Решение по делу № 2-1018/2024 от 02.05.2024

УИД 11RS0008-01-2024-001099-14                 Дело № 2-1018/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Боровской Е.Ю., с участием Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Шенцева Н.Д., представителя ответчика Колобова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске Республики Коми 02 сентября 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с требованием о возложении на ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства: объект 1 категории «следственный изолятор» со стороны административного здания и прилегающую к нему территорию оборудовать ограждением и инженерными заграждениями (элементами запретных зон).

В обоснование иска указано, что в ходе проведения в отношении исправительного учреждения проверки выявлены нарушения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов и территорий уголовно-исполнительной системы, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми внесено представление, ответом на которое явилось признание факта нарушения и сообщение о направлении запроса в УФСИН России по Республики Коми с целью устранения нарушений. Учитывая, что невыполнение ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми требований действующего законодательства нарушает право на безопасность подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей, осужденных к лишению свободы, сотрудников и гражданского персонала учреждения, медицинского персонала филиала «Медицинская часть №17» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения, прокурор обратился в суд с указанным иском.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях уточнил исковые требования, просит обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект 1 категории «следственный изолятор» со стороны 1 и 2 блока административного здания протяженностью от помещения бани до караульного дворика и прилегающую к нему территорию протяженностью 227 м основным ограждением высотой не менее 4,5 м из кирпича или железобетона; выполнить ограждение внутренней запретной зоны из металлической сетки высотой не менее 3,0 м, верх ограждения оборудовать противопобеговым козырьком; на стойках ограждения внутренней запретной зоны со стороны территории объекта УИС через каждые 25 м установить предупредительные знаки; для повышения задерживающих свойств ограждения внутренней запретной зоны его полотно усилить сквозной прокладкой канатной проволоки диаметром 2,5 мм или наружной прокладкой нитей армированной колючей ленты.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика Колобов Ю.В. в судебном заседании возражал относительно исковых требований.

Третьи лица ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, будучи извещены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Представителем третьих лиц ФИО5 представлен письменный отзыв, согласно которому учреждения возражают относительно исковых требований, в том числе по мотиву необходимости включения данного вида работ по возведению ограждения в федеральную целевую программу и выделение финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств ФСИН России, а также с учетом предусмотренной Сводом правил СП 247.1325800.2016 возможности оборудования ограждения из металлопрофиля.

Третье лицо Отдел вневедомственной охраны по г.Ухте – филиал ФГКУ «Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Коми», будучи извещен, явку представителя не обеспечил, мнение по существу иска не выразил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьих лиц, с учетом надлежащего извещения.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму являются приоритет мер предупреждения терроризма; обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).

Порядок проведения организационно-практических, инженерно-технических, правовых и иных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2023 №586 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы».

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, находящиеся под единой системой охраны (надзора), отдельные здания, строения и сооружения, земельные участки, правообладателями которых являются Федеральная служба исполнения наказаний, территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации, входящие в уголовно-исполнительную систему (далее - органы, учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы) (п.2 указанных выше Требований).

Виды ограждений и инженерных заграждений и требования по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора следственных изоляторов (тюрем), установлены разделом VIII приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» (далее по тексту - Наставление).

Пунктом 4 Наставления предусмотрено, что инженерно-технические средства охраны и надзора обеспечивают, в том числе безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта, условия для отражения нападения на охраняемые объекты УИС, караулы и служебные наряды, на пункты постоянной дислокации подразделений охраны и территориальные органы УИС.

В результате проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ проверки соблюдения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы, Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в нарушение подпункта «б» пункта 26 постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2023 № 586 объект 1 категории «следственный изолятор» со стороны административного здания ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми (на протяжении и прилегающая к нему территория не оборудованы ограждением и инженерными заграждениями (элементами запретных зон), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми прокурором внесено представление, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.35 КоАП РФ, а после истечения срока для устранения нарушений прокурор обратился в суд.

Как следует из письменного ответа ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора, письменного отзыва на исковое заявление, учреждение принимает достаточные меры по обеспечению антитеррористической безопасности, при этом подтверждается факт нарушения в части отсутствия требуемого ограждения.

Постановлением мирового судьи Таежного судебного участка города Сосногорска Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК привлечено к административной ответственности по ч<данные изъяты>, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлена вина в нарушении требований нормативных документов, а именно в необорудовании объекта 1 категории «следственный изолятор» со стороны административного здания ФКУ СИЗО-2 и прилегающей к нему территории ограждением и инженерными заграждениями.

Подпунктом 2 пункта 17 Наставления, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, предусмотрено, что основное ограждение возводится по всему периметру объекта охраны УИС для воспрепятствования прохода лиц и проезда транспорта вне КПП.

Согласно подпункту 3 пункта 17 Наставления в следственных изоляторах (тюрьмах) ограждение выполняется кирпичным или железобетонным в установленном порядке, основное ограждение выполняется высотой не менее 4,5 м.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Минюста России от 04.09.2006 № 279 исполнение требований указанного Наставления является обязательным.

Учитывая приведенную норму, суд полагает несостоятельным довод представителя третьих лиц о возможности оборудования основного ограждения из металлопрофиля.

Согласно подпунктам 2 и 21 пункта 58 Наставления основное ограждение сплошного заполнения выполняется из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения устраивается противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м. Верх основного ограждения оборудуется противопобеговым козырьком с охранными извещателями.

Для ограничения доступа посторонних лиц на объект УИС перед административным зданием устраивается изолированная территория. Ограждение изолированной территории выполняется забором сплошного заполнения по конструктивному исполнению аналогичным основному ограждению. По верху ограждения может устраиваться рубеж обнаружения.

Подпунктом 12 пункта 17 Наставления предусмотрено, что ограждение запретной зоны выполняется из заборов сплошного заполнения, заборов из колючей проволоки (армированной колючей ленты) или металлической сетки высотой не менее 3,0 м. По верху ограждения запретной зоны устанавливается противопобеговый козырек, а по полотну - дополнительные инженерные заграждения. В нижней части ограждений запретных зон устанавливаются элементы инженерных конструкций для исключения возможности подлаза.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 58 Наставления ограждение внутренней запретной зоны выполняется из металлической сетки высотой не менее 3,0 м, верх ограждения оборудуется противопобеговым козырьком. На стойках ограждения внутренней запретной зоны со стороны территории объекта УИС через каждые 25 м устанавливаются предупредительные знаки. Для повышения задерживающих свойств ограждения внутренней запретной зоны его полотно усиливается сквозной прокладкой канатной проволоки диаметром 2,5 мм или наружной прокладкой нитей армированной колючей ленты.

Вышеизложенные требования по оборудованию инженерно-технических средств охраны ответчиком не исполнены, тем самым ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми фактически не обеспечило надлежащий уровень антитеррористической защищенности объектов, расположенных на его территории.

Поскольку несоблюдение перечисленных требований законодательства может повлечь угрозу совершения акта терроризма, угрозу причинения вреда лицам, пребывающим в зданиях и на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, суд считает уточненные исковые требования прокурора, изложенные в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ухтинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» удовлетворить.

Обязать ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать объект 1 категории «следственный изолятор» со стороны 1 и 2 блока административного здания протяженностью от помещения бани до караульного дворика и прилегающую к нему территорию протяженностью 227 м основным ограждением высотой не менее 4,5 м из кирпича или железобетона; выполнить ограждение внутренней запретной зоны из металлической сетки высотой не менее 3,0 м, верх ограждения оборудовать противопобеговым козырьком; на стойках ограждения внутренней запретной зоны со стороны территории объекта УИС через каждые 25 м установить предупредительные знаки; для повышения задерживающих свойств ограждения внутренней запретной зоны его полотно усилить сквозной прокладкой канатной проволоки диаметром 2,5 мм или наружной прокладкой нитей армированной колючей ленты.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2024 года.

Судья                         О.Н.Судовская

2-1018/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ухтинский прокурор по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях
Ответчики
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК
Другие
УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
Отдел вневедомственной охраны по г. Ухте - филиал ФГКУ "Управление вневедомственной охраны Войск национальной гвардии РФ по РК"
Суд
Сосногорский городской суд Республики Коми
Судья
Судовская О.Н.
Дело на сайте суда
sosnsud.komi.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.05.2024Предварительное судебное заседание
26.07.2024Предварительное судебное заседание
26.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Судебное заседание
16.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2024Дело оформлено
08.11.2024Дело передано в архив
27.11.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.11.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.12.2024Судебное заседание
02.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее