ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3-13/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 февраля 2015 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.И.,
при секретаре Батуевой А.Б.,
с участием:
прокурора прокуратуры Забайкальского края Чадовой Е.А.,
представителя заявителя Моисеевой Л.В. – Моисеева Н.К.,
представителей Законодательного Собрания Забайкальского края Лхасаранова Б.Ц.,
представителей Губернатора Забайкальского края Семенова Д.А., Потаповой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Забайкальского края Забайкальского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части абзацев первого, второго пункта 1(1) части 1 статьи 5.1, абзаца первого части 1.1 статьи 5.1, абзаца первого статьи 5.3, части 1 статьи 6 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» и по заявлению Моисеевой Людмилы Васильевны о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия пункта 1(1) части 1, абзаца первого части 1.1, пункта 6.1 части 3 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае»,
установил:
Закон Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» (далее – Закон № 129-ЗЗК) принят Законодательным Собранием Забайкальского края 11 февраля 2009 года, подписан Губернатором Забайкальского края 17 февраля 2009 года, опубликован в газете «Забайкальский рабочий» от 25 февраля 2009 года № 35, действует в редакции Закона Забайкальского края от 24 декабря 2014 года № 1126-ЗЗК.
Заместитель прокурора Забайкальского края обратился в Забайкальский краевой суд с заявлением (с учетом дополнений) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия следующих положений Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае»:
абзац первый пункта 1(1) части 1 статьи 5.1 в части слов «в размере 50 процентов, при условии, что педагогические работники являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, и на оплату данных жилых помещений им предоставляется компенсация, установленная пунктом 1 настоящей части»;
абзац второй пункта 1(1) части 1 статьи 5.1 в части слов «а в случае, если жилое помещение находится в общей собственности, то также исходя из доли педагогического работника в праве общей собственности на жилое помещение»;
абзац первый части 1.1 статьи 5.1 в части установления предельного размера выплаты педагогическим работникам компенсации на оплату жилых помещений, отопления, освещения и на уплату взноса на капитальный ремонт в размере 2 000 рублей, подлежащего ежегодной индексации;
абзац первый статьи 5.3 в части слов «подпунктах «в» и «в.1» пункта 4 статьи 1»;
часть 1 статьи 6 в части слов «пунктами 1 - 4 части 1 статьи 2», устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае;
часть 1 статьи 6 в части слов «пунктами 1 - 9 части 1 статьи 5», устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки специалистам государственной ветеринарной службы, в том числе пенсионерам этой службы, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там (пункт 2 части 1 статьи 5), и специалистам государственной системы здравоохранения, указанным в подпунктах «в» и «в.1» пункта 4 статьи 1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК (пункт 3 части 1 статьи 5), в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае.
По мнению заместителя прокурора, оспариваемые положения, касающиеся вопросов компенсации расходов педагогических работников, специалистов государственной ветеринарной службы и государственной системы здравоохранения, а также ветеранов труда на оплату жилых помещений и коммунальных услуг противоречат федеральному законодательству, поскольку снижают уровень социальных гарантий для указанных категорий граждан, предусмотренный ранее действовавшим федеральным законодательством. Между тем, субъект Российской Федерации, которому было передано право на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения упомянутых выше расходов, не наделен правом на уменьшение объема социальных выплат.
С требованиями о признании недействующими с момента принятия пункта 1(1) части 1, абзаца первого части 1.1, а также пункта 6.1 части 3 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» по мотивам, аналогичным изложенным в заявлениях заместителя прокурора, обратилась Моисеева Л.В., которая ссылалась на то, что в соответствии с ранее действовавшим законодательством пенсионеры из числа педагогических работников, проживающие в сельской местности, к которым она относится, и члены их семей имели право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Дополнительно указывает, что установленное региональным законом правовое регулирование не предполагает распространение социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт на членов её семьи, что привело к тому, что компенсация не покрывает фактические расходы по оплате жилья с отоплением и освещением.
В судебном заседании прокурор прокуратуры Забайкальского края Чадова Е.А. заявленные требования с учетом дополнительных требований поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлениях. Помимо прочего пояснила, что ограничение права ряда лиц на получение социальных выплат по мотиву наличия у их семьи достаточного уровня материального обеспечения (наличие дохода, превышающего среднедушевой доход в Забайкальском крае) и недостижения определенного возраста (80 лет) свидетельствует о фактическом лишении их предусмотренных законом гарантий, на которые они были вправе рассчитывать. По мнению прокурора, это указывает на то, что ограничения носят дискриминационный характер. Кроме того, прокурор обратила внимание на то, что проводящаяся в настоящее время политика по оптимизации расходов региональных бюджетов не может служить оправданием снижения уровня обеспеченности тех социальных льгот и гарантий граждан, не относящихся к категории обеспеченных, которые были ранее предоставлены федеральным законодательством, по мотиву необходимости реализации принципов адресности и нуждаемости социальной помощи населению.
Представитель заявителя Моисеевой Л.В. – Моисеев Н.К. требования поддержал, представил суду письменные объяснения, дополнительно сослался на недопустимость снижения уровня социальных гарантий педагогических работников, проживающих в сельской местности, гарантированного федеральным законодательством, при отсутствии сведений о сокращении расходов администрации края.
Представитель Законодательного Собрания Забайкальского края Лхасаранов Б.Ц., представители Губернатора Забайкальского края Семенов Д.А., Иванова Д.А, Потапова А.П. с заявлением заместителя прокурора и Моисеевой Л.В. не согласились, представили письменные возражения, дополнительно пояснили, что требования заявителей основаны на утративших силу нормативных правовых актах и являются необоснованным. Оспариваемые положения Закона приняты в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года № 963 также установлен предельный размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, предоставляемой педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), и составляет 1 200 рублей.
Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме педагогическим работникам федеральным законодательством не предусмотрена и до 1 июля 2014 в регионе не предоставлялась, фактически является дополнительно введенной мерой социальной поддержки. В связи с этим региональный законодатель вправе регулировать вопросы ее предоставления и размер в зависимости от возможностей бюджета Забайкальского края.
Решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда, медицинских, фармацевтических работников, специалистов государственной ветеринарной службы также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Субъекты Российской Федерации вправе регулировать указанные вопросы самостоятельно, в том числе определять условия их предоставления в виде установления критерия нуждаемости, т.е. связывать возможность предоставления компенсации с уровнем дохода, который не должен превышать размер среднедушевого дохода в Забайкальском крае.
Кроме того, по мнению представителей заинтересованных лиц, прокурор нарушил положения статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, так как не имел права на подачу в рамках настоящего дела заявлений, содержащих дополнительные требования, поскольку они не связаны с ранее заявленными и являются по своей сути новыми.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 4 Гражданского процессуального кодекса РФ суд возбуждает гражданское дело по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В случае обращения прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта прокурор, участвующий в деле, пользуется процессуальными правами заявителя, а значит, на него распространяются положения статьи 151 Гражданского процессуального кодекса РФ о том, что истец вправе соединить в одном заявлении несколько исковых требований, связанных между собой.
Таким образом, прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями, содержащими несколько требований, и ставить вопрос об их рассмотрении в рамках одного гражданского дела, в случае, если эти требования связаны между собой.
В своих заявлениях прокурор оспаривает положения Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском края», указывает на нарушение региональным законодателем действующего федерального законодательства, при этом ссылается на одно и то же основание – недопустимость снижения субъектом Российской Федерации уровня социальных гарантий граждан, установленного федеральным законодательством.
Моисеева Л.В., 1945 года рождения, проживает в поселке Горный Забайкальского края, являющемся поселком городского типа согласно статье 6 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 320-ЗЗК «Об административно-территориальном устройстве Забайкальского края».
Сведения, внесенные в трудовую книжку и пенсионное удостоверение, подтверждают наличие у неё на момент назначения пенсии 15 мая 1996 года и фактического выхода на пенсию 26 октября 2009 года не менее 10-ти лет стажа педагогической работы в Оловяннинской районной вечерней (сменной) общеобразовательной школе, расположенной в поселке городского типа Калангуй Оловяннинского района Забайкальского края (ранее Читинской области).
Таким образом, Моисеева Л.В. относится к категории лиц, пользующихся мерами социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг в сельской и приравненной к ней местности, и вправе оспаривать положения вышеназванного регионального Закона.
При таком положении, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения требований заместителя прокурора Забайкальского края, изложенных в трех заявлениях, и гражданки Моисеевой Л.В. в рамках одного гражданского дела.
В соответствии со статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пунктам «е», «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение, и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам – бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Указанные права и льготы, предусмотренные в отношении перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет педагогических работников, были распространены на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках) РСФСР и проживающих с ними членов их семей распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года № 1003р.
В абзаце третьем части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон № 3266-1), в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрена новая редакция статьи 55, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 3 данного Федерального закона было установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В дальнейшем в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Закон № 3266-1 признан утратившим силу.
Вместе с тем, в части 8 статьи 47 данного Федерального закона установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Исходя из сравнительного анализа вышеназванных положений федерального законодательства следует, что правовое регулирование прав и социальных гарантий педагогических работников и их реализация на настоящий момент в целом не изменилось, компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения должна осуществляться исходя из фактически понесенных расходов с учетом расходов на членов их семей.
Между тем, региональный законодатель в абзаце первом части 1.1 статьи 5.1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» установил, что компенсация расходов на оплату жилых помещений предоставляется в размере фактических расходов педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления, освещения и на уплату взноса на капитальный ремонт, но не более 2000 рублей ежемесячно. Предельный размер компенсации подлежит ежегодной индексации, размер и сроки которой устанавливаются законом Забайкальского края о бюджете края на соответствующий финансовый год и плановый период.
Следовательно, региональный законодатель, установив предельный размер компенсации на оплату жилых помещений, отопления, освещения и на уплату взноса на капитальный ремонт, снизил уровень мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), установленных ранее, что является недопустимым.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что на федеральном уровне постановлением Правительства РФ от 26 октября 2013 года № 964 для педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций компенсация расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлена в размере 1200 рублей, не может быть принята во внимание, поскольку этот вопрос не входит в предмет рассмотрения и не может повлиять на выводы суда.
Кроме того, прокурор оспаривает в части, а Моисеева Л.В. в полном объеме пункт 1(1) части 1 статьи 5.1, в которой региональный законодатель установил, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме педагогическим работникам в пределах регионального стандарта нормативной жилой площади жилого помещения используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 %. При этом указанная компенсация предоставляется только в случае, если педагогические работники являются собственниками жилых помещений. Размер компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт определяется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Забайкальского края, а в случае, если жилое помещение находится в общей собственности, то также исходя из доли педагогического работника в праве общей собственности на жилое помещение. Право на компенсацию наступает с момента возникновения у педагогического работника права собственности на жилое помещение и обязанности по уплате взноса на капитальный ремонт.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, взнос на капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и расходы педагогических работников на его уплату подлежат компенсации.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является дополнительной мерой социальной поддержки педагогических работников, проживающих в сельской местности и рабочих поселках, которая ранее не была предусмотрена федеральным законодательством, и ее реализация не передавалась на региональный уровень, подлежат отклонению как необоснованные.
Действительно, изменения в Жилищный кодекс РФ касательно организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которыми была предусмотрена обязанность граждан по оплате взноса на капитальный ремонт (внесены Федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), введены в действие с 26 декабря 2012 года.
Однако статья 154 Жилищного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 26 декабря 2012 года, предусматривала, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения с учетом платы за услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, поскольку плата за капитальный ремонт взималась с собственников жилых помещений в числе платы за содержание и ремонт жилого помещения и до введения в действие изменений, обязанность собственников по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и капитальному, не претерпела существенных изменений, суд приходит к выводу о том, что меры социальной поддержки педагогических работников в виде компенсации платы за жилое помещение должны включать в себя компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в фактически понесенном размере.
Также суд находит обоснованной позицию заявителей о том, что в силу приведенных выше положений федерального законодательства расходы по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, понесенные проживающими совместно с педагогическими работниками членами их семьи, также подлежат компенсации в полном объеме.
Оснований полагать, что названные меры социальной поддержки не распространяются на членов семьи педагогического работника, проживающих совместно с ним, не имеется, полномочий, на ограничение или уменьшение объема мер социальной поддержки в отношении педагогических работников субъектам Российской Федерации не предоставлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1, частью 6 статьи 5 Закона № 129-ЗЗК перечисленные выше меры социальной поддержки педагогических работников распространяются и на пенсионеров из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций, проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Забайкальского края и имеющих общий стаж работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, требования прокурора в указанной части представляются обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с оспариваемой прокурором частью 1 статьи 6 Закона № 129-ЗЗК ветеранам труда, не достигшим возраста 80 лет, меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона края, предоставляются при условии, что доход получателя мер социальной поддержки не превышает среднедушевого дохода в Забайкальском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю на дату обращения получателя.
Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 2 Закона № 129-ЗЗК ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей, подлежащая индексации;
2) ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 50 процентов. Указанная льгота распространяется на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Для целей настоящего Закона края под оплатой жилого помещения понимается в зависимости от вида жилищного фонда плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, плата за наем жилого помещения, устанавливаемая в соответствии со статьей 156.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, или плата за пользование жилым помещением (плата за наем);
3) ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, установленных высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом, в размере 50 процентов;
4) ежемесячная денежная выплата ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, на оплату топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, в размере 50 процентов и транспортных услуг для доставки этого топлива.
На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 указанного закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялись права и льготы, перечисленные в подпунктах 1-7, в частности:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством субъекта Российской Федерации. Льготы по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности, и распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию (подпункт 6);
оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной; ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда (подпункт 7).
Из анализа норм Закона о ветеранах следует, что получение мер социальной поддержки гарантировано настоящим законом при наличии звания ветерана труда и не обусловлено никакими другими обстоятельствами.
Социальный статус ветерана труда определяется с учетом его заслуг и предполагает создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула Закона о ветеранах).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) в вышеназванную статью 22 Закона о ветеранах внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом в преамбуле указанного Федерального закона сказано, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
В силу части 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Федерального закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Таким образом, из изложенного следует, что полномочия регионального законодателя не могут быть реализованы произвольно. При принятии нормативных правовых актов в указанной сфере должны быть учтены положения федерального законодательства, в том числе, принцип недопущения снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Между тем, в соответствии с оспариваемыми нормами закона Забайкальского края предоставление мер социальной защиты ветеранам труда поставлено в зависимость от их материального положения и возраста – такие меры предоставляются при условии, что доход получателя мер социальной поддержки не превышает среднедушевого дохода в Забайкальском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю на дату обращения получателя, а в случае наличия дохода на указанном уровне получатель должен достичь 80-летнего возраста.
При таком положении суд приходит к выводу о недопустимости установления для такой категории граждан как ветераны труда, приобретшие указанное звание за определенные заслуги перед обществом и государством, в качестве условия предоставления мер социальной поддержки его низкое материальное положение либо достижение 80-летнего возраста.
Установленное правовое регулирование влечет лишение ветеранов труда, имеющих совокупный доход семьи выше среднедушевого дохода в Забайкальском крае, практически всех предусмотренных статьей 2 Закона края мер социальной поддержки за исключением права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены в период работы, в то время как их предоставление было гарантировано на федеральном уровне.
Несмотря на то, что Законом края № 129-ЗЗК регулируются не только вопросы предоставления социальной поддержки ветеранам труда, приобретшим указанное звание в силу федерального законодательства, но и вопросы предоставления социальной поддержки ветеранов труда Читинской области, Забайкальского края, а также лиц, звание ветерана труда которым присвоено в соответствии с Законом Агинского Бурятского автономного округа «О присвоении звания «Ветеран труда», которые приравнены в правах к ветеранам труда, суд полагает, что часть 1 статьи 6 в указанной части, касающейся ветеранов труда, подлежит признанию недействующей в отношении всех указанных категорий.
Данный вывод основан на следующем.
Меры социальной поддержки ветеранов труда Читинской области, Забайкальского края, а также лиц, звание ветерана труда которым присвоено в соответствии с Законом Агинского Бурятского автономного округа «О присвоении звания «Ветеран труда» устанавливаются нормативными правовыми актами Забайкальского края, являются расходными обязательствами Забайкальского края и финансируются за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из этого следует, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории граждан – получателей мер социальной поддержки, с учетом их нуждаемости, объем и содержание мер социальной поддержки, порядок и условия их предоставления с учетом возможностей бюджета субъекта.
Вместе с тем, следует учесть, что приобретение статуса ветерана труда субъекта Российской Федерации обусловлено наличием у гражданина определенных заслуг и достижений перед обществом. Действующее законодательство не связывает предоставление мер социальной поддержки ветеранам с оказанием им помощи как нуждающимся гражданам. Установление социальной поддержки этой категории граждан вызвано необходимостью создания для ветеранов благоприятных условий, обеспечивающих им достойную жизнь в обществе.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что определение для одной и той же категории ветеранов труда разного уровня социальной поддержки является недопустимым. Примененный региональным законодателем подход следует расценить как дискриминационный по возрастному признаку и по признаку материальной обеспеченности, поскольку одна и та же категория граждан будет иметь различный уровень социальной поддержки.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 5 оспариваемого Закона Забайкальского края № 129-ФЗ специалистам государственной ветеринарной службы, в том числе пенсионерам этой службы, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там, предоставляются меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и за вывоз бытовых отходов; специалистам государственной системы здравоохранения, указанным в подпунктах «в» и «в.1» пункта 4 статьи 1 настоящего Закона края – по оплате жилого помещения, электроснабжения и отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с подпунктами «в» и «в.1» пункта 4 статьи 1 Закона № 129-ЗЗК к гражданам, работающим (работавших) в организациях, финансируемых из бюджета Забайкальского края и бюджетов муниципальных образований, проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Забайкальского края, которым настоящим Законом Забайкальского края установлены меры социальной поддержки отнесены:
в) специалисты государственной системы здравоохранения:
медицинские, фармацевтические и педагогические работники организаций здравоохранения, в том числе медицинские работники в возрасте до 35 лет, прибывшие в 2011 - 2012 годах после окончания образовательной организации высшего образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшие на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившие с исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края, договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной федеральным законом;
медицинские, фармацевтические и педагогические работники организаций здравоохранения, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет, вышедшие на пенсию;
в.1) члены семей лиц, указанных в подпункте «в» пункта 4 настоящей статьи, проживающие совместно с ними.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 129-ЗЗК гражданам, не достигшим возраста 80 лет, меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 9 части 1 статьи 5 и статьей 5 настоящего Закона края, предоставляются при условии, что доход получателя мер социальной поддержки не превышает среднедушевого дохода в Забайкальском крае по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю на дату обращения получателя.
Положения данной правовой нормы оспариваются прокурором в части, устанавливающей условия предоставления мер социальной поддержки гражданам, указанным в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 5 названного закона.
Согласно статье 6 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, специалисты Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имели право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на бесплатные коммунальные услуги сохранялось за специалистами Государственной ветеринарной службы Российской Федерации – пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживали там.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 122-ФЗ в указанную статью 6, специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации могут устанавливаться меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
При этом до 1 января 2005 года право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за вышедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей на основании Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», предоставленное Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составлял не менее десяти лет.
Законом № 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I признана утратившей силу, а статья 63 дополнена частями четвертой, пятой, шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Учитывая вышеприведенные положения части 2 статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ, суд приходит к выводу, что часть 1 статьи 6 Закона Забайкальского края № 129-ЗЗК также противоречит федеральному законодательству, поскольку при издании органами государственной власти Забайкальского края нормативного правового акта не было соблюдено условие о запрете снижения уровня социальной защиты граждан относительно уровня, достигнутого по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Из содержания оспариваемой нормы закона Забайкальского края следует, что предоставление мер социальной поддержки специалистам государственной ветеринарной службы, в том числе пенсионерам этой службы, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там, и специалистам государственной системы здравоохранения, указанным в подпунктах «в» и «в.1» пункта 4 статьи 1 Закона № 129-ЗЗК, определяется в зависимости от величины среднедушевого дохода и возраста, что влечет снижение уровня социальной поддержки по сравнению с существовавшим ранее.
Помимо приведенного выше заместитель прокурора оспаривает абзац первый статьи 5.3 Закона № 129-ЗЗК, согласно которому гражданам, указанным подпунктах «в», «в.1» пункта 4 статьи 1 настоящего Закона края, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, при условии, что они являются собственниками данных жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, предоставляется ежемесячная денежная выплата на уплату взноса на капитальный ремонт в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 50 процентов.
Указанная норма также подлежит признанию недействующей в части, позволяющей ограничить право медицинских и фармацевтических работников на получение компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере фактически понесенных расходов.
В основу данной позиции положены выводы, аналогичные изложенным выше относительно компенсации педагогическим работникам расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что не соответствуют федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими следующие положения Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае»:
абзац первый пункта 1(1) части 1 статьи 5.1 в части слов «в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, при условии, что педагогические работники являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, и на оплату данных жилых помещений им предоставляется компенсация, установленная пунктом 1 настоящей части»;
абзац второй пункта 1(1) части 1 статьи 5.1 в части слов «а в случае, если жилое помещение находится в общей собственности, то также исходя из доли педагогического работника в праве общей собственности на жилое помещение»;
абзац первый части 1.1 статьи 5.1 в части установления предельного размера выплаты педагогическим работникам компенсации на оплату жилых помещений, отопления, освещения и на уплату взноса на капитальный ремонт в размере 2 000 рублей, подлежащего ежегодной индексации;
абзац первый статьи 5.3 в части распространения на лиц, указанных в подпунктах «в», «в.1» пункта 4 статьи 1 слов «в пределах регионального стандарта нормативной жилой площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 50 %»;
часть 1 статьи 6 в части слов «пунктами 1 - 4 части 1 статьи 2», устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае;
часть 1 статьи 6 в части слов «пунктами 1 - 9 части 1 статьи 5», устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки специалистам государственной ветеринарной службы, в том числе пенсионерам этой службы, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там (пункт 2 части 1 статьи 5), и специалистам государственной системы здравоохранения, указанным в подпунктах «в» и «в.1» пункта 4 статьи 1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК (пункт 3 части 1 статьи 5), в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае.
Суд не соглашается с доводами представителей заинтересованных лиц, изложенными в письменных возражениях и устно в судебном заседании.
Так, суд не находит оснований полагать, что региональный законодатель вправе снизить уровень социальной поддержки отдельных категорий граждан на основании части 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которой органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Указанная норма подлежит распространению только на случаи введения дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для граждан, нуждающихся в их предоставлении, которые были определены субъектом Российской Федерации самостоятельно, вне зависимости от закрепления их прав на федеральном уровне. В отношении граждан, меры социальной поддержки которых были закреплены на федеральном уровне, а впоследствии порядок их реализации был передан на уровень субъектов Российской Федерации, уровень социального обеспечения не может быть снижен либо поставлен в зависимость от критерия нуждаемости.
Данный вывод в полной мере согласуется с неоднократно выраженной правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что изменение содержания и формы ранее установленных льгот и социальных гарантий должно осуществляться законодателем таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Данный принцип предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость политики в социальной сфере, иначе новое правовое регулирование, по существу, будет означать произвольную отмену прав, приобретенных гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 19 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П, определения от 4 апреля 2006 года № 89-О и от 8 февраля 2007 года № 321-О-П, определении от 2 апреля 2009 года № 553-О-П и др.).
Утверждение заинтересованных лиц о том, что принятие оспариваемых прокурором норм было вызвано необходимостью оптимизации расходов в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ, направленными письмом от 1 декабря 2014 года № 06-03-05/61507, подлежит отклонению, поскольку из содержания пункта 2 указанных рекомендаций следует, что субъект Российской Федерации вправе провести инвентаризацию только тех социальных выплат и льгот, которые были установлены исключительно региональным законодательством, при этом социальные выплаты могут быть отменены только в случае повышения оплаты труда и уровня жизни получателей. Также подчеркивается необходимость перехода от оплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилищно-коммунальных услуг от стандарта стоимости ЖКУ к их фактическому потреблению.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления Моисеевой Л.В. в части признания несоответствующей федеральному законодательству пункта 1(1) части 1 статьи 5.1 Закона № 129-ЗЗК в полном объеме, так как в указанной норме помимо прочего прописан порядок определения размера компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, а также установлен момент возникновения права на ее получение, что заявителями не оспаривалось.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований Моисеевой Л.В. о признании недействующим пункта 6.1 части 3 статьи 5.1 Закона № 129-ЗЗК, в соответствии с которым для предоставления мер социальной поддержки представляются копии документов, подтверждающих право собственности педагогического работника на жилое помещение (для педагогических работников, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирном доме).
По мнению Моисеевой Л.В., данная норма противоречит семейному законодательству, поскольку имущество, приобретенное во время брака, является общим имуществом супругов и может быть зарегистрировано на одного из супругов. Следовательно, документ, подтверждающий право собственности, может предоставить член семьи, на которого зарегистрировано жилое помещение.
Между тем, суд приходит к выводу, что оспариваемая норма не нарушает права педагогических работников и пенсионеров из их числа, поскольку требование о предоставлении копий документов, подтверждающих право собственности педагогического работника на жилое помещение, не препятствует реализации ими своих прав, не создает необоснованных ограничений в получении мер социальной поддержки и не ограничивает в праве представить документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение членов их семьи, проживающих с ними совместно. Кроме того, в силу абзаца второго части 3 статьи 5.1 указанное требование не является обязательным.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, на основании этого акта были реализованы права граждан, суд находит возможным признать его недействующим в части, противоречащей федеральному законодательству, со дня вступления решения в законную силу.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны судебные расходы, в частности, на уплату госпошлины.
Моисеева Л.В. при подаче заявления уплатила госпошлину в размере 300 рублей. Указанные расходы подлежат компенсации с Законодательного Собрания Забайкальского края.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 251-254 ГПК РФ, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Забайкальского края удовлетворить.
Заявление Моисеевой Людмилы Васильевны удовлетворить частично.
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу нижеследующие положения Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года №129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае»:
абзац первый пункта 1(1) части 1 статьи 5.1 в части слов «в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 50 процентов, при условии, что педагогические работники являются собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Забайкальского края, и на оплату данных жилых помещений им предоставляется компенсация, установленная пунктом 1 настоящей части»;
абзац второй пункта 1(1) части 1 статьи 5.1 в части слов «а в случае, если жилое помещение находится в общей собственности, то также исходя из доли педагогического работника в праве общей собственности на жилое помещение»;
абзац первый части 1.1 статьи 5.1 в части установления предельного размера выплаты педагогическим работникам компенсации на оплату жилых помещений, отопления, освещения и на уплату взноса на капитальный ремонт в размере 2 000 рублей, подлежащего ежегодной индексации;
абзац первый статьи 5.3 в части распространения на подпункты «в», «в.1» пункта 4 статьи 1 слов «в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 50 процентов»;
часть 1 статьи 6 в части слов «пунктами 1 - 4 части 1 статьи 2», устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае;
часть 1 статьи 6 в части слов «пунктами 1 - 9 части 1 статьи 5», устанавливающей условие предоставления мер социальной поддержки специалистам государственной ветеринарной службы, в том числе пенсионерам этой службы, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там (пункт 2 части 1 статьи 5), и специалистам государственной системы здравоохранения, указанным в подпунктах «в» и «в.1» пункта 4 статьи 1 Закона Забайкальского края от 17 февраля 2009 года № 129-ЗЗК (пункт 3 части 1 статьи 5), в зависимости от величины среднедушевого дохода в Забайкальском крае.
В удовлетворении остальной части заявления Моисеевой Л.В. отказать.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в газете «Забайкальский рабочий».
Взыскать с Законодательного Собрания Забайкальского края в пользу Моисеевой Людмилы Васильевны расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Забайкальский краевой суд.
Судья Т.И. Васильева
Решение в окончательной форме изготовлено 04.03.2015.