Дело № 2-4272/15
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
02.09.2015 г. Екатеринбург
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Максимовой Е. В., при секретаре Тимерхановой Ю. О., с участием представителя истца Бузуновой Н. А., представителя ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга Лебедева В. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга об обязании организовать ликвидацию несанкционированной свалки,
установил:
Свердловской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга об обязании ликвидировать свалку.
В обоснование иска указал, что Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Свердловской области А. о захламлении отходами особо охраняемой природной территории областного значения «Шувакишский лесной парк».
В рамках выездной проверки с привлечением специалистов государственных казенных учреждений Свердловской области «Верх-Истеское лесничество» и «Центр экологического мониторинга и контроля Свердловской области» проведено обследование территории Шувакишского лесного парка, в ходе которого установлен факт загрязнения и захламления лесопарка твердыми коммунальными отходами в 18 выделе < № > квартала Шувакишского лесного парка Лесопаркового участкового лесничества ГКУ СО «Верх-Истеское лесничество», напротив входа в коллективный сад № 26 (СНТ «Садовод»), между железнодорожным полотном и границей участка, отведенного под рекультивацию нарушенных земель ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация». Географические координаты места складирования отходов, согласно экспертному заключению < № > от 22.05.2015: < данные изъяты > северной широты, < данные изъяты >! восточной долготы. В обозначенном месте обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, ориентировочный объем которой составляет от 30 до 49 кубических метров.
Истец, ссылаясь на то, что вышеуказанная несанкционированная свалка располагается в черте населенного пункта, в границах Орджоникидзевского района города Екатеринбурга, напротив входа в коллективные сады, а также учитывая морфологический состав отходов на свалке (твердые бытовые отходы, ветошь, мебель б/у, покрышки б/у, пищевые отходы, иной мусор из жилых помещений), пришел к выводу, об образовании данных отходов в результате жизнедеятельности населения, в первую очередь, жителей коллективных садов.
По -мнению истца, имеет место бездействие органов местного самоуправления по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории района.
Истец просил: Обязать Администрацию г. Екатеринбурга, Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной в 18 выделе < № > квартала Шувакишского лесного парка Лесопаркового участкового лесничества ГКУ СО «Верх - Исетское лесничество» напротив входа в коллективный сад № 26 (СНТ «Садовод»).
В судебном заседании представитель истца доводы иска поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать, представил отзыв, в котором указал, что земельным участком, на котором располагается свалка, распоряжается Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Управление и распоряжение земельным участком осуществляет и созданные для этих целей лесничества и лесхозы.
Представитель ответчика Администрации г. Екатеринбурга в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайств не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Верх -Истетское лесничество» в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что лесной участок в аренду не предоставлялся. В функциях ГКУ СО «Верх -Исетское лесничество» не предусмотрена деятельность по ликвидации несанкционированных свалок, уборка, а также вывоз ТБО, крупногабаритного мусора.
На ГКУ СО «Верх -Исетское лесничество» возложены полномочия по организации и ведению лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках, на которые зарегистрировано право собственности Свердловской области.
В отзыве указано, что поскольку несанкционированные свалки находятся на земельных участках, расположенных в границах муниципального образования г. Екатеринбург, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность принять меры к недопущению несанкционированного размещения отходов.
Представитель ГКУ СО «Верх -Исетское лесничество» просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российский Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Следовательно, иск направлен на защиту и восстановление прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1). Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (п. 2).
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1). Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (часть 3).
В соответствии с подпунктами 11, 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Устава Муниципального образования «Город Екатеринбург», принятого решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.1995 № 8/1 (далее - Устав), Администрация города Екатеринбурга осуществляет все организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, решениями городской Думы, правовыми актами Администрации города Екатеринбурга, в том числе: обеспечивает составление и составляет проект бюджета муниципального образования (проект бюджета муниципального образования и среднесрочного финансового плана), обеспечивает исполнение бюджета муниципального образования и составление бюджетной отчетности.
Согласно пп 12, 25 части 2 ст. 9 Устава к вопросам местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу пункта 2 статьи 60 Устава Администрация города Екатеринбурга, а также по ее поручению отраслевой, функциональный, территориальный орган Администрации города или бюджетное учреждение выступают заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Свердловской области.
В силу пункта 1, подпунктов 26, 27 пункта 6 Положения "Об администрации района города Екатеринбурга" утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6 Администрация района города Екатеринбурга образуется в соответствии с Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", является территориальным органом Администрации города Екатеринбурга и осуществляет на территории района города Екатеринбурга исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции.
Администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий, в том числе: участвует в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов; участвует в организации благоустройства и озеленения территории района.
Установлено, что в рамках выездной проверки прокуратурой с привлечением специалистов государственных казенных учреждений Свердловской области «Верх-Истеское лесничество» и «Центр экологического мониторинга и контроля Свердловской области» проведено обследование территории Шувакишского лесного парка, в ходе которого установлен факт загрязнения и захламления лесопарка твердыми коммунальными отходами в 18 выделе 8 квартала Шувакишского лесного парка Лесопаркового участкового лесничества ГКУ СО «Верх-Истеское лесничество», напротив входа в коллективный сад № 26 (СНТ «Садовод»), между железнодорожным полотном и границей участка, отведенного под рекультивацию нарушенных земель ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация». Географические координаты места складирования отходов, согласно экспертному заключению < № > от 22.05.2015: < данные изъяты > северной широты, < данные изъяты >! восточной долготы. В обозначенном месте обнаружена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, ориентировочный объем которой составляет от 30 до 49 кубических метров. Указанные обстоятельства подтверждаются экспертным заключением < № > (л. д. 13-18), фототаблицей (л. д. 19, 20), внеплановым рейдом лесничего (л. д. 10).
Следовательно, материалами дела подтверждено, не оспорено ответчиком, что по названному адресу на лесном участке, в границах особо охраняемой природной территории регионального значения «Шувакишский лесной парк» расположена свалка отходов.
В соответствии со статьей 3 Устава города в целях организации управления территория муниципального образования делится на 7 административно-территориальных единиц - внутригородских районов: Верх-Исетский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский, Чкаловский.
Территория, на которой расположена свалка, относится к территории Орджоникидзевского района.
Ответчиками в материалы дела не представлено доказательств того, что свалка ликвидирована или носит санкционированный характер.
Согласно справке директора ГКУ СО ГКУ СО «Верх -Исетское лесничество» А2. от 01.09.2015 в результате дополнительной проверки 31.08.2015 установлено, что свалка не ликвидирована.
Таким образом, свалка расположена на лесном участке, на территории населенного пункта, наличие несанкционированной свалки, отсутствие организации сбора и вывоза отходов в местах проживания людей, способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний.
Следовательно, ответчиками должна быть организована ликвидация свалки.
Довод представителя ответчика о том, что обязанность по ликвидации свалки возлагается на орган исполнительной власти, осуществляющий распоряжение земельными участками, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Исполнительный орган государственной власти Свердловской области, осуществляющий распоряжение земельными участками, находящимися в областной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не ведет хозяйственную деятельность, а осуществляет реализацию государственных полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере регулирования земельных отношений.
Довод представителя ответчика о том, что ликвидировать свалку обязано ГКУ СО ГКУ СО «Верх -Исетское лесничество» нормативного обоснования не имеет, так как согласно Уставу, утвержденному приказом Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 26.01.2015 № 54, названное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Свердловской областью, для оказания услуг, выполнения работ в целях реализации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере лесных отношений.
Администрация города Екатеринбурга осуществляет организационно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения муниципального образования в соответствии с федеральным и областным законодательством, анализ которого показал, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации среди способов защиты гражданских прав предусматривает: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, учитывая, установленные обстоятельства размещения свалки, обязанности органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 45, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Екатеринбурга, Администрацию Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной в 18 выделе < № > квартала Шувакишского лесного парка Лесопаркового участкового лесничества ГКУ СО «Верх - Исетское лесничество» напротив входа в коллективный сад № 26 (СНТ «Садовод»)
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы, прокурором принесением апелляционного представления, через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.
Судья Е.В. Максимова
Мотивированное решение составлено 07.09.2015.
Судья Е.В. Максимова