66RS0008-01-2020-002163-39
Дело № 2-1282/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 августа 2020 года город Нижний Тагил
Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Димитровой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Галямовой Л.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области Эдилова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Делодом-НТ» о возложении обязанности установить общедомовой прибор учета и ввести его в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Делодом-НТ» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить общедомовой прибор учета в многоквартирном <Адрес> в городе Нижний Тагил и ввести его в эксплуатацию.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой Ленинского района г. Нижний Тагил проведена проверка исполнения управляющими компаниями требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ), в ходе которой в бездействии ООО «Делодом-НТ» выявлены нарушения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Ответчиком, в нарушение п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в многоквартирном <Адрес>, в городе Нижний Тагил не установлен и не введен в эксплуатацию коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды.
Многоквартирный дом по адресу: <Адрес> находится в управлении ООО «Делодом-НТ», что следует из содержания официального сайта ГИС ЖКХ.
Из информации, представленной ООО «Водоканал-НТ» в прокуратуру района, следует, что общедомовой прибор учета в многоквартирном доме не установлен.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Эдилов А.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Делодом-НТ» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения заявления был извещен надлежащим образом, путем направления судебной корреспонденции по указанному в материалах дела адресу.
На основании части 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Сведениями об уважительности причин неявки ответчика в судебное заседание суд не располагает. Возражений относительно доводов истца ответчик в суд не направил и не представил доказательств в обоснование своих возражений. С какими-либо ходатайствами ответчик к суду не обращался.
В связи с неявкой ответчиков, не известивших о причинах неявки и не просивших об отложении судебного разбирательства, в соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд с учетом мнения представителя истца, определил о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного производства.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. При этом прокурором приведены обоснования для необходимости и возможности обращения с данным иском в суд с защиту неопределённого круга лиц в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе наличие таковых оснований не оспаривалось и ответчиком.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или иными такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 5 ст. 13 Закона № 261-ФЗ собственники жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны до 1 июля 2012 года обеспечить оснащение домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию; при этом многоквартирные дома в указанный срок должны были быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании п. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ в случае неисполнения собственниками помещений многоквартирных домов в установленный срок обязанности по оснащению домов коллективными приборами учета, установка таких приборов должна быть произведена соответствующими исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями) за счет собственников помещений указанных домов в срок до 01.07.2013.
В соответствии с п. 44 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011г. №, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Правительством Российской Федерации 13 августа 2006 г. издано постановление № 491, которым утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённых в утверждённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий (подпункт «и»); обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учёта холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) (подпункт «к»).
В силу части 1 статьи 13 Закона № 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в части 5 статьи 13 указанного закона закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию.
Частью 4 статьи 12 Закона № 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий поэнергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или принепосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённые в утверждённый перечень мероприятий поэнергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объёма используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объёма используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объёма ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий (пункт 7 статьи 12 Закона № 261-ФЗ).
В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что управление многоквартирным домом <№> по <Адрес> осуществляет ООО «Делодом-НТ».
Согласно проведенной прокурорской проверке на основании заявления ООО «Водоканал-НТ», установлено, что в вышеуказанном доме отсутствует установленный ОДПУ (л.д.8-9).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Закона № 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Работы по установке приборов учёта используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включённые в утверждённый в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключённого договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
То есть оборудование многоквартирного дома общедомовым прибором учета холодной воды предусмотрено законом, соответствует интересам граждан, проживающих в нем, является их обязанностью, а не правом.
Отсутствие прибора учета влечет нарушение жилищных прав неопределенного числа потребителей в многоквартирных домах на оплату фактически полученных коммунальных услуг.
Ответчиком в судебное заседание не представлено достаточно доказательств отсутствия реальной возможности установки в <Адрес> общедомового прибора учета холодного водоснабжения.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по установлению коллективного (общедомового) учета потребления холодной воды.
При этом, суд соглашается с позицией истца о том, что указанный прибор учета должен быть установлен за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, собираемых по строке «содержание и текущий ремонт» по единой счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и аккумулируемых на расчетом счете управляющей организации.
После установлении прибора учета он должен быть введен ответчиком в эксплуатацию.
При установлении срока для устранения допущенных ответчиком нарушений, судом принимается во внимание, что проведение действий по оснащению многоквартирного <Адрес> за счет собственников помещений многоквартирного дома прибором учета и ввода его в эксплуатацию может занять длительное время, поскольку ответчику надлежит собрать необходимые для приобретения и установки денежные средства, в связи с чем суд соглашается с позицией прокурора Ленинского района города Нижний Тагил о предоставлении ответчику срока для проведения необходимых мероприятий в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей, которые надлежит взыскать с ответчика Муниципальному унитарному предприятию «Горэнерго» в доход местного бюджета.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Делодом-НТ» о возложении обязанности установить общедомовой прибор учета и ввести его в эксплуатацию - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Делодом-НТ» в срок до ДД.ММ.ГГГГ совершить действия по оснащению, за счет средств собственников помещений многоквартирного дома, собираемых по строке «содержание и текущий ремонт» по единой счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг и аккумулируемых на расчетом счете управляющей организации, многоквартирного дома по адресу: <Адрес> коллективным (общедомовым) прибором учета потребления холодной воды и сдать в эксплуатацию установленный прибор учета.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Делодом-НТ» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей (триста рублей).
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд г. Нижнего Тагила в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: