УИД 11 RS0001-01-2020-006335-52 Дело № 2а-4563/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июля 2021 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Леконцева А.П.,
с участием помощника прокурора Вовк Я.И.,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения,
УСТАНОВИЛ
И.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании в срок до 31.08.2021 обустроить тротуары на участке автомобильной дороги, пролегающей от улицы Красноборская (остановка маршрутных транспортных средств «школа-интернат») до дома ..., в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
В последующем административный истец представил заявление об изменении требований, просили обязать административного ответчика в срок 31.08.2022 обустроить тротуары на участке автомобильной дороги, пролегающей от остановки маршрутных транспортных средств «...», расположенной на ..., в соответствии с требованиями ГОСТР Р 52766-2007. Обязать ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №4» г. Сыктывкара в срок до 31.08.2022 обустроить тротуары на участке автомобильной дороги, пролегающей от поворота, расположенного по ..., в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
Определением суда от 21.05.2021 данные изменения приняты судом.
Определением суда от 21.05.2021 к участию в административном деле привлечены в качестве административного соответчика – ГОУ РК «Специализированная (коррекционная) школа интернат №4» и в качестве заинтересованного лица – Агентство Республики Коми по управлению имуществом.
В судебном заседании помощник прокурора Вовк Я.И. от заявленных требований к административному ответчику ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №4» г. Сыктывкара отказалась, в остальной части настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Определением суда от 09.07.2021 принят отказ от административного иска в части заявленных требований к ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №4» г. Сыктывкара.
Представитель административного ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебное заседание не явился, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном отзыве просили рассмотреть дело без их участия, указав, что обустройство тротуаров на участке автомобильной дороги, прилегающей от остановки маршрутных транспортных средств «...», расположенной на ... требует длительных временных процедур, в том числе создание проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы, проведения конкурса в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, определения подрядной организации на осуществление указанных в исковых требованиях дорожных работ, а также в связи с недостаточностью в настоящее время денежных средств на проведение вышеуказанных работ, что потребует дополнительного времени для изыскания денежных средств из местного бюджета, в связи с чем просят в случае удовлетворения требования установить срок исполнения решения суда на весенне-летний период 2023 года.
Представитель административного ответчика ГОУ РК «Специальная (коррекционная) школа-интернат №4» г. Сыктывкара в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители заинтересованных лиц ОГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару, МКП МО ГО «Сыктывкар» «Дорожное хозяйство» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указали, что Комитет управляет и распоряжается государственным имуществом Республики Коми, за исключением автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Коми. В рамках исполнения функции по управлению государственным имуществом, Комитет передал ГОУ РК СКШИ № 4 в постоянное бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу ... общей площадью ... м2, кадастровый номер ..., для обслуживания здания школы-интерната. Кроме того, Комитет передал ГОУ РК СКШИ № 4 в оперативное пользование сооружение - проезд с площадкой ..., инвентарный номер ..., реестровый номер ..., год ввода в эксплуатацию - ..., общей площадью ... м2, расположенный по адресу .... Таким образом, проезд с площадкой (реестровый номер ...) расположен на земельном участке (кадастровый номер ...), находящемся в государственной собственности Республики Коми и переданном в постоянное бессрочное пользование ГОУ РК СКШИ № 4, в связи с чем, не относится к автомобильной дороге «...», кадастровый номер .... Более того, обязанность по содержанию ... Администрацией возложена на МКП «Дорожное хозяйство» в соответствии с постановлением АМО ГО «Сыктывкар» от 27.04.2018 № 4/1163. Считают, что ГОУ РК СКШИ № 4 является ненадлежащим ответчиком. Просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Дело рассмотрено при имеющейся явке.
Заслушав объяснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из совокупности положений ч. 9 ст. 226, 227 КАС РФ для признания незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления, их должностных лиц, необходимо наличие совокупности следующих условий – несоответствие оспариваемого действия (бездействия) органа местного самоуправления (должностных лиц) нормативным правовым актам; нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, их должностных лиц не могут быть признаны незаконными.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закону от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог, осуществляемых в отношении автомобильных дорог местного значения, относятся установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
При этом под содержанием автомобильной дороги понимается содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (статья 3).
Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся, в том числе, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения (п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного выше закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ также предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Пунктом 9 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст. 17 Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В соответствие с подп. 5 п. 1 ст. 26 Устава МО ГО "Сыктывкар" определены вопросы местного значения, относящиеся к ведению городского округа, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11 и 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации автомобильные дороги являются линейными объектами; под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Администрация МО ГО "Сыктывкар", являясь исполнительным органом местного самоуправления и собственником местных дорог общего пользования, обязана содержать автомобильные дороги в пределах территории города в соответствии с требованиями технических регламентов.
ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений, устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
Разделом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено обустройство тротуаров в населенных пунктах в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений, тротуары располагаются с обеих сторон дороги.
В соответствии с п. 5.6.1 Правил благоустройства МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.10.2017 № 24/2017-330, в рамках решения задачи обеспечения качества городской среды при создании и благоустройстве освещения и осветительного оборудования учитываются принципы комфортной организации пешеходной среды, в том числе необходимость создания привлекательных и безопасных пешеходных маршрутов, а также обеспечение комфортной среды для общения в местах притяжения людей.
Актом обследования улично-дорожной сети города Сыктывкара на предмет нормативно-эксплуатационного содержания проезжих частей улиц и дорог от 04.02.2021, проведенных сотрудниками дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Сыктывкару установлено, что на проезжей части автомобильной дороги группы улиц - «...», категории дороги - «...», пролегающей от улицы ... (остановка маршрутных транспортных средств «...») в направлении ГОУ РК «СКШИ № 4» отсутствует тротуар, что не соответствует требованиям ГОСТа Р 52766-2007 «Элементы обустройства», которым предусмотрено обустройство тротуаров в населенных пунктах, в соответствии с требованиями нормативны документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. В соответствии с п. 4.5.1 ГОСТ Р527662007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а также п. 11.5 СП 42.13330.20 11 «Свод правил. Градостроительства. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.04.2018 № 4/1163 обязанность по содержанию Нювчимского шоссе возложена на МКП «Дорожное хозяйство».
Таким образом, администрацией МО ГО «Сыктывкар» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере дорожной деятельности в виде надлежащего обеспечения содержания дорог, чем нарушаются права граждан, в том числе несовершеннолетних, круг которых установить не представляется возможным, на безопасные условия дорожного движения.
Оценив доказательства, представленные по делу, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае указанные требования действующего законодательства не соблюдены, суд приходит к мнению о бездействии административного ответчика по исполнению возложенной на него законодательством функции по обеспечению содержания автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов, что приводит к ненадлежащему состоянию и обустройства дорог на указанных улицах, что нарушает права участников дорожного движения на свободное передвижение, создает предпосылки для роста числа дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью граждан и безопасности дорожного движения, суд находит административное исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ, при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Возлагая обязанность по обеспечению безопасных условий эксплуатации проезжей части автомобильной дороги, а также обустройство таких автомобильных дорог в нормативное состояние, суд полагает необходимым (с учетом специфики организации ремонтных работ при финансировании из бюджета, объема работ) определить срок выполнения таких работ – до 31 августа 2022 года, находя его разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании обеспечить безопасные условия эксплуатации дороги местного значения, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок 31.08.2022 обустроить тротуары на участке автомобильной дороги, пролегающей от остановки маршрутных транспортных средств «школы-интернат», расположенной на ..., в соответствии с требованиями ГОСТР Р 52766-2007.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 20 июля 2021.
Судья А.П. Леконцев