Дело № 2-1781/12 12 ноября 2012 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Семеновой С.Е.
При секретаре Хлопцевой Е.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лушпенко В.П. к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга» об обязании исключить жилое помещение из числа служебных, заключить договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лушпенко В.П. обратился в суд с иском к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному учреждению «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга» об обязании исключить жилое помещение из числа служебных, заключить договора социального найма жилого помещения, указывая, что на основании служебного ордера № ****** от 20.04.1988 года, выданного Исполнительным Комитетом Колпинского районного Совета народных депутатов на основании решения от 14.04.1988 года № ***, он зарегистрирован в спорное жилое помещение — однокомнатную квартиру, жилой площадью 17,10 кв.м, общей жилой площадью 31,20 кв.м, расположенную по адресу: Колпино, ул.В., д.**, кв.**, где и проживает с 27 мая 1988 года по настоящее время. Вместе с ним зарегистрирована и проживает с 08.05.1997 года как член его семьи — дочь Л. Служебный ордер на спорное жилое помещение был выдан истцу в связи с его трудоустройством 28.09.1987 года в ЖКК Строительного треста № * на должность ******************. Истец уволился 22.01.1990 года в связи с ликвидацией предприятия. Распоряжением Ленгорисполкома № 704-р от 08.06.1989 года спорное жилое помещение ЖКК Строительного треста № * Ленстройкомитета было передано в Колпинское ПРЭО, а соответственно, должно было быть включено в реестр муниципального имущества. Следовательно, спорная квартира утратила статус служебной. Однако до настоящего времени муниципальными органами местного самоуправления решение о включении спорного жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда, перечень которого указан в ст.92 ЖК РФ, в установленном порядке не принималось. Кроме того, Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 17.12.1999 года № 1338-р «О служебных жилых помещениях» главам территориальных управлений административных районов Санкт-Петербурга было предписано приостановить включение в состав служебной жилой площади и исключить свободные и освободившиеся служебные жилые помещения из числа служебных, и принять меры к выселению граждан, утративших право пользования служебными жилыми помещениями. Однако требования об освобождении спорного жилого помещения к истцу не предъявлялись, в том числе в судебном порядке. До настоящего времени истец продолжает пользоваться спорным жилым помещением и нести расходы по его содержанию и по оплате коммунальных услуг. Согласно ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, и в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений. Истец состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору соцнайма с 12.05.1983 года в жилищном отделе администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, распоряжение № ***, учетный номер *****/****, номер очереди - 506 по состоянию на 2012г. и вправе получить в пользование жилое помещение. В материалах учетного дела жилищного отдела Колпинского района имеется отказ ЖКК Строительного треста № * от претензии на спорное жилое помещение, который также дает согласие на исключение его из числа служебных жилых помещений. Данная организация реорганизована, как юридическое лицо в настоящее время не существует. Истец обратился в жилищный отдел администрации Колпинского района Санкт-Петербурга с просьбой изменить статус занимаемой жилой площади, т.к.фактически проживает на жилой площади, утратившей назначение служебного жилого помещения. 25.07.2012 года истцу был направлен ответ с отказом по тем основаниям, что у истца в собственности имеется жилой дом, общей площадью 103,6 кв.м, в пос.У. Т. района Ленинградской области. Однако на момент обращения у истца отсутствовал на руках Акт обследования жилого дома администрацией У. городского поселения Т. района Ленинградской области, который подтверждает, что данный жилой дом может быть использован только в летнее время, так как отсутствует центральное газоснабжение и печное отопление. А в соответствии с п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а также газоснабжение). Таким образом, жилой дом, принадлежащий истцу на праве собственности, не может использоваться для постоянного проживания, а следовательно, являться основанием для отказа в изменении статуса спорного жилого помещения. Бездействие органов муниципального управления нарушает права истца, обеспеченные Конституцией РФ, а также право на приватизацию жилого помещения, в соответствии со ст.2 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда». Истец просит обязать ответчика администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга исключить жилое помещение, расположенное по адресу: Колпино, ул.В., д.**, кв.**, из числа служебных; признать его нанимателем указанного жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
3-е лицо Лушпенко Е.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – администрации Колпинского района Санкт-Петербурга Галахов В.В. в судебное заседание явился, исковые требования не признал, указывая, что в случае исключения спорного жилого помещения из числа служебной жилой площади и заключения с истцом договора социального найма занимаемого жилого помещения с учетом совокупного размера занимаемых семьей истца жилых помещений будет значительно превышена норма предоставления жилых помещений по договору социального найма, в связи с чем правовых оснований для исключения жилого помещения, занимаемого истцом, из числа служебных не имеется.
Представитель ответчика – Санкт-Петербургского государственного учреждения «Жилищное агентство Колпинского района» в судебное заседание явился, исковые требования не признал, указывая, что заключение и истцом договора социального найма данного спорного помещения возможно лишь на основании решения администрации Колпинского района Санкт-Петербурга.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Лушпенко В.П. на основании ордера на служебное жилое помещение № ******* от 20.04.1988 года предоставлено служебное жилое помещение однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г.Санкт-Петербург, Колпино, ул.В., д.**, кв.** на семью из двух человек, включая жену Л. Указанная жилая площадь предоставлена истцу в связи с трудовыми отношениями с ЖКК Строительного треста № *.
Общая площадь данной квартиры согласно характеристике жилого помещения составляет 55,60 кв.м, жилая площадь составляет 31,20 кв.м, жилая – 17,10.
Согласно справке о регистрации от 21.08.2012 года на регистрационном учете по месту жительства в указанном жилом помещении состоят Лушпенко В.П. и его дочь Лушпенко Е.В.
Лушпенко В.П. состоит на учете в администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с 12.05.1983 года.
Истец в обоснование своих требований указывает, что администрация Колпинского района Санкт-Петербурга, отказывая ему в исключении спорного жилого помещения из числа служебной жилой площади и заключении договора социального найма, учитывала в числе совокупного размера жилой площади его семьи принадлежащий ему жилой дом в г.п.У., который в действительности не пригоден для проживания, о чем в последующем истцом получен соответствующий акт.
Согласно ответу № 680 от 25.07.2012 года Администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга Лушпенко В.П. было отказано в удовлетворении просьбы об исключении квартиры из числа служебной жилой площади по тем основаниям, что истец имеет на праве частной собственности жилой дом в п.У., Т. района, Ленинградской области, общей площадью 103,6 кв.м, его жена Л. на двух человек (она, дочь, 19** г.р.) занимают двухкомнатную квартиру № ** в доме № ** по улице С. в г.Колпино, истец с дочерью, 199* г.р. на двух человек занимает однокомнатную служебную квартиру № ** в доме № ** по улице В. в г.Колпино, общей площадью 31,20 кв.м. При оформление договора социального найма на указанную квартиру, совокупный размер занимаемых жилых помещений по договору социального найма и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности на семью из 4-х человек будет значительно превышать норму предоставления жилых помещений по договору социального найма - 18 кв.м.
Согласно акту обследования жилого дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Т. район. Г.п.У., ул.***, д.**, составленному специалистами администрации У. городского поселения Т. района Ленинградской области 19.09.2012 года, по вышеуказанному адресу находится одноэтажный с мансардой бревенчатый, деревянный дом, 2004 года постройки, общей площадью 103,6 кв.м, принадлежащий Лушпенко В.П. на праве частной собственности. Жилой дом электрифицирован, в доме имеется водопровод, газ баллонный – центральное газоснабжение отсутствует, печное отопление отсутствует. В настоящее время жилой дом используется для проживания в летнее время.
Однако представленный истцом акт обследования от 19.09.2012 года правового значения не имеет, поскольку отказ администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в исключении из числа служебной жилой площади занимаемого истцом жилого помещения от 25.07.2012 года истцом в судебном порядке не оспорен, вышеуказанный акт получен истцом после рассмотрения его заявления администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга. Кроме того, в ответе администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 25.07.2012 года содержится ссылка на то обстоятельство, что истцом не представлено заключение межведомственной комиссии о непригодности жилого дома в п.У. Т. района Ленинградской области к постоянному проживанию. Таковое заключение у истца на момент рассмотрения спора в суде отсутствует. Истец вправе получив соответствующее заключение в установленном порядке повторно обратиться в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга для рассмотрения заявления об исключении занимаемого жилого помещения из числа служебной жилой площади и заключении договора социального найма.
В соответствии со ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Таким образом, исходя из указанных норм, разрешение требований истца о заключении договора социального найма невозможно без разрешения вопроса о возможности исключения спорного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника в отношении спорного жилого помещения от имени Санкт-Петербурга осуществляют органы государственной власти Санкт-Петербурга в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 2 ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом.
На основании п.2 ст.3 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.06 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" служебные жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 3.4.36 Положения об администрациях района Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.08 N 1078, полномочие по исключению служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга предоставлено администрациям районов.
Таким образом, изменение статуса жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Обязание собственника жилищного фонда исключить служебное жилое помещение из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включить его в состав социального жилищного фонда, действующим законодательством не предусмотрено. Закон не возлагает на какой-либо исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования.
Соответственно, правовых оснований к удовлетворению заявленных истцом требований к администрации Колпинского района Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга» не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░, ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.11.2012 ░░░░.
░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░ ░░░░.