Решение по делу № 2а-1054/2019 от 28.08.2019

дело № 2а-1054/2019 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калач-на-Дону 30 августа 2019г.

Калачёвский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Евдокимовой С.А.,

при секретаре Дик Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манскова Алексея Олеговича к администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Мансков А.О. обратился в суд с иском к администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения.

В обоснование исковых требований указал, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области по многомандатному избирательному округу №2.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Согласно п. 4 указанной статьи, кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит её.

Руководствуясь данными нормами, он обратился с заявлением к и.о. главы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области с заявлением о предоставлении, в соответствии с требованиями п. 1 статьи 53 Федерального закона РФ №67-ФЗ от 12.06.2002 г., за содействием зарегистрированному кандидату в организации агитационного публичного мероприятия, а именно организации приёмной для встреч с избирателями. Просил предоставить возможность размещения в период с 16 августа 2019 года по 7 сентября 2019 года легкой сборно-разборной нестационарной конструкции - палатки общей площадью не более 72 кв.м. на земельных участках из муниципального фонда на территории избирательного округа № 2 <адрес> по следующим адресам: <адрес>

Полагал, что к недвижимости по происхождению относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.

Все вышеуказанные объекты недвижимости относятся к помещениям.

Указал, что оснований для отказа в предоставлении помещений, находящихся в муниципальной собственности не предусмотрено, как и отказа в целом.

Однако, в установленные сроки Администрация Калачёвского городского поселения вместо сообщения об условиях предоставления запрошенных помещений, потребовала предоставить сведения, о месте и времени размещения в нём, при том, что в своей заявке время и место было указано изначально.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать неправомерным бездействие администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области, в лице и.о. главы Калачёвского городского поселения Сарычева Д.В., выразившееся в неисполнении требований п. 1 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 29.05.2019) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в отсутствии содействия в предоставлении помещения по заявке Манскова А.О.; возложить обязанность на администрацию Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области оказать кандидату в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области по многомандатному избирательному округу №2 Манскову А.О. содействие в предоставлении помещений в виде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ №67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий», по адресам: <адрес>

В судебном заседании истец Мансков А.О. и его представитель Семенов Д.С. заявленные исковые требования изложенные в иске поддержали в полном объёме, настаивали на их удовлетворении по основаниям, изложенным в нём.

Представитель ответчика администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области Степанов Д.В. против удовлетворения заявленных требований возражал, представил письменные возражения, просил отказать в удовлетворении требований по доводам, изложенным в его возражениях.

Прокурор Калачёвского района Волгоградской области Занин Т.В. и представитель территориальной избирательной комиссии Калачёвского района Волгоградской области Кочергин В.В. в своих заключениях просили отказать в удовлетворении требований истца в полном объёме.

Представитель Избирательной комиссии Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 53 названного выше Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусматриваются условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума посредством агитационных публичных мероприятий.

В пункте 3 названной статьи закрепляется один из способов содействия государственных органов, органов местного самоуправления организации агитационных публичных мероприятий, а именно предоставление помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности и пригодных для проведения собраний. Такие помещения предоставляются собственником либо владельцем помещения.

В пункте 1, 3 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на который ссылается административный истец, предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников референдума - с участниками референдума. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Исходя из последовательности изложения положений статьи 53 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" пункт 3 указанной статьи обязывает собственника или владельца помещения, пригодного для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставить помещение на безвозмездной основе зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями.

Помещение предоставляется для встреч с избирателями, участниками референдума по заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.

Время, на которое предоставляется помещение, устанавливает комиссия, определенная законом. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума.

Из содержания пункта 3 статьи 53 Федерального закона РФ № 67-ФЗ при предоставлении помещения должны быть соблюдены определенные условия: во-первых: законом в данном случае предусмотрено предоставление не любого объект недвижимости, а помещения, пригодного для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний; во-вторых: помещение предоставляется на время, установленное определяемой законом комиссией; в третьих: должны быть обеспечены равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов.

Статья 130 ГК РФ разделяет вещи как объекты гражданских прав на недвижимые (недвижимое имущество, недвижимость) и движимые. К недвижимым вещам отнесены:

- земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;

- подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания;

- жилые и нежилые помещения, предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке;

- иное имущество, которое отнесено законом к недвижимым вещам.

Согласно примечанию 3 ст.158 УК РФ, под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.

Между тем, исходя из определения понятия «помещения» в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями и определения «земельный участок» согласно пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г. № 136-ФЗ определяемого как недвижимую вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, можно сделать вывод о том, что «помещение» и «земельный участок» являются разными объектами недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Пункт 6 этой же статьи Федерального закона от 19.06.2004г. № 54-ФЗ определяет пикетирование как способ проведения публичных мероприятий с использованием сборно-разборной конструкции.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Мансков А.О. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Калачёвской городской Думы Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области по многомандатному избирательному округу № 2.

13 августа 2019 года Мансков А.О. обратился с заявлением в администрацию Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о предоставлении возможности размещения в период с 16 августа 2019 года по 7 сентября 2019 года легкой сборно-разборной нестационарной конструкции - туристической палатки общей площадью не более 72 кв.м, на земельных участках из муниципального фонда на территории избирательного округа № 2 г. Калач-на-Дону Волгоградской области.

Исходя из текста заявления Мансковым А.О., предполагалось использовать именно земельные участки для проведения публичного мероприятия в виде пикетирования.

По результатам рассмотрения заявления Манскова А.О., администрация Калачёвского городского поселения предложила кандидату Манскову А.О. изменить/уточнить место проведения публичного мероприятия.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Разрешая заявленные требования, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 01.06.2010 N 705-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Косякина Константина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 5 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях "Использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.

При обсуждении внесённого должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод.

Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу - означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению.

Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в полной мере применима и к спорному правоотношению.

В заявлении зарегистрированного кандидата указывалось на возможность размещения на земельных участках с приблизительными ориентирами и без конкретных границ, администрация Калачёвского городского поселения указала, что предоставление указанных территорий может повлечь за собой несоблюдение участниками публичного мероприятия требований федерального законодательства в части обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе соблюдение требований Закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», а также создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, особенно при размещении каких-либо конструкций на пересечении улиц города.

Кроме того, на основании изложенного выше суд также полагает, что предоставление «помещения в виде земельного участка» в соответствии с пунктом 3 статьи 53 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002г. не могло быть реализовано по причинам не соответствия его требованиям закона.

Одновременно, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 49 Федерального закона от12.06.2002г. N 67-ФЗ предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

В связи с чем, отсутствие в заявлении Манскова А.О. конкретного времени проведения агитационных публичных мероприятий является нарушением требований избирательного законодательства.

Также, указанное в заявлении время проведения публичного мероприятия, в случае его согласования со стороны администрации Калачёвского городского поселения, могло повлечь нарушение прав иных зарегистрированных кандидатов, в связи с отсутствием возможности предоставить указанную территорию в данный период другим кандидатам для проведения агитационных мероприятий.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что администрация Калачёвского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области предлагая заявителю представить уведомление с уточнением сведений в соответствии с требованиями законодательства, преследовала цель не отказать зарегистрированному кандидату в проведении публичного мероприятия, а обеспечить процесс проведения агитационных мероприятии с учётом необходимости поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время).

В связи с указанным, администрация Калачёского городского поселения обоснованно предложила кандидату Манскову А.О. изменить/уточнить место проведения публичного мероприятия.

Отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, суд исходит из того, что может рассматривать иск лишь в рамках заявленных требований. С заявлением об оказании содействия в предоставлении помещения, пригодного для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний Мансков А.О. в администрацию Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области не обращался. Направленное в адрес истца как зарегистрированного кандидата в депутаты предложение от 15 августа 2019 года не нарушает прав Манскова А.О.

Правовое обоснование требований изложенных в административном исковом заявлении Мансковым А.О. основано на неверной интерпретации положений действующего законодательства и не может быть положено судом в обоснование удовлетворения иска.

При указанных обстоятельствах, суд не усматривает наличия бездействия Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области, равно как и оснований для возложения на ответчика требуемой истцом обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Манскова Алексея Олеговича к администрации Калачёвского городского поселения Калачёвского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда в судебную коллегию по административным делами Волгоградского областного суда через Калачевский районный суд Волгоградской области.

Председательствующий:

2а-1054/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Занин Т.В.
Мансков Алексей Олегович
Ответчики
Администрация Калачевского городского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области
Другие
Семенов Дмитрий Сергеевич
Территориальная избирательная комиссии Калачёвского района Волгоградской области
Избирательная комиссии Волгоградской области
Суд
Калачевский районный суд Волгоградской области
Судья
Евдокимова С.А.
Дело на сайте суда
kalah.vol.sudrf.ru
28.08.2019Регистрация административного искового заявления
28.08.2019Передача материалов судье
29.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Регистрация административного искового заявления
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее