве на нее, не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта, полагая его соответствующим фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, супруги Берсенев Р.А., <ДАТА> года рождения, Берсенева Ю.С., <ДАТА> года рождения, их несовершеннолетние дети: ФИО, <ДАТА>, ФИО, <ДАТА> года рождения, распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 15 декабря 2017 года № 204 были признаны нуждающимися в жилом помещении в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 26 декабря 2017 года № 2118 «О признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявившей желание получить социальную выплату в 2019 году» семья Берсеневых признана участницей указанной Программы.
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 03 февраля 2022 года № 34 семья Берсеневых исключена из списка молодых семей – участников Программы.
Решением Вологодского городского суда от 02 июня 2022 года отказ Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды в выдаче Берсеневу Р.А. на состав семьи свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 03 февраля 2022 года № 34 признаны незаконными, на Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды возложена обязанность восстановить семью Берсеневых в список молодых семей – участников Программы.
Апелляционным определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 13 сентября 2022 года, определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06 февраля 2023 года решение суда от 02 июня 2022 года оставлено без изменения.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда от 02 июня 2022 года распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 02 ноября 2022 года № 564 семья Берсеневых включена в состав участников Программы, а распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 23 ноября 2022 года № 604 Берсеневым вновь отказано в признании участниками Программы по мотиву несоответствия требованиям пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее – Правила предоставления молодым семьям социальных выплат).
Разрешая спор и удовлетворяя частично заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 6, 7, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, исходил из того, что на момент первоначального незаконного исключения Берсеневых из списка участников Программы их семья соответствовала всем критериям, предъявляемым к участникам Программы и должна была получить свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а потому последующее достижение Берсеневым Р.А., Берсеневой Ю.С. возраста 36 лет после восстановления на основании судебного решения их нарушенных прав не может влиять на законное право истцов на получение соответствующей социальной выплаты.
Оснований для признания этого вывода суда неправильным, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат (здесь и далее – в редакции на момент принятия оспариваемого распоряжения) участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Исходя из разъяснений, приведенных в письме Минстроя России от 07 сентября 2015 года № 28617-ВМ/05, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году не превышает 35 лет (то есть не достиг 36 лет).
Согласно подпункту «а» пункта 22 Прави�������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�I�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????????????????????�???????*??�????????????????????????????????????????�????????�?????????? ???�??????????????????
В пунктах 24, 26, 27 Правил закреплено, что орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
Утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, представляется ответственному исполнителю мероприятия ведомственной целевой программы в установленный ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы срок в составе заявки об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году, предусмотренной пунктом 3 приложения № 5 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
После доведения ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по форме, установленной ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.
По информации Департамента строительства Вологодской области, изложенной в отзыве на иск от 09 января 2023 года, на основании сведений, поступивших из органа местного самоуправления, распоряжением Департамента строительства Вологодской области от 16 декабря 2021 года № 2095 был утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2022 году (л.д.42 оборотная сторона).
По запросу суда апелляционной инстанции Департаментом строительства Вологодской области представлена информация о том, что семья Берсенева Р.А. в составе 4 человек органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации была включена в указанный список (от 16 декабря 2021 года № 2095), что подтверждается соответствующим распоряжением и списком молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2022 году, где семья Берсеневых числится под номером 52, а планируемый размер социальной выплаты – 1 055 199 рублей 60 копеек.
Представленные Департаментом строительства Вологодской области по запросу суда апелляционной инстанции документы принимается судебной коллегией в качестве новых доказательств, поскольку они определяют юридически значимые обстоятельства для разрешения данного спора, о чем вынесено соответствующее определение.
Таким образом, из представленной совокупности доказательств очевидно усматривается, что, располагая сведениями о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации 16 декабря 2021 года утвердил список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году, в числе которых была семья Берсенева Р.А. и Берсеневой Ю.С., возраст супругов на тот момент не превышал 35 лет.
Учитывая данные обстоятельства, на основании пункта 30 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат в течение одного месяца после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, орган местного самоуправления был обязан оформить свидетельство о праве на получение социальной выплаты и выдать его семье Берсеневых, которая, в свою очередь, как закреплено в пункте 31 Правил, для получения свидетельства в течение 15 рабочих дней после получения соответствующего уведомления была обязана представить в орган местного самоуправления необходимые документы, а именно заявление о выдаче такого свидетельства (в произвольной форме) и перечень документов.
Однако в связи с изданием начальником Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды незаконного распоряжения от 03 февраля 2022 года № 34 (отменено вступившим в законную силу решением суда) семья Берсеневых неправомерно была исключена из списка молодых семей – участников Программы, а далее на основании этих недостоверных сведений исключена и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2022 году, утвержденного распоряжением Департамента строительства Вологодской области от 16 декабря 2021 года № 2095.
Следствием этих событий явилось издание распоряжения Департамента строительства Вологодской области от 18 февраля 2022 года № 261, которым был утвержден новый список, в него семья Берсеневых не включена.
В этой связи суд первой инстанции справедливо отметил, что достижение Берсеневым Р.А. и Берсеневой Ю.С. 36 лет на момент издания оспариваемого распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 23 ноября 2022 года № 604 в рассматриваемом случае не имеет правового значения и не влечет лишение семьи Берсеневых права на получение социальной выплаты, поскольку на момент первоначального незаконного исключения из списка молодых семей – участников Программы семья истцов полностью соответствовала всем необходимым критериям и требованиям, предъявляемым к участникам Программы, а списком молодых семей – претендентов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации от 16 декабря 2021 года, был констатирован факт наличия у семьи права на получение социальной выплаты в 2022 году.
Такого права семья Берсеневых была лишена в результате незаконных действий Администрации города Вологды.
Следует отметить, что приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены исключительно на оспаривание и выражение несогласия с установленными судом обстоятельствами, а также на преодоление негативных последствий, связанных с изданием 03 февраля 2022 года Департаментом имущественных отношений Администрации города Вологды незаконного распоряжения № 34, тогда как при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 16 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Вологды Климовской О. В. – без удовлетворения.
Председательствующий: Вершинина О.Ю.
Судьи: Ермалюк А.П.
Татарникова Е.Г.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 июля 2023 года.