Дело № 2-108/2016.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.г. Вичуга, Ивановской области. 28.01.2016 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н., с участием:
представителя истца - старшего помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Кормашова Р.С., представителя ответчика СПК «Луч» - Савина В.Г.,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Переведенцева В.К.,
при секретаре судебного заседания Масловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, предъявленному в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Луч» об установлении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу (СПК) «Луч» об установлении обязанности разработать проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения. Иск мотивирован тем, что СПК «Луч» в целях осуществления хозяйственной деятельности по производству, хранению, переработке и реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия, производству и реализации товаров народного потребления, осуществляет добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения деревни Гаврилково и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов из двух артезианских скважин, расположенных в д. Гаврилково Вичугского района Ивановской области, для чего имеет лицензию <данные изъяты>, сроком действия до 01.12.2016 года. Ответчик, как пользователь недр, обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, которые предусматривают наличие у него проекта зоны санитарной охраны названных артезианских скважин. В нарушение требований законодательства необходимый проект зоны санитарной охраны названных артезианских скважин ответчиком не разработан.
Представитель истца старший помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Кормашов Р.С. иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Не возражал в предоставлении ответчику срока до 01.07.2016 года для разработки проекта зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Представитель ответчика СПК «Луч» Савин В.Г. иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора признал, подтвердил свои пояснения, данные в предварительном судебном заседании. Из данных пояснений следовало, что СПК «Луч» для хозяйственно-питьевого водоснабжения деревни Гаврилково и обеспечения водой своих сельскохозяйственных объектов добывает питьевые подземные воды из двух указанных в иске артезианских скважин. СПК «Луч» имеет лицензию на добычу подземных вод со сроком действия до 01.12.2016 года, однако проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения не разработан. В связи с необходимостью обеспечить выполнение посевных работ, просил увеличить срок для разработки проекта зоны санитарной охраны указанных в иске артезианских скважин.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области Переведенцев В.К. с иском Ивановского межрайонного природоохранного прокурора был согласен и сообщил, что качество подземной воды, которую добывает ответчик, соответствует требованиям санитарных и эпидемиологических правил.
Представитель третьего лица - Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области в соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) просил о рассмотрении дела в его отсутствие, сообщил, что возражений относительно иска Ивановского межрайонного природоохранного прокурора не имеет.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора обоснован и подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что СПК «Луч» в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов СПК (колхоза) (протокол № 1 от 20.11.2011 года), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, является самостоятельным юридическим лицом, созданным в целях извлечения прибыли. Основным видом деятельности СПК «Луч» является производство, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственного сырья и продовольствия, производство и реализация товаров народного потребления и другое.
В целях осуществления хозяйственной деятельности СПК «Луч» производит добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения деревни Гаврилково и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов из двух артезианских скважин, расположенных в д. Гаврилково Вичугского района Ивановской области, для чего имеет лицензию <данные изъяты>, сроком действия до 01.12.2016 года. Неотъемлемой частью данной лицензии являются Условия пользования недрами. Пунктами 4.3. и 4.4. этих Условий предусмотрено наличие санитарной зоны вокруг скважин и обязанность соблюдения в пределах этих зон всех требований, предъявляемых к организации водоохранных мероприятий. Разделом 10 названных Условий установлено, что недропользователь обязан обеспечить соблюдение всего комплекса природоохранных и экологических мероприятий при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статьям 1, 2, 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды»), окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, обеспечивающая в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле. Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
В силу части 1 статьи 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
На основании части 1 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Водный кодекс Российской Федерации в статье 43 предусматривает, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение этих правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от 14.03.2002 года № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02». Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктом 4.1. указанных СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.6. указанных СанПиН установлено, что организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Пунктом 1.13. названных СанПиН установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таким органом в Ивановской области является Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области, который согласно пунктам 3.12.1., 3.12.2. Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 23.12.2014 года № 565-п, осуществляет следующие полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды:
- утверждает проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам;
- устанавливает границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам.
В нарушение указанных требований СПК «Луч» использует источники водоснабжения (скважины) для добычи подземных вод при отсутствии утвержденного проекта ЗСО и заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора на данный объект.
В связи с отсутствием у ответчика указанного в иске проекта зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также интересы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1.2 Федерального закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник (Российская Федерация) может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц. В соответствии со статьями 1-2 ГК РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством.
Согласно статье 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение исполнения обязанности в натуре. Для обеспечения нарушенных прав неопределенного круга лиц необходимо обязать ответчика выполнить указанные в иске мероприятия. В силу статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом правовых позиций участников процесса, для исполнения решения суда ответчику следует предоставить срок до 01.07.2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить.
Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Луч» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в срок до 01.07.2016 года разработать в установленном порядке проект зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: двух артезианский скважин, расположенных по адресу: Ивановская область, Вичугский район, д. Гаврилково, и представить данный проект для утверждения в Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (29.01.2016 года).
Судья В.Н. Беззубов.