Судья Ендонов Е.К. Дело № 2а-185/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Троицкое 21 августа 2020 года
Целинный районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Ендонова Е.К.,
при секретаре Бадушевой В.А.,
с участием:
административного истца Мушаева Б.П.,
помощника прокурора Целинного района РК Очирова Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мушаева Баатра Панкоевича к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Мушаев Б.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва (далее – ОИК, избирательная комиссия) об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, мотивируя следующим.
Мушаев Б.П. до 24 июля 2020 г. 18 часов заявил о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва, и подал соответствующее заявление с приложением необходимых документов в Окружную избирательную комиссию.
Решением Окружной избирательной комиссии от 02 августа 2020 г. № 5/26 Мушаеву Б.П. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты в связи с отсутствием необходимых документов. Данное решение он получил 04 августа 2020 г.
Мушаев Б.П. считает, что избирательная комиссия должна была известить его о неполноте представленных сведений не позднее, чем за 3 дня до дня заседания, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата.
Ссылаясь на ст. ст. 4, 33, 38, 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 244 КАС РФ, административный истец Мушаев Б.П. просит суд признать незаконным и отменить решение ОИК от 02 августа 2020 г. № 5/26 об отказе в регистрации кандидата в депутаты, обязать ОИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В судебное заседание административный истец Мушаев Б.П. административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
Административный ответчик – Окружная избирательная комиссия, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без их участия, административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица – глава Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Гучинов В.Н. извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах своего отсутствия суд не известил.
Представитель заинтересованного лица – председатель территориальной Избирательной комиссии Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, о причинах своего отсутствия суд не известил.
В соответствии со ст. 150 и ст. 243 КАС РФ неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Выслушав административного истца, заключение прокурора Очирова Э.С. об удовлетворении административного иска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов.
Согласно ч. 1 ст. 24 Устава Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, принятого решением Собрания депутатов Хар-Булукского СМО РК от 21 мая 2018 г. N 34, Собрание депутатов - представительный орган муниципального образования, состоящий из десяти депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства по одному многомандатному избирательному округу.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Устава срок полномочий Собрания депутатов составляет пять лет.
В соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 10 Федерального закона выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.
Согласно ст. 6 Закона Республики Калмыкия "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Республике Калмыкия" (далее – Закон РК) муниципальные выборы назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования в порядке и сроки, установленные Федеральным законом.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
При условии голосования во второе воскресенье сентября, т.е., 13 сентября 2020 года, такое решение должно быть принято не ранее 15 июня и не позднее 24 июня 2020 года.
Решением Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия четвертого созыва от 23 июня 2020 г. № 60 назначены выборы депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва на 13 сентября 2020 года.
Данное решение официально опубликовано в районной газете "Новая жизнь" от 26 июня 2020 года № 17 (10722).
Статьей 10 (ч. 2) Закона РК установлен перечень документов, представляемых кандидатом в порядке самовыдвижения в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении своей кандидатуры: заявление о согласии баллотироваться; копия паспорта; копии документов об образовании, основном месте работы или службы; копии документов о смене фамилии, имени, отчества.
Сведения о доходах и об имуществе кандидаты в депутаты Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия представлять не обязаны, поскольку освобождены от этого нормой п. 5 ч. 2 ст. 10 Закона РК в связи с количеством избирателей менее пяти тысяч человек.
В силу требований ч. 5 ст. 10 Закона РК соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату письменное подтверждение получения документов, представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи, незамедлительно после их представления с указанием даты и времени их приема.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона РК регистрация кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, до 18 часов по местному времени, представляет в эту избирательную комиссию, в том числе, сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона.
Поскольку дата голосования в 2020 году (второе воскресенье сентября) – 13 сентября 2020 года, дата не позднее, чем за 50 дней приходится на 24 июля 2020 года.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Указанными нормами ст. 33 Федерального закона установлены следующие требования:
пункт 2. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
пункт 2.2. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина;
б) не имеет отношения к рассматриваемому делу;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
пункт 3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону. От предоставления этих документов (п. 3) административный истец был освобожден.
Таким образом, приведенными нормами установлено, что кандидат в депутаты в выборные органы местного самоуправления обязан представить в соответствующую избирательную комиссию определенный перечень документов, в том числе, копию паспорта и сведения об изменениях в ранее представленные данные о себе в случае их изменения, в срок не позднее, чем за 50 дней до дня голосования. Для кандидата в депутаты Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва последним днем представления этих документах является 24 июля 2020 г.
Согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата.
Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы, представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Согласно пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона основаниями отказа в регистрации кандидата являются, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные основания отказа в регистрации кандидата установлены п. 3 ч. 6.1 ст. 15 Закона РК.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Федерального закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, в отношении которого вынесено такое решение.
В силу ч. 4 ст. 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва.
23 июля 2020 года Мушаев Б.П. для уведомления о самовыдвижении кандидата представил в ОИК следующие документы: заявление о согласии баллотироваться по многомандатному избирательному округу, копию паспорта, копию документа об образовании, копию документа об основном месте работы. Об этом выдано подтверждение, подписанное самим Мушаевым Б.П. и председателем ОИК Кукеевым С.Б.
Решением от 02 августа 2020 г. № 5/26 ОИК отказала в регистрации Мушаева Б.П. в качестве кандидата в депутаты. Оспариваемое решение мотивировано тем, что сведения об изменениях в данных о кандидате, предусмотренные ч. 1 ст. 15 Закона РК, не поступили в ОИК не позднее, чем за 50 дней до дня голосования, что в соответствии с пп. "б" п. 25 ст. 38 Федерального закона является основанием отказа в регистрации кандидата.
Копия данного решения получена Мушаевым Б.П. 04 августа 2020 г.
Согласно почтовому штампу на конверте административное исковое заявление было направлено в Целинный районный суд Республики Калмыкия 07 августа 2020 года, следовательно, срок на обращение в суд административным иском соблюден.
Как следует из исследованных в судебном заседании доказательств, весь необходимый перечень документов, предусмотренных федеральным и республиканским законодательством, Мушаевым Б.П. был представлен в ОИК, за исключением сведений об изменениях в ранее представленные данные о себе.
Вместе с тем ни федеральным, ни республиканским законодательством не предусмотрено обязательное представление письменных сведений об отсутствии изменений в данных о кандидате в депутаты, ранее представленных им в соответствии с пунктами 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 4.10.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6, законом может быть предусмотрено, что кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения обязаны представить в избирательную комиссию сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате.
Например, необходимо указывать информацию о перемене фамилии, основного места работы или службы, занимаемой должности, о замене паспорта и иные сведения, представленные кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Для подтверждения указанных сведений представляются копии соответствующих документов. В случае если сведения не изменились, документ не представляется (если иное не предусмотрено законом). Иное Законом РК не предусмотрено.
Как установлено судом, Мушаев Б.П. в установленные сроки – 23 июля 2020 г. представил в ОИК все обязательные для кандидата документы. После указанной даты до 24 июля 2020 г. – даты окончания приема документов, а также позже, у Мушаева Б.П. не было изменений в данных, которые он ранее сообщил о себе в ОИК, что фактически не отрицается и не оспаривается административным ответчиком. Следовательно, Мушаев Б.П. не обязан был представлять в избирательную комиссию сведения об отсутствии таких изменений.
По этим мотивам суд приходит к выводу, что оспариваемым решением неправильно отказано в регистрации кандидату Мушаеву Б.П. в связи с непредставлением им сведений об изменении своих данных. Никаких иных оснований для отказа в регистрации кандидата суд не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Учитывая, что оспариваемым решением административного ответчика допущены существенные нарушения избирательного законодательства и прав административного истца, суд считает необходимым признать незаконным и отменить оспариваемое решение.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 6 6 п. 40 постановления от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд вправе возложить на избирательную комиссию обязанность зарегистрировать кандидата в случае отмены ее решения об отказе в регистрации кандидата, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации.
Принимая во внимание, что в материалах дела представлены все документы, необходимые для решения вопроса о регистрации кандидата в депутаты, иных препятствий для их регистрации судом при рассмотрении спора не установлено, суд, учитывая, что до дня голосования осталось 22 дня, приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности зарегистрировать кандидатом в депутаты Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва Мушаева Б.П.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 177, 239-244, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Мушаева Баатра Панкоевича к Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва об отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва от 02 августа 2020 года № 5/26 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Мушаева Баатра Панкоевича.
Обязать Окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа по выборам депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва зарегистрировать Мушаева Баатра Панкоевича кандидатом по многомандатному избирательному округу на выборах депутатов Собрания депутатов Хар-Булукского сельского муниципального образования Республики Калмыкия пятого созыва.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме через Целинный районный суд Республики Калмыкия.
Председательствующий судья Е.К. Ендонов