Судья Тимошина О.Н. Дело № 2-516/2024
(первая инстанция)
Дело № 33-3077/2024 (апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2024 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи – Устинова О.И.,
судей: Горбова Б.В., Савиной О.В.,
при секретаре – Уласень Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гамота А. М. на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 8 апреля 2024 года по гражданскому делу по иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Гамота А. М., третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Гагаринского района-1», Управление по тарифам города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя о возмещении затрат, возникших вследствие бездоговорной поставки и потребления тепловой энергии, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,
установила:
ФКУ «Управление Черноморского флота» обратилось в суд с иском к Гамота А.М. о взыскании убытков за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в общем размере 89.793,44 рублей, возникших вследствие бездоговорного потребления тепловой энергии по занимаемому жилому помещению – <адрес> маяк в <адрес>,
Заявленные требования мотивированы тем, что ответчиком не исполнены обязательства по возмещению истцу убытков в виде понесенных затрат на производство и поставку тепловой энергии в занимаемое жилое помещение.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 8 апреля 2024 года исковое заявление удовлетворено частично, с Гамота А.М. в пользу ФКУ «Управление Черноморского флота» взыскана задолженность по оплате за услуги теплоснабжения за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 32.524, 87 рублей, а также в доход бюджета взысканы судебные расходы в сумме 1.175,75 рублей.
В апелляционной жалобе Гамота А.М. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Считает, что иск заявлен ненадлежащим истцом, в связи с отсутствием у ФКУ «Управление Черноморского флота» доказательств, что объекты теплоснабжения закреплены на каком-либо вещном праве за учреждением. Ссылается на ответ начальника ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России от 17 апреля 2024 года, согласно которому котельная, расположенная в городе Севастополе, мыс Херсонес, передана Министерству обороны Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России.
Полагает, что суд правильно установив отсутствие каких-либо оснований для взыскания с ответчика убытков, необоснованно вышел за пределы требований заявленных истцом и перешел к рассмотрению дела в рамках правоотношений по поставке и потреблению населением коммунальной услуги – теплоснабжения. Не учел, что ФКУ «Управление Черноморского флота» не является ресурсоснабжающей организацией и относится к некоммерческой организации. Также отмечает, что суд необоснованно взял за основу расчет представленный истцом, который не соответствует расчетам за потребление услуг теплоснабжения, а также не учел доводы ответчика о том, что истцом не доказано несение им убытков, ввиду отсутствия фактических данных подачи тепла, потребления воды, электроэнергии в приведенных им расчетах в связи с отсутствием приборов их учета.
Указывает, что многоквартирные жилые дома приборами учета тепловой энергии не оборудованы, в связи с чем определить фактически переданную тепловую энергию котельной военного городка № не представляется возможным, собственными приборами учета потребления воды и электричества котельная также не оборудована. Ссылается, что услуги по теплоснабжению предоставлялись ненадлежащего качества.
Информация о порядке, способе и размере оплаты за потребленную тепловую энергию у ответчика отсутствовала.
Ходатайства ответчика об истребовании доказательств, подтверждающих убытки, безосновательно оставлены судом без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Управление Черноморского флота» ссылается на законность принятого решения, просит оставить его без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ «Управление Черноморского флота» - Карпенко А.С. полагал решение суда законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Ответчик, а также представители иных лиц участвующих в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, выслушав мнение представителя ФКУ «Управление Черноморского флота», обсудив доводы жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 34 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», граждане обязаны своевременно и в полном объеме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчик обязан произвести оплату за принятое количество тепловой энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).
Пунктом 42(1) Правил № 354 установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к указанным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Таким образом, при отсутствии приборов учета тепловой энергии, размер платы необходимо рассчитывать из нормативов потребления тепловой энергии, утверждаемых органом государственной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 – 12 настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Управляющая организация, а также товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив (далее – товарищество или кооператив) предоставляют ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
Как следует из разъяснений пункта 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 1998 года №30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Таким образом, в связи с фактическим потреблением ответчиком коммунальной услуги по теплоснабжению, в соответствии с указанными выше Правилами, договор о предоставлении такой услуги потребителю (ответчику) считается заключенным, а потому ответчик обязан производить оплату за потребленную им тепловую энергию по тарифам, установленными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что ФКУ «Управление Черноморского флота», в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 902, обеспечивает функционирование закрепленных и представленных в пользование объектов материально-технической базы; осуществляет все виды технического и тылового обеспечения.
Недвижимое имущество, расположенное на территории военных городков Севастопольского гарнизона, в том числе: казарменно-жилищный фонд, специализированный жилищный фонд, котельные и другие, в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 года № 195-РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность», передано безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно схеме теплоснабжения военных городков, по тепловым сетям от котельных Черноморского флота поступает теплоноситель не только в здания воинских частей, но и в специализированный жилищный фонд, расположенный на территории военных городков, в том числе военного городка № по <адрес>.
Гамота А.М. проживает в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> маяк, <адрес>, военный городок №, и является потребителем тепловой энергии, поступающей от оборудования котельной, находящейся в эксплуатации ФКУ «Управление Черноморского флота» в лице Квартирно-эксплуатационной части (<адрес>).
Указанный выше многоквартирный дом расположен на территории военного городка №, его отопление осуществляется котельной Черноморского флота находящейся на балансе истца.
Таким образом, судом установлено, что фактически требования истца направлены на взыскание задолженности потребителя за поставленную тепловую энергию в жилое помещение в рамках правоотношений по поставке и потреблению населением коммунальной услуги теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор найма служебного жилого помещения. Правоотношения, связанные с пользованием жилым помещением государственного жилищного фонда, предоставлением нанимателю такого жилого помещения коммунальных услуг и их оплатой регулируются исключительно нормами жилищного законодательства.
За период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года у Гамота А.М. образовалась задолженность за услуги теплоснабжения (отопления) занимаемого жилого помещения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 539, 540, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 6, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исходил из того, что жилое помещение, в котором проживает ответчик, является подключенным к сети центрального отопления, через которую осуществляется потребление тепловой энергии, в связи с чем договор теплоснабжения между истцом и ответчиком считается заключенным в силу пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является основанием для возникновения у ответчика обязанности по оплате оказанных истцом услуг поставки тепловой энергии, при этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с приказами Департамента городского хозяйства города Севастополя от 18.12.2019 № 630-ОД, от 18.12.2020 № 506-ОД, Нормативом потребления, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 № 1295-ПП, размер оплаты тепловой энергии в отношении <адрес>, площадью 50,3 кв.м., <адрес> маяк в <адрес> составляет: за январь – март 2020 года по 3.408,67 рублей ежемесячно; за апрель 2020 года – 2.272,45 рублей; за ноябрь 2020 года – 2.158,82 рублей; за декабрь 2020 года – 3.408,67 рублей, за январь - март 2021 года по 4.577,38 рублей ежемесячно; за апрель 2021 года – 3.051,59 рублей; за октябрь 2021 года – 469,55 рублей; за ноябрь – декабрь 2021 года по 4.852,02 рублей ежемесячно. Итого за период с января 2020 года по декабрь 2021 года – 45.023,27 рублей (л.д. 175, том 1).
Суд признал требования истца в части наличия у Гамота А.М. задолженности за потребленные услуги теплоснабжения занимаемого жилого помещения обоснованными, между тем удовлетворил требования частично, применив последствия пропуска истцом срока исковой давности, о чем было заявлено ответчиком, взыскал задолженность за период с 1 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 32.524,87 рублей.
Принимая во внимание, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, доводы истца о фактическом потреблении ответчиком тепловой энергии не опровергнуты, контррасчет не представлен, судебная коллегия оснований не согласиться с данными выводами не усматривает.
Довод ответчика о том, что истец просил взыскать стоимость потребленной тепловой энергии как убытки, а суд взыскал как стоимость услуг по теплоснабжению, значения не имеет, поскольку в силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным правоотношениям. В этой связи ссылка ответчика на то, что суд применил не те нормы права, которые указаны в иске, сама по себе не влечет отмену решения.
Довод ответчика, что ФКУ «Управление Черноморского флота» не вправе взыскивать долги за потребленную тепловую энергию, поскольку котельная истцу не принадлежит, несостоятелен. Материалами дела подтверждается, что здание котельной, кадастровый № находится в оперативном управлении ФГКУ «Крымской территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны России. Вместе с тем, по акту от 19 октября 2021 года и описи к нему (приложение № 1), котельная передана от ФКУ «Крымское ТУИО» Министерства обороны России в ведение войсковой части 49385, последняя в свою очередь входит в состав Черноморского флота. ФКУ «Управление Черноморского флота» согласно своему положению обеспечивает функционирование закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы, осуществляет все виды технического и тылового обеспечения.
Таким образом, ФКУ «Управление Черноморского флота» является полномочным лицом, которое вправе ставить вопрос о взыскании долга за потребленную тепловую энергию.
То обстоятельство, что ФКУ «Управление Черноморского флота» является некоммерческой организацией и в соответствии со своим Положением не имеет права осуществлять продажу сторонним потребителям тепловой энергии, не свидетельствует о том, что ответчику тепловая энергия должна поставляться бесплатно.
Каких-либо доказательств, подтверждающих несение апеллянтом расходов за потребленную тепловую энергию иным организациям, материалы дела не содержат.
Не влечет отмену решения и несогласие ответчика с произведенным расчетом тепловой энергии, а также отсутствие в многоквартирном доме приборов учета потребленной энергии.
Так, в силу положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии приборов учета тепловой энергии, размер платы необходимо рассчитывать из нормативов потребления тепловой энергии, утверждаемых органом государственной власти.
Расчет размера платы за тепловую энергию рассчитан исходя из тарифов, утвержденных органом государственной власти и используемых энергоснабжающей организацией – ГУПС «Севтеплоэнерго».
Довод ответчика о том, что истцом не направлялись платежные документы и отсутствие информации о размере оплаты, не освобождает Гамота А.М. от обязанности оплачивать потребленную тепловую энергию.
Ссылка Гамота А.М. на то, что услуги по теплоснабжению оказывались ненадлежащего качества и, что ответчик обращался по данному вопросу о перерасчете, какими-либо доказательствами также не подтверждается.
Доводов и доказательств, которые могли бы повлиять на законность вынесенного судом первой инстанции решения, не приведено.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения в соответствии с частью 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 8 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гамота А. М. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 сентября 2024 года.
Председательствующий судья О.И. Устинов
Судьи: Б.В. Горбов
О.В. Савина