***
Мотивированное решение составлено 25 ноября 2019 года
№ 2-1628/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации18 ноября 2019 года г.Березовский
Березовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Аникиной К.С., при секретаре судебного заседания Седовой Т.А., с участием старшего помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Нурмухаметова Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа Свердловской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
установил:
прокурор г.Березовского Свердловской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Березовского городского округа Свердловской области, которым просил возложить на ответчика обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области), с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей, в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В обоснование иска истец указал, что прокуратурой г.Березовского проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Березовского городского округа обязанностей по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность, в ходе которой установлено, что канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей является бесхозяйным имуществом. Оформление муниципальной собственности на данное имущество не осуществлялось. Не обращение Администрации Березовского городского округа Свердловской области в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей. Бездействие Администрации Березовского городского округа существенно нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, защиту жизни, здоровья и личного имущества, так как возникает потенциальная угроза возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Березовского Свердловской области Нурмухаметов Н.Ф. заявленные исковые требования поддержал по доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, что подтверждается распиской. Ответчику Администрации Березовского городского округа Свердловской области было направлено исковое заявление прокурора г.Березовского Свердловской области и приложенные к нему документы, а также определение суда о подготовке дела к судебному разбирательству, в котором судом были разъяснены процессуальные права и обязанности сторон, последствия неявки лиц, участвующих в деле, распределено бремя доказывания между сторонами, порядок представления доказательств, последствия их непредставления. Представитель ответчика Администрации Березовского городского округа Свердловской области о причинах неявки в судебное заседание не сообщил, доказательств уважительности причин неявки не представил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства к суду не обращался, каких-либо ходатайств и возражений от ответчика по иску прокурора г.Березовского Свердловской области не поступало.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Комитета по управлению имуществом Березовского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора г.Березовского Нурмухаметова Н.Ф., руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав старшего помощника прокурора г.Березовского Свердловской области Нурмухаметова Н.Ф., оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Из буквального толкования п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Целью постановки на учет имущества как бесхозяйного является признание на него в дальнейшем права муниципальной собственности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: 4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения также регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии со ст.2 которого водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
В силу положений п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения.
Согласно ч.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч.6 ст.15 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, к вопросам местного значения Березовского городского округа относятся организация в границах городского округа электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах своих полномочий.
Судом установлено, следует из материалов дела, спорным является недвижимое имущество - канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей.
Согласно данным МУП БВКХ «Водоканал» канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей выявлен в качестве неучтенного участка сетей при обследовании централизованных систем холодного водоснабжения.
Согласно сведениям, представленным Филиалом «Березовское БТИ» СОГУП «Областной Центр недвижимости», канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей не состоит на техническом учете, филиал сведениями о принадлежности не располагает.
Из уведомления Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО следует, что в ЕГРН по состоянию на 20.09.2019 отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей.
По данным Межрайонной ИФНС России № 24 по Свердловской области объект недвижимого имущества - канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей - не значится.
В соответствии с сообщением Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТУ Росимущества в Свердловской области в реестре государственного имущества Свердловской области, реестре федерального имущества отсутствуют сведения о канализационном коллекторе вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей.
Прокуратурой г.Березовского Свердловской области в ходе проверки исполнения органом местного самоуправления Березовского городского округа Свердловской области обязанности по обращению бесхозяйных объектов в муниципальную собственность было установлено, что канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей в реестре недвижимого имущества не числится.
Частью 1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бремя доказывания было распределено между сторонами судом в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, при этом, на ответчика были возложены обязанности по представлению доказательств, подтверждающих надлежащее выполнение обязанности в виде обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Судом устанавливался срок для представления указанных доказательств, разъяснялись последствия непредставления доказательств в установленный судом срок, представитель ответчика в судебное заседание не явился, истец согласился на окончание рассмотрение дела при исследованных судом доказательствах.
Принимая во внимание, что канализационный коллектор вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей выявлен в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, при этом до настоящего времени Администрацией Березовского городского округа на основании ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации мер по постановке данного имущества в качестве бесхозяйного на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, не предпринято, доводы прокурора о необходимости возложения на ответчика обязанности обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, являются обоснованными, а требования иска - подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд также считает возможным, с учетом заявленных требований, характера обязанности, порядка ее исполнения, установить ответчику срок для исполнения возложенной судом обязанности - в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, данный срок при установленных обстоятельствах является разумным.
В соответствии с ч.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Иных исковых требований в рамках настоящего гражданского дела истцом прокурором г.Березовского Свердловской области не заявлено.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, обе стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.12,35,56,57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Березовского Свердловской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Березовского городского округа Свердловской области о возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - удовлетворить.
Обязать Администрацию Березовского городского округа Свердловской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - канализационного коллектора вдоль Березовского тракта от камеры гашения напора в районе границ МО «г.Екатеринбург» и МО «г.Березовский» до ул.Энергостроителей.
Стороны и другие лица, участвующие в деле, могут подать на указанное решение апелляционную жалобу в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Березовский городской суд Свердловской области.
Председательствующий судья: п/п К.С. Аникина
*** *** *** *** |
*** *** *** *** *** |
*** *** *** *** |