Судья Котешко Л.Л. Дело № 2-1527/2022
(первая инстанция)
№ 33-3168/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2022 года город Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Анашкиной И.А.,
судей Козуб Е.В., Донсковой М.А,
при секретаре Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 апреля 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах Довгань Ю. А. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Министерству труда и социальной защиты населения Российской Федерации о выдаче удостоверения члену семьи, потерявшего кормильца из числа граждан инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы,
заслушав доклад судьи Анашкиной И.А.,
УСТАНОВИЛА:
прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Довгань Ю.А. с исковым заявлением, в котором просит:
- обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя включить Довгань Ю.А. в заявку на выдачу удостоверения в соответствии с Положением.
- обязать Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации выдать соответствующий бланк удостоверения представителю уполномоченного органа на основании заявки и доверенности, оформленных в установленном порядке, подтверждающего право на льготы, как члену семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.
В обоснование требований указано, что Довгань Ю.А. является вдовой участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – Довганя Г.М., которому была установлена 1 группа инвалидности, и в 2004 году выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. После смерти мужа истец обратилась с заявлением о выдаче посмертно удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего мужа, приложив к заявлению необходимые документы. Однако Управлением труда и социальной защиты населения Нахимовского района Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя у Управления отсутствуют правовые основания для выдачи Довгань Ю.А. удостоверения члена семьи умершего инвалида 1 группы вследствие работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по причине несоответствия имеющихся документов законодательству, а также недоказанности факта, подтверждающего правовой статус Довгань Г.М., получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 апреля 2022 года иск удовлетворен, на Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя возложена обязанность включить Довгань Ю.А. в заявку на выдачу бланков удостоверения в соответствии с Порядком и условиями оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденным Приказом МЧС России №, Минздравсоцразвития России №, Минфина России №н от ДД.ММ.ГГГГ. На Минтруд России возложена обязанность выдать соответствующий бланк удостоверения представителю уполномоченного органа Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на основании заявки и доверенности, оформленных в установленном порядке, подтверждающего право на льготы, как члену семьи умершего инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, постановить новое - об отказе в удовлетворении иска. Указывают, что поскольку права членов семьи умерших льготополучателей производны от прав самих граждан, обладавших льготным статусом, и предоставляются согласно статусу льготополучателя, установленному ему при жизни, на основании соответствующих документов, тогда как супруг истца при жизни не являлся льготополучателем по Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ему удостоверение инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в Российской Федерации не выдавалось, удостоверение серии А № 062099, выданное 07.06.2004 органами власти Украины, не является основанием для выдачи удостоверения российского образца члену семьи умершего инвалида уполномоченным органам власти в Российской Федерации. Полагает, что поскольку названный выше Закон не содержит норм, предусматривающих социальную поддержку семей умерших иностранных граждан, которым при жизни статус пострадавшего вследствие воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС был установлен в соответствии с законодательством страны их проживания, в удовлетворении иска следовало отказать.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, поданную Минтруд России. Вместе с тем не смог пояснить, с какого времени в городе Севастополе выдаются удостоверения пострадавшим от Чернобыльской катастрофы российского образца.
Прокурор и истец в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить без изменения решение суда первой инстанции, как законное и обоснованное.
Апеллянт – Минтруд России в заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела в надлежащем порядке в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), об уважительности причин отсутствия не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал.
Руководствуясь статьями 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав судью-докладчика, явившихся участников, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований к отмене состоявшегося по делу решения.
Согласно пункту 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии постановленное по делу решение суда приведенным требованиям закона соответствует.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15 мая 1991 года №1244-1, Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В статье 13 Закона перечислены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона. К ним, в частности, относятся:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 1 ч. 1 ст. 13);
- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (пп. 2 ч. 1 ст. 13).
В силу пункта 2 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года №1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на ЧАЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.
Приказом МЧС России № 728, Минздравсоцразвития России № 832, Минфина России № 166н от 08 декабря 2006 года утвержден Порядок и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка, данный нормативно-правовой акт устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения данной категории граждан. Удостоверения, выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления мер социальной поддержки.
Согласно пунктом 2 Порядка удостоверения установленной в Приложении № 1 формы выдаются гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона, а также членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
Оформление и выдача удостоверения инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанным в пункте 2 Порядка, производится уполномоченными органами - Департаментом труда и социальной защиты населения Российской Федерации.
В силу пункта 5 вышеуказанного порядка, членам семьи выдается удостоверение, которое оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона. Для оформления и получения такого удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются с заявлением, к которому прилагаются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком, свидетельство о смерти; свидетельство о браке; паспорт гражданина Российской Федерации, документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в 2004 году отделом соцобеспечения <адрес> (Украина) Довгань Г.М. установлен статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серия А № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный факт также подтверждается справкой, выданной Центральной городской МСЭК от ДД.ММ.ГГГГ серия 2-<адрес>, согласно которой Довгань Г.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы, заболевание связано с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с законодательством, действовавшим на момент присвоения Довгань Г.М. статус инвалида в результате Чернобыльской АЭС (статья 17 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ № №-XII «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»), гражданам, перенесшим лучевую болезнь любой степени и вследствие этого ставшим инвалидами I или II группы, инвалидность определяется бессрочно независимо от возраста.
Довгань Ю.А. состояла в браке с Довгань Г.М., что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ серия I-AM №, проживала совместно с Довгань Г.М. до момента смерти последнего - ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано право Довгань Ю.А. на назначение пенсии по случаю потери кормильца Довгань Г.М. с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец обратилась с заявлением о выдаче посмертно удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя умершего мужа Довгань Г.М..
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Довгань Ю.А. отказано в выдаче соответствующего удостоверения по тем основаниям, что супруг истца на момент смерти не являлся гражданином Российской Федерации и не имел удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющиеся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Учитывая, что по состоянию на 18 марта 2014 года, и на день смерти 6 апреля 2014 года Довгань Г.М. был зарегистрирован в городе Севастополе, <адрес>, суд пришел к выводу о том, что он являлся гражданином Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Установив, что истец представила необходимые документы, предусмотренные указанным выше Порядком, суд пришел к выводу о том, что у ответчика не имелось законных оснований для принятия решения об отказе. Требование о предоставлении иных документов данным Порядком не предусмотрено и является необоснованным. При жизни Довгань Г.М. выданные ему удостоверения и медицинские документы никем не оспаривались, предоставленными документами подтверждена причинная связь развившегося у последнего заболевания и инвалидности с радиационным воздействием вследствие участия в работах по ликвидации последствий на ЧАЭС. Ранее органом социальной защиты Довгань Г.М. как инвалиду-чернобыльцу были назначены выплаты в возмещение вреда здоровью, при жизни он являлся получателем социальных льгот и компенсаций.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным на основании исследованных доказательств, оценка которым дана в свете подлежащих применению к спорным отношениям норм права.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» меры социальной защиты, установленные для граждан, указанных в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставляются лицам, которые признаны инвалидами, из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от чернобыльской катастрофы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, и относительно которых установлена причинная связь инвалидности с чернобыльской катастрофой (категория 1).
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 22.12.2014 № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года проведение медико-социальной экспертизы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». При предоставлении с 1 января 2015 года мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию «ребенок-инвалид», которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории «ребенок-инвалид», установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты.
В свете приведенных норм и установленных обстоятельств суд пришел к верному выводу о том, что в силу статьи 12 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, в соответствии с которой на территории города федерального значения Севастополя действуют документы, выданные государственными органами Украины, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, иных видов социальных выплат без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2014 года № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Довгань Г.М. на момент смерти являлся гражданином Российской Федерации; документы, подтверждающие его статус инвалида из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от чернобыльской катастрофы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года, и относительно которых установлена причинная связь инвалидности с чернобыльской катастрофой, были представлены ответчикам, следовательно, обжалуемое прокурором решение ответчика об отказе в выдаче удостоверения является незаконным.
В связи с изложенным суд пришел к верному выводу о том, что исковые требования истца являются обоснованными, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания, а, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы о том, что Довгань Г.М. не являлся получателем льгот по Закону Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и не имел соответствующего удостоверения российского образца, принимая во внимание дату его смерти – ДД.ММ.ГГГГ, не заслуживает внимания.
Поскольку город Севастополь вошел с состав Российской Федерации 18 марта 2014 года, то Довгань Г.М. никак не мог до ДД.ММ.ГГГГ получить соответствующее удостоверение. Приведенный аргумент со стороны федерального органа государственной власти является злоупотреблением правом, направленным на уклонение от выполнения обязанности, установленной законом.
В целом доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии с положениями статей 12, 56, 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, подробно приведены в обжалуемом судебном постановлении и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, приведенные доводы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат.
Доводов, ставящих под сомнение законность состоявшегося по делу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 19 апреля 2022 года – без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: И.А. Анашкина
Судьи: Е.В. Козуб
М.А. Донскова
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 31.10.2022