№ 2-536/2015

Мотивированное решение изготовлено 26 августа 2015г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2015г.                                 г. Красноуфимск

    Красноуфимский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Галкиной И.В., с участием представителя Красноуфимского межрайонного прокурора Токаревой С.О., представителя ответчика Шараповой И.И., представителей третьих лиц: ОМС «Комитет по управлению имуществом МО Красноуфимский округ» Швалева В.И., отдел ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ Федоткина Д.А., при секретаре Серебренниковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Энергосервис» о признании незаконным бездействия предприятия и возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны водопроводов на территории МО Красноуфимский округ,

УСТАНОВИЛ:

Красноуфимский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП «Энергосервис», указав, что ответчик является организацией, осуществляющей хозяйственно - питьевое водоснабжение населенных пунктов Красноуфимского района.

На балансе МУП "Энергосервис" муниципального образования Красноуфимский район является организацией находится 64 водопровода хозяйственно - питьевого водоснабжения, находящихся на территории Красноуфимского района.

По результатам проверок Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском и Ачитском и Артинском районах ответчику неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, в том числе и в части разработки проектов зон санитарной охраны водопроводов.

Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

По результатам надзорных мероприятий в 2013 году в отношении МУП «Энергосервис» муниципального образования Красноуфимский район выявлено, что отсутствует положительная динамика в части организации зон санитарной охраны водопроводов.

СанПиН 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» введен в действие в 2002 году. С момента действия санитарных правил прошло более 12 лет. Однако 64 водопровода, имеющихся на балансе МУП «Энергосервис» муниципального образования Красноуфимский район, только три имеют проекты организации зоны санитарной охраны (водопровод деревни Усть - Баяк, расположенный по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, деревня Усть - Баяк; водопровод деревни Верхний Баяк, расположен по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, деревня Верхний Баяк; водопровод деревни Средний Баяк, расположенный по адресу: Свердловская область, Красноуфимский район, деревня Средний Баяк).

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»: граждане имеют право на благоприятную среду обитания, под которой понимается такое состояние объектов и факторов природной и искусственной среды, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается посредством соблюдения требований санитарно эпидемиологического законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52 - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»: юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно - эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно — эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно -противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья населения.

В соответствии с пунктом 1.11 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110 - 02 Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110 - 02": проект зоны санитарной защиты должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной защиты разрабатывается специально.

    Основывая свои требования на положениях ч. 4 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 23, ч.2 ст. 29, 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просит

1. Признать бездействие муниципального унитарного предприятия "Энергосервис" муниципального образования Красноуфимский район по исполнению обязательных требований санитарного законодательства в части разработки проектов зон санитарной охраны водопроводов незаконным.

2. Обязать муниципальное унитарное предприятие "Энергосервис" муниципального образования Красноуфимский район разработать проекты зон санитарной охраны водопроводов в соответствии с Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110 - 02", находящихся на территории МО Красноуфимский район Свердловской области: (водопровод села Крылово в село Крылово; водопровод № 1 деревни Калиновка в деревне Калиновка, улица Центральная; водопровод № 2 деревни Калиновка в деревне Калиновка; водопровод деревни Верхнее Никитино в деревне Верхнее Никитино; водопровод деревни Чигвинцево в д. Чигвинцево; водопровод деревни Красная поляна в д. Красная Поляна, улица Центральная; водопровод № 2 деревни Красная Поляна в д. Красная Поляна; водопровод деревни Зауфа в д. Зауфа, улица Кирова; водопровод поселок Саранинский завод в п. Саранинский завод, улица Станционная; водопровод Машинно -технологического сельскохозяйственного производственного кооператива «Бугалыш» в с. Средний Бугалыш; водопровод села Большой Турыш в с. Большой Турыш; водопровод поселка Натальинск в п. Натальинск; водопровод села Криулино в с. Криулино; водопровод деревни Сарсы — Первые в д. Сарсы - Первые; водопровод села Марийские Ключики, в с. Марийские Ключики; водопровод деревни Сызги в д. Сызги; водопровод деревни Озерки, в д.Озерки; водопровод село Александровское в с. Александровское; водопровод деревни Подгорная в д. Подгорная; водопровод села Нижниргинское (верх села), в с. Нижнеиргинское; водопровод села Нижнеиргинское (низ села) в с. Нижнеиргинское; водопровод село Нижнеиргинское (МТФ) в с. Нижнеиргинское; водопровод № 1 села Красносоколье, в с. Красносоколье; водопровод № 2 села Красносоколье, в с. Красносоколье; водопровод деревни Приданниково, в д. Приданниково, улица Первомайская; водопровод деревни Приданниково, в д. Приданниково, улица Животноводов; водопровод деревни Приданниково, в д.Приданниково, улица Зеленая; водопровод села Новое Село, в с.Новое Село; водопровод деревни Верх - Бобровка, в д. Верх - Бобровка; водопровод деревни Большое Кошаево, в д. Большое Кошаево; водопровод село Ключики, в с.Ключики; водопровод поселка Березовая Роща в г. Красноуфимск, поселок Березовая Роща; водопровод село Чатлык, в с. Чатлык; водопровод деревни Красный Турыш, в д. Красный Турыш; водопровод деревни Лебяжье, в д. Лебяжье; водопровод деревни Русская Тавра, в с.Русская Тавра; водопровод деревни Большая Тавра, в д. Большая Тавра; водопровод деревни Усть - Бугалыш, в д. Усть - Бугалыш; водопровод деревни Русский Усть - Маш, в д. Русский Усть - Маш; водопровод деревни Марийский Усть - Маш, в д. Марийский Усть - Маш; водопровод деревни Новый Бугалыш, в д. Новый Бугалыш; водопровод села Рахмангулово, в с. Рахмангулово; водопровод села Чувашково, в с.Чувашково; водопровод деревни Шиловка, в д. Шиловка; водопровод деревни Юва (центр), в с. Юва, улица Молодежная; водопровод села Юва (у Дома культуры), в с. Юва; водопровод села Юва (у зернобазы), в с.Юва; водопровод деревни Савиново, в д. Савиново; водопровод деревни Черлак, в д.Черлак; водопровод деревни Татарская Еманзельга, в д. Татарская Еманзельга; водопровод села Средний Бугалыш (центральная усадьба), в с.Средний Бугалыш; водопровод село Средний Бугалыш (север села), в с.Средний Бугалыш; водопровод село Средний Бугалыш (запад села), в с.Средний Бугалыш; водопровод деревни Верхний Бугалыш, в д. Верхний Бугалыш; водопровод деревни Голенищево, в д. Голенищево; водопровод поселка Сарана («горушка»), в п.Сарана; водопровод поселка Сарана (школа), в п.Сарана; водопровод поселок Сарана (гольница), в п.Сарана; водопровод поселка Саргая (по улице Труда), в п. Саргая, улица Труда; водопровод поселка Саргая (школа), в п. Саргая; водопровод деревни Дектярка, в п. Саргая; водопровод деревни Усть - Баяк, в д.Усть - Баяк; водопровод деревни Верхний Баяк, в д. Верхний Баяк; водопровод деревни Средний Баяк, в д. Средний Баяк).

    В судебном заседании представитель истца Токарева С.О. требования истца поддержала в полном объеме, при этом основания возникновения у ответчика обязанности выполнить указанные требования, суду не представила.

    Представитель ответчика – МУП «Энергосервис» Шарапова И.И. в судебном заседании требования истца не признала и пояснила, что ответчик не является собственником водопроводов на территории Красноуфимского района и собственником земельных участков, занятых этими инженерными сооружениями. Сами системы водоснабжения переданы ответчику на техническое обслуживание и эксплуатацию на основании договора от 01.02.2008г. с Комитетом по управлению имуществом МО Красноуфимский округ. Исходя из Устава предприятия ответчик не должен заниматься разработкой проектов зон санитарной охраны водопроводов. Это должен делать собственник имущества- муниципалитет. По мнению представителя ответчика, МУП «Энергосервис» является ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

    Представитель третьего лица- ОМС «Комитет по управлению имуществом» Швалев В.И. в судебном заседании поддержал позицию ответчика и пояснил, что инженерные системы водоснабжения на территории МО Красноуфимский округ находятся в муниципальной собственности, которой управляет Комитет. Ответчик в силу своих уставных задач осуществляет водоснабжение населения района и для решения этой задачи проводит техническое обслуживание объектов водоснабжения, которые эксплуатирует. Разработка проектов охранных зон в его компетенцию не входит.

    Представитель третьего лица- отдела ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ Федоткин Д.А. в суде поддержал позицию ответчика и пояснил, что разработка проектов зон санитарной охраны водопроводов осуществляется в рамках муниципальной программы МО Красноуфимский округ «Развитие и модернизация ЖКХ до 2020г.», в соответствии с которой доля источников центрального водоснабжения, имеющих проект зоны санитарной охраны от общего количества источников хозяйственно-питьевого назначения на территории МО Красноуфимский округ на 2015г. должна составлять 24% и достигнуть 100% показателя к 2020г. Разработку проектов организации зон санитарной охраны осуществляют проектные организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности. Ответчик такой лицензией не обладает. Контракты на выполнение этих работ заключает отдел ЖКХ в силу предоставленных ему полномочий на основании проведенных открытых аукционов. Ответчик получает только готовые проекты организации зон санитарной охраны на источники водоснабжения, необходимые ему для эксплуатации этих источников.

    Представители третьих лиц- Администрации МО Красноуфимский округ и Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, не просили отложить судебное заседание и не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия. Данное обстоятельство не препятствует рассмотрению дела по существу.

    Выслушав представителей сторон, третьих лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом руководствуется следующим.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Данные права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Исходя из положений ст. ст. 18, 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения, осуществление в пределах установленных законодательством полномочий собственника водных объектов, установления правил использования водных объектов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

     Судом установлено, что объекты водопроводной сети на территории МО Красноуфимский округ находятся в муниципальной собственности и переданы на техническое обслуживание и эксплуатацию МУП «Энергосервис» на основании договора от 01.02.2008г. данное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности МО Красноуфимский округ и сторонами не оспаривается.

Согласно п.2.1 Устава МУП «Энергосервис» основной целью создания предприятия является выполнение работ и оказание услуг в сфере коммунального обслуживания, проведение мероприятий, обеспечивающих правильную эксплуатацию, надежную сохранность объектов коммунального назначения, своевременный и качественный их ремонт, обеспечение надлежащего санитарного состояния населенных пунктов, а также удовлетворение общественных потребностей в работах, услугах, оказываемых предприятием для нужд населенных пунктов МО Красноуфимский округ.

    Для достижения указанных целей ответчик осуществляет основные виды деятельности, указанные в п.2.2 Устава, в том числе, качественное и бесперебойное обеспечение хозяйственно-питьевого водоснабжения потребителей в пределах границ эксплуатационной ответственности, контроль и участие в разработках и выполнении схем водоснабжения и водоотведения, техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних сетей водоснабжения в пределах границ эксплуатационной ответственности.

    26.04.2013г. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области выдало МУП «Энергосервис» предписание № 14 об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которое обязывало ответчика разработать проекты зон санитарной охраны указанных водопроводов. Указанное предписание ответчиком не оспорено.     

    Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013г. № 1330-ПП «Об утверждении Государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2020г.» определены процентные показатели доли источников центрального водоснабжения, имеющих проект зоны санитарной охраны от общего количества источников хозяйственно-питьевого назначения на территории МО Красноуфимский округ. Так, в 2014г. доля таких источников должна составлять 10%, в 2015г.- 24%, в 2016г. -38%, в 2017г. – 54%, в 2018г. -69%, в 2019г. – 84%, в 2020г. – 100%. Указанные показатели заложены в муниципальную программу МО Красноуфимский округ «Развитие и модернизация жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, повышение энергетической эффективности в МО Красноуфимский округ до 2020г.», утвержденную постановлением Администрации МО Красноуфимский округ от 27.11.2013г. № 1601.

Контракты на выполнение работ по разработке проектов организации зоны санитарной охраны на источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения заключает отдел ЖКХ администрации МО Красноуфимский округ, действуя на основании Положения об отделе.

Совокупность исследованных в суде доказательств и указанные нормы права позволяют суду сделать вывод о том, что обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно он как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

Исходя из изложенного, прокурор заявил требования к ненадлежащему ответчику, исходя из вышеуказанного предписания Роспотребнадзора, которое также выдано без учета полномочий ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░" ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                     ░.░.░░░░░░░

2-536/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Красноуфимский межрайонный прокурор
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Энергосервис" МО Красноуфимский округ
Другие
Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора
Администрация МО Красноуфимский округ
ОМС - "Комитет по управлению имуществом МО Краснуофимский округ"
Отдел ЖКХ Администрации МО Красноуфимский округ
Суд
Красноуфимский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
krasnoufimsky.svd.sudrf.ru
26.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2015Передача материалов судье
31.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.04.2015Предварительное судебное заседание
28.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2015Судебное заседание
21.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее