Дело № 2-255/2018
Стр. отчёта 2.209
РЈРР” 32RS0019-01-2018-000430-41
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
11 декабря 2018 г. г. Мглин
Мглинский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Рудикова Н.В.
при секретаре Кондарт Т.В.,
с участием:
помощника Брянского природоохранного прокурора Брянской области Фещукова А.А.,
представителя ответчика – администрации Соколовского сельского поселения Мглинского района Брянской области Кравцова А.А.
представителя третьего лица – администрации Мглинского района Брянской области - Грибова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Соколовского сельского поселения Мглинского района Брянской области об организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, информировании о порядке и месте сбора,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Соколовского сельского поселения Мглинского района Брянской области об организации сбора и определения места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, информировании о порядке и месте сбора. В обосновании иска указал, что в ходе проверки, проведенной Брянской природоохранной прокуратурой по исполнению законодательства об отходах производства и потребления в части организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп в деятельности органов местного самоуправления на территории Мглинского района установлено, что в границах Соколовского сельского поселения не организован сбор и неопределенно место первичного сбора и размещения отработанных ртуть содержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключённый собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также не осуществляется их информирование.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьёй 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьёй 1 Закона Брянской области от 5 декабря 2014 г. № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.
Пунктом 8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утверждённых постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 г. № 681, предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Несоблюдение ответчиком данных нормативных правовых актов ведёт к причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются конституционные права жителей Соколовского сельского поселения на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
В связи с чем, просил обязать администрацию Соколовского сельского поселения организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также информировать их о порядке и месте сбора, установить срок исполнения обязательства – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца помощник Брянского природоохранного прокурора Фещуков А.А. в судебном заседании требования природоохранного прокурора Брянской области поддержал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации Соколовского сельского поселения Мглинского района Кравцов А.А. исковые требования признал и пояснил, что действия по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, а также информированию населения будут ими выполнены в полном объеме.
Представитель третьего лица администрации Мглинского района Грибов Н.А. поддержал иск прокурора и пояснил, что администрацией Мглинского района разработаны мероприятия в сфере сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов, в т.ч. ламп у жителей муниципального района. На территории района в Мглинском МУП ЖКХ определено место сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, заключены соответствующие договора, утверждены Типовая инструкция и Правила безопасного обращения с данными опасными отходами. В настоящее время администрациями сельских поселений необходимо определить места накопления ртутьсодержащих отходов от населения и провести работы по информированию населения об этом и заключить договор с МУП ЖКХ для вывоза этих ламп.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
На основании ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п.2 ст.2 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.1 Закона Брянской области от 05.12.2014г. № 80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области» за сельскими поселениями в Брянской области закрепляются вопросы местного значения из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, но не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 указанного закона: участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под сбором отходов понимает - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
Согласно п.8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (утв. постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. №681) органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014г. №445, отходы электрического оборудования, содержащего ртуть (код 4 71 101 01 52) имеют первый класс опасности. Статьей 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что отходы 1 класса опасности относятся к чрезвычайно опасным отходам.
В соответствии с ч.1 п.19 ст.7 Устава Соколовского сельского поселения к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Администрацией Мглинского района принято постановление от 15.11.2018г. № 649 «Об организации сбора, определении места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Мглинского района и типовой инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами в учреждении (организации)».
Указанным постановлением утвержден порядок сбора указанных опасных отходов, их первичный сбор и размещение на территории Мглинского МУП ЖКХ. Главам сельских поселений муниципального района предложено определить место накопления отработанных ртутьсодержащих отходов от населения, разработать инструкции по организации сбора, накопления, использования, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп от населения, назначить ответственных за обращение с опасными отходами лиц.
Вместе с тем указанных мер не достаточно, т.к. в судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения не организован порядок сбора ртутьсодержащих ламп у жителей поселения и их информирование о порядке и месте сбора опасных отходов.
Таким образом, отсутствие на территории сельского поселения предусмотренных законом организационных мероприятий по обращению с отработанными ртутьсодержащими лампами, относящимися к опасным отходам, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным и экологической безопасности, поэтому суд, в целях обеспечения соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворяет исковое заявление Брянского природоохранного прокурора и возлагает на ответчика совершение в течение шестимесячного срока действий, направленных на устранение выявленных нарушения закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Брянского природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Брянской области РІ защиту прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё законных интересов неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации Соколовского сельского поселения Мглинского района Брянской области РѕР± организации СЃР±РѕСЂР° Рё определения места первичного СЃР±РѕСЂР° Рё размещения отработанных ртутьсодержащих ламп, информировании Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё месте СЃР±РѕСЂР° удовлетворить.
Обязать администрацию Соколовского сельского поселения Мглинского района Брянской области организовать сбор и определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также информировать их о порядке и месте сбора.
Установить срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Мглинский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Рќ.Р’. Р СѓРґРёРєРѕРІР°
Мотивированное решение изготовлено 12 декабря 2018 г.