РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Казанское
Казанского района Тюменской области 14 октября 2022 года
Казанский районный суд Тюменской области, в составе:
председательствующего судьи Харитонова В.Ю.,
при секретаре судебного заседания Акжановой С.Б.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Казанцевой В.М.,
рассмотрев жалобу Казанцевой В.М. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Казанского судебного района Тюменской области – мирового судьи судебного участка № 1 Ишимского судебного района Тюменской области Елфимовой Е.В., от 20.09.2022 года, которым:
Казанцева Валентина Михайловна, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки Российской Федерации, имеющей среднее специальное образование, замужней, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес>,
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Казанцева В.М. обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи от 20.09.2022 года, которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. С данным постановлением мирового судьи она не согласна. Просит освободить ее от административной ответственности по основаниям ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью деяния, в связи с тем, что признают свою вину, осознала свои неправомерные действий, ранее за совершение аналогичных правонарушений не привлекалась, является пенсионеркой, имеет кредитные обязательства. Совершенное ей деяние не повлекло никаких вредных последствий, вреда здоровью, крупного ущерба, существенных нарушений охраняемых общественных отношений не последовало.
В судебном заседании Казанцева В.М. доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что члены избирательной комиссии ей ничего не разъяснили, тем самым злоупотребили свои м положением.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По делу установлено, что в период с 4 по 6 сентября 2022 года, Казанцева В.М., являясь кандидатом в депутаты, в ходе проведения компании по выборам депутатов Думы Казанского сельского поселения 2 созыва по первому одномандатному избирательному округу, вручая лично избирателям и раскладывая в почтовые ящики жилых домов <адрес>, печатный агитационный материал (листовки) формата А4 с изображением кандидата и печатным текстом агитационного содержания, представив документы об оплате изготовления предвыборного агитационного материала в избирательную комиссию муниципального образования Казанского сельского поселения 08.09.2022 года, в нарушение п.3 ст.54 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ (ред. От 28.06.2022 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Своими действиями Казанцева В.М. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.12 КоАП РФ - изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом 72 Е № 00076307 от 13.09.2022 года об административном правонарушении, Казанцева В.М. с протоколом ознакомлена, права и обязанности разъяснены, копию протокола получила имеются подписи (л.д.3-4); рапортом инспектора НИАЗ Отд МВД России по Казанскому району о том, что в ходе работы по делу об административном правонарушении № 380 от 08.09.2022 года, в действиях Казанцевой В.М. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ (л.д.6); копией заявления председателя избирательной комиссии муниципального образования Казанского сельского поселения от 07.09.2022 года о том, что в ходе избирательной компании по выборам депутатов Думы Казанского сельского поселения 2 созыва (день голосования 11.09.2022 г.) 07.09.2022 года на совещании с председателями УИК были выявлены нарушения, а именно в избирательную комиссию муниципального образования не представлены копии документов об оплате изготовления предвыборного агитационного материала зарегистрированными кандидатами, до начала его распространения, из соответствующего избирательного фонда кандидата (л.д.7); печатным агитационным материалом от КПРФ с изображением народного кандидата в депутаты Думы Казанского сельского поселения по округу №1 – Казанцевой В.М. (л.д.10); уведомлением в избирательную комиссию муниципального образования Казанского сельского поселения от кандидата по округу №1 Казанцевой В.М. об изготовлении агитационных материалов за счет собственных средств (л.д.11); решением председателя избирательной комиссии муниципального образования Казанского сельского поселения №12 от 17.06.2022 года, об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Думы Казанского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области второго созыва (л.д.19); копией календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Думы Казанского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области второго созыва (л.д.20-27); копией схемы одномандатных избирательных округов (л.д.28-33); копией письменного объяснения ФИО8, согласно которому она является председателем избирательной комиссии муниципального образования Казанского сельского поселения на выборах в 2022 году, 07.09.2022 года при проверке документов для агитационных материалов она обнаружила, что чеков подтверждающих расходы для изготовления агитационных материалов кандидатом партии КПРФ Казанцевой В.М. не предоставлено. 08.09.2022 года от уполномоченного представителя КПРФ ФИО9 поступили копии товарных чеков, которая пояснила, что это чеки для изготовления агитационных материалов для кандидатов от партии КПРФ, однако данные чеки должны быть предоставлены лично депутатом (л.д.34, 38); письменным объяснением ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, согласно которому 3 или 4 сентября 2022 года в дневное время к ней домой пришла Казанцева В.М., вручила ей листовку со своей программой и пригласила на голосование, которое пройдет 11.09.2022 года, после чего ушла. Через некоторое время она вышла в подъезд своего дома и увидела, что во всех почтовых ящиках висели листовки аналогичные врученной ей. Она изучила содержимое листовки и узнала, что Казанцева В.М. является кандидатом в депутаты Думы Казанского поселения от партии КПРФ (л.д.35); письменным объяснением ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>, согласно которому 04.09.2022 года в ограду ее домовладения зашла женщина и подала ее мужу ФИО6 лист бумаги и ушла, после чего муж зашел домой и подал ей этот лист бумаги, из которого она узнала, что это была листовка кандидата Казанцевой (л.д.36); письменным объяснением ФИО7, проживающей по адресу: <адрес>, согласно которому 03.09.2022 года в своем почтовом ящике, находящимся в подъезде ее дома она обнаружила бумажку на которой было надпись КПРФ и фамилия кандидата, а именно Казанцева Валентина (л.д.37); копиями товарных чеков по оплате расходов на изготовление агитационных материалов (л.д.39-43); сведениями о зарегистрированных депутатах, согласно которого Казанцева В.М. является зарегистрированным 22.07.2022 года кандидатом в депутаты Думы Казанского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области второго созыва, первого одномандатного избирательного округа, выдвинутая Казанским отделением Тюменского областного отделения политической партии КПРФ (л.д.46-51); копией письменного объяснения ФИО9, согласно которому она является уполномоченным представителем политической партии «Казанское районное отделение Тюменского областного отделения политической партии КПРФ». В июле 2022 года от партии КПРФ для участия в выборах депутатов Думы Казанского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области было зарегистрировано 5 кандидатов. Агитационный материал кандидаты изготовили самостоятельно, написали свою агитационную программу и предоставили ей фотографии, она собрала данный материал и направила для печати в г. Тюмень, оплату печати за листовки кандидаты производили из собственных средств. После изготовления листовок кандидаты сдали по одному экземпляру листовки и уведомления на регистрацию в избирательную комиссию в период с 31.08.2022 года по 02.09.2022 года. Она подумала, что все документы сдали и можно начинать распространять агитационный материал. Итоговый финансовый отчет ранее сдавали в течении 30 дней после проведения выборов, планировала предоставить чеки вместе с финансовым отчетом. 08.09.2022 года ей на электронную почту прислали чеки и она унесла их в избирательную комиссию (л.д.52); письменным объяснением Казанцевой В.М., которая пояснила, что в июле 2022 года от партии КПРФ ее кандидатуру выдвинули для участия в выборах депутатов Думы Казанского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области. Она передала собственные денежные средства представителю политической партии КПРФ ФИО9 для изготовления агитационного материала. После того, как листовки изготовили, 31.08.2022 года она лично принесла один экземпляр агитационного материала в участковую избирательную комиссию и сдала на регистрацию председателю комиссии ФИО8 После регистрации она спросила у ФИО8, можно ли начинать распространять листовки, на что она ответила согласием. С 4 по 6 сентября 2022 года она лично разносила свою программу (листовки) по улицам своего избирательного округа, вручала их лично избирателям, оставляла в почтовых ящиках. 07.09.2022 года ей позвонила ФИО8 и сказала, что нужно предоставить чеки по оплате расходов на изготовление агитационного материала, после чего она позвонила ФИО9 и сказала, что с избирательной комиссии требуют указанные чеки. ФИО9 предоставила чеки в избирательную комиссию 08.09.2022 года. С нарушением не согласна, вину не признает (л.д.54); постановлением мирового судьи от 20.09.2022 года по делу об административном правонарушении (л.д.69-71).
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав участника процесса, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст.5.12 КоАП РФ административная ответственность наступает за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах.
В соответствии с п.п.1,4 ст.2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон №67-ФЗ) агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума; предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
В силу п.2 ст.54 названного закона все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В соответствии с п.3 ст.54 данного Федерального закона экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда.
Таким образом, приведенные нормы предусматривают обязанность кандидата предоставить в соответствующую избирательную комиссию документы об оплате изготовления агитационного материала до начала их распространения.
Факт распространения агитационных материалов Казанцевой В.М. до представления в избирательную комиссию документов об оплате расходов на их изготовления, в нарушение действующего законодательства, установлен исследованными в судебном заседании доказательствами.
Оценивая доводы жалобы Казанцевой В.М. о признании данного правонарушения малозначительным, суд исходит из того, что в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
В данном случае объектом правонарушения являются общественные отношения, посягающие на права граждан, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством.
Следуя правовой позиции, закрепленной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В силу п.п.18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В материалах дела отсутствуют какие-либо обстоятельства, свидетельствующие об исключении данного случая.
Суд считает, что нарушение законодательства Российской Федерации о выборах представляет собой повышенную общественную опасность, поскольку посягает на права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, совершенное деяние Казанцевой В.М. административное правонарушение не является малозначительным.
При вынесении обжалуемого постановления мировым судьей правильно применены требования ст.29.10 КоАП РФ: в постановлении указаны установленные по делу обстоятельства правонарушения, в пределах санкции статьи, имеется мотивированное решение по делу.
Все исследованные доказательства были оценены мировым судьей в совокупности, вывод о наличии события правонарушения и виновности Казанцевой В.М. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.12 КоАП РФ, является правильным и обоснованным.
Оснований для иной оценки имеющихся доказательств, при рассмотрении жалобы на постановление судом не установлено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
При назначении наказания судом первой инстанции учтены смягчающие административную ответственность обстоятельства, в связи с чем наказание назначено в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.5.12 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ /░░░░░░░/ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 12-46/2022 (№ 5-772/2022) ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.