Решение по делу № 2а-126/2021 от 02.12.2020

КОПИЯ

Дело № 2а-126/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гагарин                                     22 января 2021 года

Судья Гагаринского районного суда Смоленской области Федорова Е.И. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Смоленской области к Петрову С. А. о взыскании налогов и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Петрова С.А. транспортного налога в сумме 2 141 рубль 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 867 рублей 65 копеек, указав, что административный ответчик не выполнил в срок установленную законом обязанность по уплате соответствующих налоговых платежей, в связи с чем ему были начислены пени, оплата которых до настоящего времени административным ответчиком не произведена. При этом административный истец ходатайствует о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления к Петрова С.А., обосновывая его большой загруженностью инспекции, а также заявил ходатайство о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, применение которого возможно в данном деле.

В соответствии с ч. 2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определением суда от 03 декабря 2020 года было постановлено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав все письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2).

Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Абзацем первым п.1 ст.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу ст.ст.14, 356-358, 360, 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 №334-ФЗ, действующей на дату начисления налога) транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, к числу которых относятся, в частности, автомобили. Налоговым периодом признается календарный год. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

Согласно ст.69 НК РФ, в связи с неуплатой в установленный срок суммы налога, налоговая служба направила административному ответчику требования об уплате налогов и пени от 18.03.2019 года № 15446 со сроком исполнения до 30.04.2019 года (л.д.19-20), от 09.01.2019 года № 4976 со сроком исполнения до 07.02.2019 года (л.д.21-22).

На момент рассмотрения дела в суде сумма налога и пени налогоплательщиком не уплачена.

В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Следовательно, срок обращения налогового органа в суд с административным иском о взыскании неуплаченных Петровым С.А. транспортного налога и пени должен исчисляться по требованию № 15446 с 30.04.2019 года и днем его окончания является 30 октября 2019 года.

Однако Межрайонная инспекция ФНС России №2 по Смоленской области обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Петрова С.А. вышеуказанных платежей и санкций только в ноябре 2019 года (то есть за пределами установленного срока), а после отказа в его принятии обратилась 27 ноября 2020 года с настоящим административным иском (л.д.26).

Обращаясь с ходатайством о восстановлении пропущенного срока подачи заявления, административный истец указывает на большую загруженность сотрудников инспекции, ввод и промышленную эксплуатацию программного комплекса АИС Налог-3, а так же структурно штатные изменения инспекции (л.д.7-8).

Между тем, с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в постановлении от 29 марта 2016 года № 11, обстоятельства организационного характера не могут являться уважительными причинами пропуска срока.

С учетом изложенного, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с Петрова С.А. задолженности не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было. Следовательно, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч.1 ст.286 КАС РФ, пропущен Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области без уважительных причин.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Исходя из положений ч.5 ст.138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

В соответствии с ч.5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о пропуске административным истцом Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области без уважительных причин срока для обращения в суд, что служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, ст.ст.293-294 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Смоленской области к Петрову С. А. о взыскании налогов и пени отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья – подпись

Копия верна:

Судья:                                Е.И. Федорова

Секретарь суда                        О.А. Сорокина

2а-126/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС России №2 по Смоленской области
Ответчики
Петров Сергей Анатольевич
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Федорова Елена Ишбулатовна
Дело на сайте суда
gagarin.sml.sudrf.ru
02.12.2020Регистрация административного искового заявления
02.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
22.01.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
22.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2021Дело оформлено
26.02.2021Дело передано в архив
22.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее