Решение по делу № 33а-11014/2017 от 10.08.2017

Судья Потылицын А.В.      33а-11014/2017                                              021а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 августа 2017 года                             г. Красноярск    

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,

судей Корниенко А.Н., Жуля А.В.,

при секретаре Малышевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.

административное дело по административному исковому заявлению Коротченко В.Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка за плату,

по апелляционной жалобе представителя ДМИиЗО администрации г. Красноярска - Ткачева А.Л.

на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 11 мая 2017 года, которым постановлено:

«Административный иск Коротченко В.Н. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка за плату удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении в собственность за плату Коротченко В.Н. земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выраженное в письме от 30.12.2016 г. №К-19232.

Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить подготовку проекта договора купли-продажи Коротченко В.Н. земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, его подписание и направление для подписания Коротченко В.Н. на основании заявления от 05.12.2016 г. в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Коротченко В.Н. обратился с административным иском к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконными отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность за плату и возложении обязанности на ответчика заключить с Коротченко В.Н. договор купли-продажи указанного земельного участка, установив цену в размере 2,5% от его стоимости, которая составляет 18 000 000 рублей. Требования мотивированы тем, что Коротченко В.Н. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В октябре 2016 г. он обратился в Кадастровую палату с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка, выбрав его из ИСОГД, но письмом от 24.10.2016 года ему было отказано, в связи с тем, что с данным заявлением имеет право обратиться собственник земельного участка в лице ДМИиЗО администрации г. Красноярска. После чего Коротченко В.Н. обратился в ДМИиЗО об установлении вида разрешенного использования. Письмом от 27.10.2016 года ему было отказано, так как вид разрешенного использования, указанный в ИСОГД не соответствует фактическому использованию – использование жилого дома. После проведения оценки участка Коротченко В.Н. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность за плату, с учетом применения льготного процента выкупа - 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, однако 30 декабря 2016 года ему было отказано, в связи с тем, что в кадастровом паспорте земельного участка не установлено его разрешенное использование, не определена кадастровая стоимость. Указанный отказ считает необоснованным, нарушающим его права.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ДМИиЗО администрации г. Красноярска - Ткачев А.Л. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что стороной административного истца не доказаны обстоятельства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов. Полагает, что суд, возлагая на департамент обязанность, осуществить подготовку проекта договора купли-продажи Коротченко В.Н. спорного земельного участка, делает невозможным исполнение решения суда в этой части, поскольку при заключении договора нарушаются существенные условия договора при котором цена выкупа земельного участка должна рассчитываться в процентном отношении от установленной кадастровой стоимости, однако в данном случае кадастровая стоимость земельного участка не установлена.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Коротченко В.Н.- Талаленко М.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

В силу ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

На основании п.20 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.

Пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Цена продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности края и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении договора купли-продажи без проведения торгов определяется в соответствии со статьей 11 Закона Красноярского края № 7-2542 от 04 декабря 2008г. «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», согласно которой при продаже земельных участков, находящихся в собственности края, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в случае, если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, их цена определяется для граждан, являющихся собственниками жилых (части жилого дома), дачных и садовых домов, гаражей, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 2,5 процента кадастровой стоимости (пп. «а» п.1).

Для иных собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на приобретаемых земельных участках, - в размере 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка (пп. «г» п.1).

Цена земельного участка, указанная в подпункте «а» пункта 1 настоящей статьи, применяется в пределах максимальных размеров земельных участков, установленных правилами землепользования и застройки муниципального образования для соответствующего вида разрешенного использования, а при их отсутствии - в пределах максимальных размеров земельных участков, определенных в статье 15 настоящего Закона (для гаража - не более 30 квадратных метров). В отношении той части земельного участка, которая превышает указанные размеры, применяется цена, определенная в подпункте «г» пункта 1 настоящей статьи (п.1.1., введен Законом Красноярского края от 16 июня 2016г. N 10-4691).

Как следует из материалов дела и установлено судом, Коротченко В.Н. является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес> постройки, что подтверждается кадастровым паспортом и свидетельством о государственной регистрации права собственности от 28.04.2014 года.

В соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска №6598-недв от 22.12.2015 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, зоны речного транспорта (Т-2), общей площадью 2 000 кв.м. с местоположением: <адрес>. Указанным распоряжением Коротченко В.Н. предписано обеспечить выполнение кадастровых работ в целях образования участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

20 января 2016 года кадастровым инженером ООО «Параллель 56» ФИО8 произведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый . В кадастровом паспорте от 25 января 2016 года указано, что вид разрешенного использования участка не установлен.

Согласно сведениям ИСОГД указанный земельный участок с кадастровым номером , расположен в зоне речного транспорта (Т-2) с наложением зон с особыми условиями использования территории.

05 декабря 2016 года Коротченко В.Н. обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка за плату, с предоставлением необходимых документов.

30 декабря 2016 года на основании письма ДМИиЗО администрации г. Красноярска № К-19232 Коротченко В.Н. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, занимаемого домом, в связи с тем, что в кадастровом паспорте земельного участка не установлен вид его разрешенного использования и не определена кадастровая стоимость.

Удовлетворяя требования административного искового заявления и признавая незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе в предоставлении в собственность за плату Коротченко В.Н. земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выраженное в письме от 30.12.2016 г. №К-19232, суд правомерно исходил из того, что Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденные решением Красноярского городского совета от 07.07.2015 г. №В-122, приняты и вступили в силу после постройки дома и приобретения на него истцом права собственности, следовательно при утверждении Правила землепользования и застройки должны были определяться органами местного самоуправления с учетом наличия в указанной зоне объекта недвижимого имущества, принадлежащего гражданину на праве собственности, и наличия у собственника предоставленного законом исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого данным объектом.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах и нормах права регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о невозможности заключения договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, поскольку в кадастровом паспорте отсутствует его вид разрешенного использования, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку как верно указал суд при утверждении Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, должно было учитываться нахождение жилого дома на испрашиваемом земельном участке, право собственности на который возникло до утверждения данных Правил.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Пункт 3 названной нормы устанавливает, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. При этом в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из указанных норм, следует, что виды разрешенного использования земельных участков применительно к соответствующей территориальной зоне считаются установленными с момента утверждения правил землепользования и застройки. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о виде разрешенного использования само по себе не свидетельствует о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка не установлен вид разрешенного использования.

Однако, при принятии оспариваемого решения ДМИиЗО администрации г. Красноярска не учло указанных норм права.

Кроме того, в случае не соответствия вида разрешенного использования, испрашиваемого земельного участка, установленного Правилами землепользования и застройки городского округа город Красноярск, административный ответчик вправе в соответствии со ст.ст.4 и 10 Правил инициировать вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка, в целях расположения на нем жилого дома.

Учитывая, что ДМИиЗО администрации г. Красноярска не исследовало вопрос о виде разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, судебная коллегия полагает, что в настоящее время отсутствуют основания для заключения договора купли-продажи, поскольку без установления вида разрешенного использования земельного участка, не представляется возможным разрешить вопрос о стоимости земельного участка.

В связи с чем, судебная коллегия считает, что решение суда в части принятия мер к восстановлению нарушенного права административного истца подлежит изменению, в части исключения из решения суда обязанности ДМИиЗО администрации г. Красноярска по заключению с административным истцом договора купли-продажи и возложением на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления Коротченко В.Н. с учетом того, что изложенные в ответе от 30.12.2016 года основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность, являются незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 11 мая 2017 года изменить.

Исключить из резолютивной части решения абзац 3, следующего содержания:

«Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска осуществить подготовку проекта договора купли-продажи Коротченко В.Н. земельного участка с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, его подписание и направление для подписания Коротченко В.Н. на основании заявления от 05.12.2016 г. в течение 14 дней с момента вступления в законную силу решения суда».

Дополнить резолютивную часть решения абзацем 3, следующего содержания:

«Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление Коротченко В.Н. от 05.12.2016 года, по дате подачи заявления».

В оставшейся части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-11014/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Коротченко Василий Николаевич
Ответчики
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Жуль Андрей Васильевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
02.08.2020Судебное заседание
02.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2020Передано в экспедицию
06.08.2020Судебное заседание
06.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.08.2020Передано в экспедицию
23.08.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее