№ 2-1098/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Аксай 23 июля 2019 года
Аксайский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующегосудьи Молотиевского А.Г.,
при секретаре Меркуловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
- Лысенко В. Г., Лысенко А. Г., Плешакова Н. О. к Федеральному агентству лестного хозяйства, третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу, Администрация Аксайского района Ростовской области, о признании отсутствующим право,
у с т а н о в и л :
истцы обратились с исковым заявлением в суд и указали в его обоснование, что являются собственниками четырех земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № ..., № ..., № ..., № ... (далее также – «спорные земельные участки»). С целью изменения категории и разрешенного использования спорных земельных участков, а также внесения изменений в генеральный план Истоминского сельского поселения, истцы обратились в Администрацию Аксайского района Ростовской области. Однако в процессе рассмотрения заявления истцов выяснилось, что указанные выше земельные участки имеют пересечения с земельными участками лесного фонда. Как указали истцы, на сегодняшний момент имеются противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР), поскольку с одной стороны – по данным ЕГРН указанные выше спорные земельные участки, принадлежат истцам, а с другой стороны – исходя из сведений ГЛР часть территории этих земельных участков находится в собственности Российской Федерации. По мнению истцов, принадлежность спорных земельных участков и их категория должны быть определены исходя из сведений, содержащихся в ЕГРП, а в ГЛР необходимо внести изменения. Просили признать отсутствующим право собственности РФ в части наложения лесных участков на спорные земельные участки и признать недействительным сведения ГЛР об отнесении к лесному фонду частей спорных земельных участков.
Представитель истцов адвокат Гапичева О. А., действующая на основании доверенности и ордера, заявила ходатайство об уточнении исковых требований, в котором просила суд признать отсутствующим право собственности Российской Федерации в части наложения лесных участков квартала № ... (выдел 1), квартала № ... (выдел 1) ... участкового лесничества на спорные земельные участки:
- земельного участка с кадастровым номером: № .... Площадь наложения 1941 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412807,98 |
2218260,14 |
2 |
412808,33 |
2218296,17 |
3 |
412724,24 |
2218224,32 |
4 |
412784,80 |
2218239,75 |
1 |
412807,98 |
2218260,14 |
- земельного участка с кадастровым номером: № .... Площадь наложения 3541 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412919,21 |
2218393,65 |
2 |
412904,90 |
2218378,70 |
3 |
412808,33 |
2218296,17 |
4 |
412807,98 |
2218260,14 |
5 |
412904,16 |
2218345,17 |
1 |
412919,21 |
2218393,65 |
- земельного участка с кадастровым номером: № .... Площадь наложения 1703 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412714,46 |
2218135,91 |
2 |
412738,50 |
2218156,00 |
3 |
412745,76 |
2218162,25 |
4 |
412718,66 |
2218189,22 |
5 |
412679,09 |
2218177,85 |
6 |
412697,52 |
2218163,89 |
7 |
412707,65 |
2218143,58 |
1 |
412714,46 |
2218135,91 |
- земельного участка с кадастровым номером: № .... Площадь наложения 1453 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412745,76 |
2218162,25 |
2 |
412797,74 |
2218207,06 |
3 |
412797,02 |
2218210,55 |
4 |
412718,66 |
2218189,22 |
1 |
412745,76 |
2218162,25 |
а также признать недействительным сведения Государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду частей спорных земельных участков.
Протокольным определением от ... г.. суд принял уточненные истцами исковые требования к рассмотрению.
Ответчик в материалы дела письменных возражений на исковое заявление истцов не представил, в судебное заседание не явился. О месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Какого-либо ходатайства об отложении слушания дела, либо о причинах неявки в судебное заседание от ответчика до начала слушания дела суду не поступило. С учетом мнения остальных лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Управление Росреестра Ростовской области, Администрация Аксайского района Ростовской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку в судебное заседание своих представителей также не обеспечили. Заявили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Черных О. С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась. Представила возражения на исковое заявление. Пояснила, что в сложившихся правоотношениях сторон усматриваются противоречия между сведениями ГЛР и ЕГРН, поскольку спорные земельные участки истцов с кадастровыми номерами № ..., № ..., № ... № ... пересекают кварталы № ... .... В соответствии с действующими материалами лесоустройства кварталы № ... № ... ... относятся к землям лесного фонда и являются земельными участками с кадастровыми (условными) номерами № ..., № .... Право собственности Российской Федерации на эти земельные участки зарегистрировано ... г.. Поскольку право собственности РФ было зарегистрировано в ЕГРН ранее государственной регистрации права собственности истцов на спорные земельные участки, полагала, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению.
Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся данные о государственной регистрации права собственности истцов на следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения: земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 38100 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения (записи в ЕГРН от ... г.. №№ ..., № ..., № ..., дата постановки на участка кадастровый учет: ... г..); земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 38100 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий(записи в ЕГРН от ... г.. №№ ..., № ..., № ..., дата постановки на кадастровый учет: ... г..); земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства(записи в ЕГРН от ... г.. №№ ..., № ..., № ... дата постановки на кадастровый учет: ... г. земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (записи в ЕГРН от ... г.. №№ ..., № ..., № ..., дата постановки на кадастровый учет: ... г.
Из дел правоустанавливающих документов (реестровых дел), представленных в материалы настоящего дела Управлением Росреестра по Ростовской области, следует, что спорные земельные участки надлежащим образом сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет в 2009 году, как земли сельскохозяйственного назначения. Указанные выше земельные участки были приобретены истцами в общую долевую собственность по договорам купли-продажи от ... г.., ... г.. ... г.. и ... г..
Между тем, согласно заключению ФГБУ «Рослесинфорг» спорные земельные участки имеют пересечения с земельными участками лесного фонда.
Так, земельный участок с кадастровым номером: № ... имеет наложение на земельный участок, относящийся к лесному фонду и находящийся по адресу: ... № ... часть выдела 1 (площадь пересечения: 1941 кв.м.). Земельные участки с кадастровыми номерами: № ..., № ... и № ... имеют наложение на земельный участок, относящийся к лесному фонду и находящийся по адресу: ..., ... № ..., часть выдела 1 (площади пересечения: 3541 кв.м., 1703 кв.м. и 1453 кв.м.).
Как пояснила в судебном заседании представитель Минприроды Ростовской области, по материалам предыдущего лесоустройства квартал № ... ... ... имел порядковый номер № ...; квартал № ... ... ... - номер № ....
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия № ... № ... от ... г.., в собственности Российской Федерации находится земельный участок, площадью 27 га, с кадастровым (или условным) номером: № ..., имеющий адресные ориентиры: ..., вдоль автодороги ..., в окрестностях поселка ... (квартал № ...
Судом установлено, что указанная регистрация была осуществлена без проведения в отношении этого участка межевых работ и установлении на местности координат его границ.
Исходя из письменных пояснений Минприроды Ростовской области, содержащихся в отзыве на исковое заявление, указанный выше земельный участок с кадастровым (или условным) номером: № ... в настоящий момент имеет кадастровый номер: № ....
Из сведений, содержащихся на Публичной кадастровой карте, усматривается, что земельный участок с кадастровым (или условным) номером: № ..., поставлен на кадастровый учет ... г. также без установления его фактических границ на местности.
Вместе с тем, в собственности Российской Федерации находится и земельный участок, площадью 280000 кв.м. с кадастровым (или условным) номером № ... (ранее присвоенный номер № ...), имеющий адресные ориентиры: ..., вдоль автодороги ...») (квартал № ...). Данный земельный участок также поставлен на государственный кадастровый учет ... г. (дата регистрации права собственности РФ – ... г..) без проведения в отношении него межевых работ и установлении на местности координат его границ.
Исходя из сведений Публичной кадастровой карты земельные участки с кадастровыми номерами № ..., № ... относятся к землям лесного фонда, разрешенное использование – «размещение лесной растительности».
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В свою очередь, в соответствии со статьей 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Согласно статьи 6.1. Лесного кодекса РФ, к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
Исходя из части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с положениями статьи 4.2 Федерального закона от ... г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 92 Лесного кодекса РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также – ФЗ № 218-ФЗ).
Исходя из части 7 статьи 1 ФЗ № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет земельного участка – это внесение сведений в ЕГРН, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно части 8 статьи 22 ФЗ № 218-ФЗ, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Указанные выше положения Федерального закона № 218-ФЗ свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.
Вместе с тем, сведения о местоположении границ земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами № ..., № ... как у органов кадастрового учета, так и у органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество, отсутствуют, поскольку землеустроительные работы в отношении этих земельных участков, как было показано выше, никогда не проводились и их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства до сих пор не установлены.
Исходя из части 2 ст. 4.6. ФЗ «О введение в действие Лесного Кодекса РФ», сведения о конкретном местоположении лесных участков подлежат внесению в ЕГРН после уточнения их границ на основе межевого плана, что позволит избежать пересечение границ лесного участка с границами иных земельных участков.
При этом не допускается внесение в ЕГРН сведений о границах ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков (ч. 3 ст. 4.6 ФЗ «О введение в действие Лесного Кодекса РФ»).
Как установлено судом, конкретные границы и конфигурация земельных участков с кадастровыми номерами № ..., № ... содержатся только в государственном лесном реестре, который в силу статьи 91 Лесного кодекса РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Таким образом, судом усматриваются противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости и сведениями государственного лесного реестра, поскольку с одной стороны - исходя из сведений ЕГРН указанные выше спорные земельные участки принадлежат истцам, а с другой стороны – исходя из сведений государственного лесного реестра часть территории этих земельных участков находится в собственности Российской Федерации.
В Определениях от ... г. № ...-О и № ...-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса РФ.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в правоприменительной, в частности судебной, практике ранее не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от ... г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», так называемый «Закон о лесной амнистии».
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от ... г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Тем самым, как указал Конституционный Суд РФ, федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Более того, в 2017 году в часть 3 статьи 14 Федерального закона от ... г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ... г. (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от ... г. № 280-ФЗ).
При этом, вопреки доводам Минприроды Ростовской области, дата регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда правового значения не имеет. Существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения подобной категории дел является установление даты образования земельного участка, не относящегося к лесному фонду, и даты регистрации права собственности на него (даты внесения сведений в ЕГРН).
Как установлено судом, право общей долевой собственности истцов на все без исключения спорные земельные участки возникло в 2017 году. Между тем, право собственности предыдущих правообладателей этих земельных участков, которые их затем перепродали истцам, было зарегистрировано еще в 2010 году.
В частности, как усматривается из дел правоустанавливающих документов (реестровых дел) на спорные земельные участки, предыдущий титульный владелец земельного участка с кадастровым номером № ... - Морозова В.П. приобрела на него право собственности ... г..; на земельный участок с кадастровым номером № ... – ... г..
Предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером: № ... Карасева А.И. приобрела на него право собственности ... г.. Предыдущий собственник земельного участка с кадастровым номером № ... – Карасев А.Д. приобрел на него право собственности ... г..
Таким образом, право собственности предыдущих правообладателей на спорные земельные участки возникли ранее ... г..
Следовательно, принадлежность спорных земельных участков и их категория должны определяться исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН, а в государственный лесной реестр необходимо внести изменения.
Более того суд учитывает, что спорные земельные участки были образованы правопредшественниками истцов из земельного массива, имеющего категорию – «земли сельскохозяйственного назначения». Доказательств перевода этого земельного массива или какой-либо его части из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения в категорию земель – земли лесного фонда материалы дела не содержат.
Так, решением Президиума (Исполнительного комитета) Аксайского районного Совета народных депутатов № ... от ... г. земли бывшего совхоза «Луговой» в размере 320,1 га были переданы в ведение Истоминской сельской администрации Аксайского района. Одновременно был сформирован специальный фонд земель для последующего распределения (предоставления гражданам в аренду, предоставление главам К(Ф)Х в собственность и т.п.) по совхозу «Луговой» - 78 га.
В 1992 году, постановлением Главы Администрации Аксайского района Ростовской области № ... от ... г.., совхоз «Луговой» был окончательно реорганизован путем преобразования в акционерное общество «Луговое» с коллективно-долевой формой собственности на землю. В коллективно-долевую собственность граждан (сотрудников этого хозяйства, пенсионеров, а также социальных работников бывшего совхоза – учителя, врачи и т.д.) было передано 1819 га (26 полей), из которых неделимый фонд для организации деятельности вновь образованного АО «Луговое» составил 786 га.
При этом как следует из Проекта перераспределения земель АО «Луговое 1993г., инв. № ..., а также экспликации к нему, в составе указанных выше земель, как переданных в ведение Истоминской сельской администрации, так и в бесплатную собственность граждан – земель, занятых лесами или иными многолетними насаждениями (древесно-кустарниковой растительностью) не было. Под перераспределение попали только сельскохозяйственные угодья – пашни (в т.ч. орошаемые), сенокосы и пастбища.
Из дел правоустанавливающих документов (реестровых дел) усматривается, что в соответствии с указанным выше Проектом перераспределения земель, в соответствии с Указом Президента РФ о ... г.. № ... «О реализации конституционных прав граждан на землю» и исходя из ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», два из спорных земельных участка (с кадастровыми номерами № ... и № ...) были выделены правопредшественникам истцов в счет принадлежавшим им земельных долей в земельном массиве ...» на основании решений Мирового судьи судебного участка № 1 Аксайского района Ростовской области от ... г.., ... г.. и Протокола общего собрания участников долевой собственности ...» от ... г.
Остальные два земельных участка (с кадастровыми номерами № ..., № ...) были предоставлены правопредшественникам истцов для организации крестьянского (фермерского) хозяйства на основании Постановления Главы Администрации Аксайского района Ростовской области № ... от ... г..
Следовательно, учитывая, что спорные земельные участки были образованы в полном соответствии с нормами действующего законодательства, а также тот факт, что ни при постановке указанных участков на государственный кадастровый учет, ни при осуществлении государственной регистрации прав на них, уполномоченными органами пересечений с лесными землями выявлено не было, право собственности истцов на спорные земельные участки никем не оспорено в установленном законом порядке, исковые требования, заявленные в рамках настоящего дела, подлежат удовлетворению.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2.1 ст. 91 Лесного кодекса РФ).
Пунктами 2.1, 2.2 Приказа Минприроды России от ... г. № ... (в редакции от 14.12.2017г.) «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» предусмотрено, что документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра; акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Основанием для внесения документированной информации в указанные Акты являются, в том числе, судебные акты.
В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № ..., Пленума ВАС РФ № ... от ... г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление № ...) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Пунктом 52 Постановления № ... предусмотрено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, требование о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации является в данном случае надлежащим способом защиты нарушенных прав истцов, поскольку иных способов защиты не имеется (п. 52 Постановления № ...).
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Лысенко В. Г., Лысенко А. Г., Плешакова Н. О. удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации в части наложения лесных участков квартала № ... (выдел 1), квартала № ... (выдел 1) ... на следующие земельные участки сельскохозяйственного назначения:
- земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 38100 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий.
Площадь наложения 1941 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412807,98 |
2218260,14 |
2 |
412808,33 |
2218296,17 |
3 |
412724,24 |
2218224,32 |
4 |
412784,80 |
2218239,75 |
1 |
412807,98 |
2218260,14 |
- земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 38100 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий,
Площадь наложения 3541 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412919,21 |
2218393,65 |
2 |
412904,90 |
2218378,70 |
3 |
412808,33 |
2218296,17 |
4 |
412807,98 |
2218260,14 |
5 |
412904,16 |
2218345,17 |
1 |
412919,21 |
2218393,65 |
- земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
Площадь пересечения 1703 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412714,46 |
2218135,91 |
2 |
412738,50 |
2218156,00 |
3 |
412745,76 |
2218162,25 |
4 |
412718,66 |
2218189,22 |
5 |
412679,09 |
2218177,85 |
6 |
412697,52 |
2218163,89 |
7 |
412707,65 |
2218143,58 |
1 |
412714,46 |
2218135,91 |
- земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
Площадь пересечения 1453 кв.м. Координаты поворотных точек границ пересекаемой части земельного участка:
№ |
Х |
У |
1 |
412745,76 |
2218162,25 |
2 |
412797,74 |
2218207,06 |
3 |
412797,02 |
2218210,55 |
4 |
412718,66 |
2218189,22 |
1 |
412745,76 |
2218162,25 |
Признать недействительным сведения Государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду частей следующих земельных участков:
- земельного участка с кадастровым номером: № ... площадью 38100 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий,
- земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 38100 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения объектов сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий,
- земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,
- земельного участка с кадастровым номером: № ..., площадью 2500 кв.м., адрес (местоположение): ..., ... № ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Аксайский районный суд Ростовской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Решение в окончательном виде изготовлено 31 июля 2019 года.
С у д ь я :