Дело № 2-164/2023
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2023 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Галяутдиновой Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьва гражданское дело по иску Мочтакова Александра Александровича к территориальному отделу по Лысьвенскому городскому округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края о возложении обязанности по восстановлению статуса безработного и выплате пособия,
УСТАНОВИЛ:
Мочтаков А.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения территориального отдела по Лысьвенскому городскому округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края о снятии его с учета в качестве безработного от 24.01.2022 и прекращении выплат пособия по безработице.
Дополнительным заявлением Мочтаков А.А. уточнил заявленные требования, просит возложить на территориальный отдел по Лысьвенскому городскому округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края обязанность восстановить его на учете в качестве безработного с 24.01.2022 с зачислением данного периода в его страховой стаж и выплатой пособия по безработице.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в порядке ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ, поскольку административным истцом заявлены требования, которые связаны с реализацией социальных прав.
В обоснование заявленных требований истец ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с января 2021 года состоял на учете в территориальном отделе ЦЗН ПК в качестве безработного, ему было назначено пособие по безработице. Каких-либо нарушений за период учета он не допускал, однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета в качестве безработного со ссылкой на получение пособия по безработице обманным путем. Основание для принятия данного решения послужил факт получения им в мае 2021 года дохода в виде заработной платы, начисленной <данные изъяты>». Между тем, каких-либо трудовых отношений с данным предприятием у него не было, трудовой договор, а также гражданско-правовой договор заключен между ними не был, что было подтверждено решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ. На основании данного судебного решения он был восстановлен ответчиком на учете в качестве безработного ДД.ММ.ГГГГ, при этом без назначения пособия по безработице. Также ему было отказано в восстановлении на учете с даты принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ и выплате пособия с указанной даты. Однако считает, что поскольку факт получения им пособия по безработице обманным путем не подтвержден, его права должны быть восстановлены в полном объеме путем восстановления на учете с ДД.ММ.ГГГГ и выплаты пособия с указанной даты.
Представитель территориального отдела по Лысьвенскому городскому округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края Бабенышева Е.Г. в судебном заседании пояснила, что принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ является законным, поскольку было принято на основании представленных сведений о трудоустройстве ФИО2 и получения дохода в виде заработной платы. Подтвердила, что с учетом принятого судом решения ФИО2 был восстановлен на учете в качестве безработного с момента его обращения в ЦЗН без выплаты пособия по безработице, поскольку решение от ДД.ММ.ГГГГ не отменено.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1) государство гарантирует безработным, в числе прочих мер социальной поддержки, выплату пособия по безработице.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Согласно ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее Закон), пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
Период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы (за исключением граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия), не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев.
При этом в силу ч. 2 ст. 34.2 Закона, период выплаты пособия по безработице гражданам предпенсионного возраста, указанным в пункте 1 настоящей статьи, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. При этом в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности и засчитываются иные периоды, установленные статьями 11 и 12 указанного Федерального закона. Правила продления сроков выплаты пособия по безработице устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в территориальный отдел по Лысьвенскому городскому округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> с заявлением о регистрации его в качестве безработного (л.д. 18).
Приказом ТО по ЛГО Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/В/02 (л.д. 19), ФИО2 был признан безработным и ему было назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ТО по ЛГО Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), ФИО2 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учетом в качестве безработного. Основанием принятия данного решения послужил факт попытки получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлено требование о возврате полученного пособия по безработице в сумме 89 188 руб. 96 коп. (л.д. 32).
В соответствии с п. 15 и п.п. «г.» п. 23 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1909, перерегистрация безработных граждан осуществляется на основании сведений и информации, указанных в пунктах 19 - 21 Правил регистрации граждан, полученных центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также представленных гражданами по собственной инициативе.
На основании частей 1, 2 ст. 35 Закона, выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона; длительной (более месяца) неявки безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Из материалов дела следует, что поводом для снятия ФИО2 с учета в качестве безработного послужил факт наличия в трудовой книжке записи о его трудоустройстве в МУУП «Русо» ДД.ММ.ГГГГ и одновременного получения пособия по безработице и заработной платы.
Действительно, из трудовой книжки, сведений индивидуального (персонифицированного) учета, приказов МУУП «РУСО» и трудового договора следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на должность водителя <данные изъяты> в этот же день он был уволен по собственному желанию, за фактически отработанное время ему начислена заработная плата в размере 1077,80 рублей, произведены отчисления.
Между тем, как следует из определения <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13) данный трудовой договор признан незаключенным, на <данные изъяты>» возложена обязанность о внесении в трудовую книжку ФИО2 сведений о признании записей о приеме и увольнении недействительными, а также обязанность по предоставлению в отделение Пенсионного фонда РФ по ПК информации об исключении сведений для целей индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении ФИО2 о периоде работы ДД.ММ.ГГГГ.
Из сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ФИО2 (л.д. 28-29) следует, что данные о периоде работы истца ДД.ММ.ГГГГ в МУУП «РУСО» отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ выплаченные ФИО2 денежные средства в счет оплаты труда возвращены МУУП «РУСО», что подтверждается приходным кассовым ордером (л.д. 30).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был восстановлен на учете в качестве безработного без выплаты пособия по безработице, со ссылкой на законность принятого решения от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, какие конкретно заведомо неправомерные действия ФИО2 свидетельствовали о наличии в его действиях обмана, в материалах дела отсутствуют. Обман всегда предполагает умышленные действия. Бремя доказывания недобросовестности истца при получении пособия по безработице лежит на ответчике.
Между тем, в ходе судебного заседания какие-либо доказательства недобросовестности истца при получении пособия по безработице, ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены. Напротив, из материалов дела следует, что факт трудоустройства истца в МУУП «РУСО» не подтвержден; подписанный трудовой договор признан судом незаключенным, поскольку к работе в качестве водителя он не приступал; сведения о периоде его работы ДД.ММ.ГГГГ из сведений индивидуального (персонифицированного) учета исключены; выплаченные ему денежные средства в виде заработной платы истцом возвращены.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
В силу п. 29, 30 Правил основанием принятия работником центра занятости населения решения об отмене решения о прекращении выплаты пособия по безработице являются содержащиеся в регистре сведения о наличии уважительных причин, позволяющих пересмотреть принятое ранее решение о прекращении выплаты пособия по безработице. Решение работника центра занятости населения об отмене решения о прекращении выплаты пособия по безработице оформляется в виде приказа об отмене ранее принятого решения.
Вместе с тем, ответчик, получив информацию о признании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ незаключенным, мер, направленных на восстановление нарушенных прав истца, в т.ч. и путем отмены приказов о снятии его с учета и прекращении выплаты, не принял, вследствие чего восстановление нарушенных прав истца во внесудебном порядке не возможно, в связи с чем, требования ФИО2 о восстановлении его в статусе безработного с произведением полагающихся ему выплат с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
Также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" являются обоснованными требования истца о включении спорного периода в его страховой стаж.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Мочтакова А.А. удовлетворить.
Обязать территориальный отдел по Лысьвенскому городскому округу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края восстановить Мочтакова Александра Александровича на регистрационном учете в качестве безработного с 24.01.2022 с выплатой пособия по безработице в размере, установленном законодательством Российской Федерации и включением периода в страховой стаж.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский горсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: