Дело № 2-232/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2015 года.
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Котдусова И.У., единолично,
с участием:
представителя истца - старшего помощника прокурора Сергачского района Мастюгиной Т.И.,
ответчиков: Гусейнова Х.Ш.-оглы., Гулиевой Б.И.-кызы,
при секретаре Сулевой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сергач гражданское дело по иску прокурора Сергачского района к Управлению Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области, Гусейнову <данные изъяты>, Гулиевой <данные изъяты> о признании фиктивной постановки на учет по месту пребывания Гулиевой <данные изъяты> по адресу: <адрес>,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сергачского района Нижегородской области (далее «прокурор») в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с иском к Управлению Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области (далее «УФМС России по НО»), Гусейнову Х.Ш.- оглы, Гулиевой Б. И.-кызы о признании фиктивной постановки на учет по месту пребывания Гулиевой <данные изъяты> по адресу:<адрес>. В обосновании иска «прокурор» указал, что прокуратурой района в рамках осуществления надзорных полномочий проведена проверка соблюдения миграционного законодательства. Установлено, что Гусейновым Х. Ш.-оглы 06.12.2014 г. оформлено уведомление о временном пребывании гражданки <адрес> Гулиевой Б. И.-кызы по адресу <адрес>, в связи с чем она поставлена на учет по месту пребывания в доме Гусейнова Х.Ш.-оглы. Однако по месту пребывания Гулиева Б.И.-кызы не появлялась, в жилое помещение не вселялась. Указанный в уведомлении адрес является последним известным на территории РФ ее местом пребывания. Сведения о постановке на учет Гулиевой Б.И.-кызы по новому месту пребывания в органы миграционного учета не поступали. Данный факт указывает на фиктивность постановки Гулиевой Б.И.-кызы на учет по месту пребывания. Факт фиктивной постановки на миграционный учет Гулиевой Б.И.-кызы по месту Пребывания подтверждается также тем, что 27.02.2015 г. ст. дознавателем подразделения дознания МО МВД России «Сергачский» <данные изъяты> возбуждено уголовное дело № 3048 по ст. 322.3 УК РФ в отношении Гусейнова Х.Ш.оглы. В настоящее время по уголовному делу проводится дознание.
В судебном заседании ст. помощник «прокурора» Мастюгина Т.И., основываясь на обстоятельствах изложенных в исковом заявлении, поддержала и просила иск удовлетворить.
Ответчики Гусейнов Х.Ш.-оглы, Гулиева Б.И.-кызы в судебном заседании иск признали.
При этом Гусейнов Х.Ш.-оглы пояснил, что его родственница Гулиева Б.И.-кызы переехала из <данные изъяты> жить к мужу в Россию, снимали жилье по <адрес> в <адрес>. Поскольку хозяин жилого помещения живет за пределами г.Сергач, и фактически отказался зарегистрировать их по месту пребывания, по просьбе Гулиевой Б.И.- кызы он зарегистрировал ее у себя в доме. Он подтверждает, что Гулиева Б.И.-кызы никогда не вселялась в <адрес> и не проживала, а регистрация носила фиктивный характер.
Ответчик Гулиева Б.И.-кызы подтвердила, что она после регистрации по адресу: <адрес>, в указанное жилое помещение не вселялась и не проживала. Все это время со своей семьей жила по другому адресу.
Ответчик- «УФМС России по НО» о времени и месте рассмотрения дела извещен, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Представил отзыв, указав, что с их стороны установленная Законом процедура регистрации, соблюдена, в связи с чем в качестве ответчика, привлечены необоснованно. Полагает требования подлежащими удовлетворению, в случае установления со стороны иных ответчиков факта фиктивности постановки на учет по месту пребывания Гулиевой Б.И.-кызы.
Просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Заслушав обьяснения представителя истца-ст. помощника «прокурора» Мастюгиной Т.И., просившей иск удовлетворить, ответчиков Гусейнова Х.Ш.-оглы, Гулиевой Б.И.-кызы признавших иск, изучив отзыв «УФМС России по НО», исследовав доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В силу положений статей 11 и 12 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее «Федеральный Закон №109-ФЗ от 18.07.2006»), миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет следующие полномочия: регистрацию иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; обращение в установленном порядке в суд с заявлением об отмене регистрации иностранного гражданина по месту жительства; направление в органы государственной статистики в соответствии с утвержденными формами государственного статистического наблюдения информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также информации о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; направление в территориальные налоговые органы информации о регистрации иностранного гражданина по месту жительства, а также о постановке на учет (снятии с учета) иностранного работника по месту пребывания; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст.2 «Федерального Закона №109-ФЗ от 18.07.2006», место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Стороной принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона) является гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны предоставлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии со ст. 7 Закона.
Согласно ст. 21 «Федерального Закона №109-ФЗ от 18.07.2006», основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее « Правила»), утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года.
Согласно пунктам 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных «Правил», основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Согласно п.37 «Правил», снятие иностранного гражданина с учета до места пребывания осуществляется: а) после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; б) после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; в) после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим; г) после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина по месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п.40 «Правил», при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящих Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Как следует из преамбулы «Федерального Закона №109-ФЗ от 18.07.2006»Ф, миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
В соответствии со ст.4 «Федерального Закона №109-ФЗ от 18.07.2006» миграционный учет осуществляется в целях:
создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;
выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;
формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;
планирования развития территорий Российской Федерации;
управления в кризисных ситуациях;
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;
систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;
решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:
свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;
защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;
сочетание интересов личности, общества и государства;
обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;
доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;
унификация правил миграционного учета.
Миграционный учет включает в себя:
регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;
обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;
ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
При этом наличие данных о регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания (жительства) обеспечивает исполнение государством функций по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации и защите прав и законных интересов граждан в различных сферах.
Установлено, что гражданка Республики <данные изъяты> Гулиева Б.И.-кызы 24 февраля 2014 года прибыла в Российскую Федерации, указав в качестве цели вьезда – работа. 07.05.2014 года органом миграционной службы выдан патент. Гражданин Российской Федерации Гусейнов Х.Ш.-оглы 06.12.2014 года обратился в отделение «УФМС России по НО» в Сергачском районе с заявлением о продлении срока пребывания на территории Российской Федерации до 06 марта 2015 года гражданки Республики <данные изъяты> Гулиевой Б.И.-кызы. При этом он представил надлежащим образом оформленное и подписанное им уведомление о прибытии иностранного гражданина за № от 06.12.2014 года, которым он как принимающая сторона просил поставить Гулиеву Б.И.-кызы на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, сроком до 06 марта 2015 года. «УФМС России по НО» в Сергачском районе уведомление Гусейнова Х.Ш.-оглы принято и гражданка Республики <данные изъяты> Гулиева Б.И.-кызы поставлена по учет по месту пребывания по вышеуказанному адресу до 06 марта 2-15 года.
Данные обстоятельства установлены исследованными судом копиями: паспорта гражданина Республики <данные изъяты> Гулиевой Б.И.-кызы и выпиской из паспорта на русском языке (л.д. 9, 12), патента (л.д. 30), заявления Гусейнова Х.Ш.-оглы (л.д. 27), уведомления о прибытии иностранного гражданина от 06.12.2014 года (л.д. 28) и подтверждены в судебном заседании ответчиками.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
«Прокурором» в исковом заявлении, а ст. помощником «прокурора» в судебном заседании утверждается о фиктивности постановки Гусейновым Х.Ш.-оглы на учет по месту пребывания по адресу <адрес>, иностранной гражданки Гулиевой Б.И.-кызы, в виду того что последняя никогда в указанное жилое помещение не вселялась, сославшись на обьяснение Гусейнова Х.Ш.-оглы, которым он признал данный факт; и на постановление о возбуждении уголовного дела по ст.322.3 УК РФ (л.д.8).
Ответчиками суду в соответствии с правилами ст.56 ГПК РФ не представлено возражение по иску, а также каких-либо доказательств опровергающих доводы истца о фиктивности постановки Гулиевой Б.И.-кызы, в на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Кроме того в судебном заседании ответчик Гусейнов Х.Ш.-оглы признал факт, что представляя в орган миграционной службы заявление и уведомление о регистрации по месту пребывания по адресу: <адрес> своей родственницы, гражданки <данные изъяты> Гулиевой Б.И.-кызы, он знал, что последняя будет жить не по месту регистрации, а по другому адресу.
Данный факт в судебном заседании подтвердила и ответчик Гулиева Б.И.-кызы, пояснив, что она никогда не вселялась в <адрес> и не проживала. Все это время со своей семьей жила по другому адресу, а данная регистрация носила фиктивный характер.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным факт, что Гулиева Б.И.-кызы не собиралась вселяться и не вселялась в жилое помещение по адресу своей регистрации, не и никогда не пребывала в нем.
Тем самым жилое помещение по адресу: <адрес> не стало для Гулиевой Б.И.-кызы местом пребывания, в том смысле, в котором это понимается законом, поскольку регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации.
Ответчик Гусейнов Х.Ш.-оглы, будучи осведомленный, что Гулиева Б.И.-кызы не будет пребывать по адресу: <адрес>, уведомив органы миграционного учета о месте пребывания последней по данному адресу, и что она не вселялась и не проживала в данной квартире, предоставил в органы миграционного учета заведомо ложные сведения, чем нарушила законные права и интересы государства в области миграционного учета.
Принимая во внимание, что постановка на миграционный учет Гулиевой Б.И.-кызы по месту пребывания по адресу: <адрес>, произведена на основании документов, которые содержали заведомо ложные сведения о пребывании указанной иностранной гражданки по данному адресу, суд на основании вышеуказанных положений «Федерального Закона №109-ФЗ от 18.07.2006» и «Правил», приходит к выводу о признании фиктивной постановки Гулиевой Б.И.-кызы на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Фиктивные сведения о регистрации иностранного гражданина были представлены Гусейновым Х.Ш.-оглы и носили заявительный характер, в силу которого орган УФМС должен был только выполнить требования закона и совершить регистрационный действия.
В силу положений ст.45 ГПК РФ, и на основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что поскольку наличие данных о регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания (жительства) обеспечивает исполнение государством функций по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации и тем самым защите прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе граждан, в различных сферах, прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением о признании фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина, в защиту прав неопределенного круга лиц, в целях не допущения нарушений закона и прав и законных интересов граждан, в связи с чем районный суд иск «прокурора» находит подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Сергачского района Нижегородской области удовлетворить.
Признать фиктивной постановку на учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, гражданки <данные изъяты> Гулиевой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На решение может быть поданы апелляционные жалоба или представление в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда через районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: судья И.У. Котдусов.
Решение в окончательной форме составлено 27.03.2015 года.