Копия
Дело № 33а-1763/2017 Председательствующий в
Категория 014а первой инстанции Прохорчук О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2017 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Кондрак Н.И.,
судей Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Кондратовой Е.В.
с участием представителей:
административного истца ФИО8,
административного ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент сельского хозяйства города Севастополя, Управление земельного контроля города Севастополя, Государственное казенное учреждение Севастополя «Севастопольское лесничество» о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя – ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.03.2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Кондрак Н.И., выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить решение Севреестра № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке расположенном по адресу г.Севастополь, <адрес>, возложить на ответчика обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о названном земельном участке и выдать кадастровый паспорт объекта недвижимости.
В обоснование административного иска ФИО1 указывает, что на основании государственного акта на право собственности, она является собственником вышеуказанного земельного участка.
Таким образом, решение Севреестра об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости является незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.03.2017 года административный иск ФИО1 удовлетворен, признано незаконным и отменено решение Севреестра № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
На Севреестр возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу г.Севастополь, <адрес>, принадлежащем ФИО1, и выдачи кадастрового паспорта.
С Севреестра в пользу ФИО1 взысканы судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Севреестра подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что с целью недопущения нарушения действующего законодательства, в Севреестр поступили сведения из Управления земельного контроля города Севастополя, согласно которых земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, <адрес>, расположен на землях лесохозяйственного назначения, при этом информация об изъятии данного земельного участка из земель лесхоза отсутствует.
Кроме того, на момент вынесения решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.03.2017 года в Едином государственном реестре недвижимости уже содержались сведения о вышеуказанном земельном участке, которые были внесены в реестр на основании Государственного контракта на оказание услуг «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя в Государственный кадастр недвижимости» №25-ГК от 03.09.2015 года с целью переноса сведений архивов территориальных органов Украины, прекративших свою деятельность на территории города Севастополя.
Передача земельного участка административному истцу осуществлена в нарушение порядка определения и отнесения земельных участков к соответствующей категории земель, установленных ст.ст.19, 20, 38, 39, 51, 52, 83 Земельного кодекса Украины, так как категория земель, к которой отнесен спорный земельный участок, не соответствует категории земель, установленной Генеральным планом Севастополя.
В соответствии с п.5 Переходных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства и на данный момент в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, расположенном по адресу Российская Федерация г. Севастополь, <адрес>, кадастровый № с разрешенным использованием земельного участка - «отдых «рекреация», «использование лесов».
Представитель Севреестра в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст.150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, пояснения явившихся лиц, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что ФИО1 является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу г. Севастополь, <адрес>, что подтверждается Государственным актом на право собственности на земельный участок серии ЯИ № от ДД.ММ.ГГГГ, который выдан на основании решения Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку присвоен кадастровый номер, право собственности на названный земельный участок зарегистрировано в Поземельной книге ДД.ММ.ГГГГ за реестровым номером №. Таким образом, указанный земельный участок является ранее учтенным.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 – ФИО5 обратился в Севреестр с заявлением № о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – вышеуказанном земельном участке, к которому приложил государственный акт на право собственности на земельный участок.
Решением Севреестра № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по основаниям п.1 ч.17 ст.45 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастра недвижимости» - несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания, в частности, по имеющимся в Севземконтроле сведениям указанный земельный участок расположен на землях лесохозяйственного назначения, информация об изъятии из земель лесхоза отсутствует /л.д.16/.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административного исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьёй 12 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 2 статьи 2 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.
Согласно Постановлению Правительства Севастополя №202 от 07.08.2014 года «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав», договор купли-продажи и государственный акт на право собственности на земельный участок, изданный (выданный) в установленном порядке на территории города Севастополя до 18.03.2014 года, включены в число документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав.
Согласно ч.ч.2, 3 ст.8 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» в срок до 1 января 2017 года орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, включает в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей статьей особенностей и предусмотренного статьей 7 Закона о кадастре состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:
1) внесение в реестр объектов недвижимости соответствующего кадастрового округа сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров, в порядке, установленном Законом о кадастре, с учетом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости кадастровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
При поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, обеспечивает включение сведений и документов о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 45 Закона о кадастре, в срок не более тридцати календарных дней со дня получения органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, соответствующих документов на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству.
В случае, если перечисленные документы не выявлены в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости приостанавливается на срок не более месяца, при этом заявителю предлагается представить указанные в его заявлении документы. В случае непредставления заявителем указанных им в заявлении документов, органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, принимается решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно обжалуемого решения, в постановке на кадастровый учет отказано по пункту 1 части 17 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания. При этом никаких сведений о несоответствии представленных истцом документов (государственного акта о праве собственности на землю) требованиям, установленным действовавшим в городе Севастополе на момент их издания законодательством Украины, оспариваемое решение не содержит.
Доказательств, подтверждающих несоответствие по форме или содержанию документов, представленных истцом для внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости требованиям действующего в момент их издания законодательства, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя не предоставлено.
Соответственно, решение об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет по изложенным в нем основаниям не основано на законе.
На основании вышеизложенного, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, установив нормы законодательства, подлежащие применению, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 61 Постановления Пленума Верховного суда РФ №36 от 27.09.2016 года «О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет по изложенным в нем основаниям не основан на законе, а исковые требования административного истца в указанной части счел подлежащими удовлетворению.
При этом судом не учтено, что до вынесения судебного решения в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о земельном участке № расположенный в <адрес>, г.Севастополь площадью <данные изъяты>., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для индивидуального дачного строительства, присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.138/.
Таким образом, поскольку сведения о земельном участке, расположенном по адресу г. Севастополь, <адрес> в настоящее время административным ответчиком внесены в Единый государственный реестр недвижимости и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению не имеется, требования административного иска в этой части удовлетворению не подлежали.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Севреестр внести государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости не может считаться законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.03.2017 года, в части возложения на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу г.Севастополь, <адрес>, принадлежащем ФИО1, и выдачи кадастрового паспорта – отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий /подпись/ Н.И. Кондрак
судьи /подпись/ Т.А. Артамонова
/подпись/ Т.Н. Дудкина
Копия верна
судья Н.И. Кондрак