Отметка об исполнении дело № 2-3809/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года г. Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе :
Председательствующего судьи Персидской И.Г.
При секретаре Фокиной И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокина П.В. к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭК -3» о восстановлении нарушенных прав собственников и перерасчете коммунальных платежей, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
Установил:
Собственники помещений многоквартирного жилого дома <адрес> в лице уполномоченного представителя председателя МКД Сорокина П.В. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭК -3» о восстановлении нарушенных прав собственников и перерасчете коммунальных платежей, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, указав следующее.
Собственники помещений многоквартирного дома <адрес>, в соответствии с Жилищным кодексом РФ на общем собрании приняли решение об избрании способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и заключили договор № 2 управления многоквартирным домом 01.01.2015 года с управляющей организацией ООО «ЖЭК-3».
Согласно договору управления многоквартирным домом, управляющая организация несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статей 161, 162 ЖК РФ, управляющие организации должны предоставлять жителям многоквартирных домов весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования.
В соответствии с пунктом 68 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее Постановление № 442) исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор электроснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124.
Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета, используемых энергетических ресурсов. В многоквартирном <адрес> установлен общедомовой (коллективный) прибор учета электрической энергии. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Фактический объем потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета. Полученный фактический объем потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества многоквартирного дома распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающая организация ПАО «ТЫС энерго Ростов-на-Дону» ежемесячно в квитанциях на оплату электроэнергии размещает сведения об объеме электроэнергии поставленной в многоквартирный <адрес> на содержание общего имущества, рассчитанного в соответствии с показаниями общедомового (коллективного) прибора учета.
Управляющая организация ООО «ЖЭК-3» в период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 года производила начисления и предъявляла к оплате собственникам дома платежные документы за электроэнергию, потребленную на содержание общего имущества дома в объеме, превышающим фактическую величину поставленной электроэнергии и рассчитанную ПАО «ТНС энерго Ростов-на- Дону» в соответствии с показаниями общедомового прибора учета.
Так, в соответствии с расчетами ресурсоснабжающей организации ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», произведенными на основании показаний общедомового прибора учета в период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 года в многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес> на содержание общего имущества было поставлено 33879,67 кВт электроэнергии.
Управляющая организация ООО «ЖЭК-3» в период с 01.01.2017 г. по 30.11.2017 г. произвела начисления и выставила платежные документы собственникам для оплаты за электроэнергию на содержание общего имущества дома в объеме 93820,44 кВт. Таким образом, управляющая организация ООО «ЖЭК-3» в период с 01.01.2017г. по 30.11.2017 г. произвела начисления и потребовала собственников жилых и нежилых помещений оплатить не потребленную электроэнергию на содержание общего имущества дома сверх показаний общедомового прибора учета в объеме 59940,77 кВт.
Согласно Постановлению Региональной Службы по тарифам Ростовской области № 80/21 от 29.12.2016 года «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Ростовской области» стоимость 1 кВт потребленной электроэнергии с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. составляла 3,60 рубля, с 01.07.2017 по 31.12.2017 г. соответственно 3,72 рубля.
С января 2017 года по ноябрь 2017 года управляющая организация ООО «ЖЭК-3» выставила собственникам дома платежные документы для оплаты за не потребленную электроэнергию в количестве 59940,77 кВт на сумму 219211,28 рублей, в том числе: с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. 31403,24 кВт на сумму 113051,664 рубля.
(7690,2 х 5 + 9228,24) х 3,60-(2433+2918+2195+2745+4473+1512) х 3,60 =113051,664 с 01.07.2017 г. по 30.11 2017 г. 28538,87 кВт на сумму 106159,614 рубля.
(9228,24 х 5) х 3,72 - (3508+5466+3476,67+2938+2215) х 3,72 = 106159,614
Таким образом, произошло необоснованное обогащение ООО «ЖЭК-3» за счет потребителя. Собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного <адрес> было оплачено 59940,77 кВт электроэнергии сверх показаний общедомового прибора учета и фактически не потребленной. Учитывая, что общая площадь жилых и нежилых помещений <адрес> составляет 10450,4 кв. метра, как обозначено в квитанциях на оплату, собственникам помещений за период с 01.01.2017 г. по 30.11.2017 г. излишне начислено и предъявлено к оплате по 5,736 кВт электроэнергии (59940,77 : 10450,4 = 5,736) или по 20,98 рубля (219211,28 : 10450,4 =20,98) на каждый квадратный метр площади принадлежащего собственникам жилого и нежилого помещения.
Действия управляющей организации ООО «ЖЭК-3» по начислению и требованию оплаты за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества дома в объеме, превышающем показания общедомового прибора учета и не поставленные в многоквартирный дом гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» на содержание общего имущества дома незаконны.
Управляющей организацией ООО «ЖЭК-3» 01.01.2017 года заключен договор энергоснабжения для исполнителей коммунальных услуг № 220101206 с гарантирующим поставщиком ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» на поставку коммунального ресурса - электрической энергии в целях индивидуального потребления электрической энергии Потребителями Покупателя и потребляемую при содержании общего имущества дома. В соответствии с пунктом 4.3.1 Покупатель обязан оплачивать гарантирующему поставщику фактический объем электрической энергии. Фактический объем поставленной по договору электрической энергии определяется исходя из показаний приборов учета.
Согласно приложению № 1 к договору энергоснабжения, определение объема и стоимости электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества дома и подлежащей оплате управляющей организацией, осуществляется на основании показаний прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки электрической энергии собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, управляющая организация производит оплату гарантирующему поставщику за фактический объем электроэнергии, поставленной на содержание общего имущества дома.
Денежные средства за фактически не предоставленную услугу за период с 01.01.2017 г. по 30.11.2017 г. в объеме 59940,77 кВт электроэнергии на сумму 219211,28 рублей, с собственников дома получены управляющей организацией незаконно. Кроме того управляющая организация пользовалась незаконно полученными средствами в период с 11.02.2017 года по 08.11.2018 года.
Собственники помещений многоквартирного <адрес> по адресу: <адрес> исполнили свои обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, заключив 01.01.02015 г. договор управления домом с управляющей организацией ООО «ЖЭК-3», на которую законом возложена обязанность по надлежащему содержанию общего имущества дома, за проведение мероприятий по энергосбережению.
Просит признать действия управляющей организации ООО «ЖЭК-3» по начислению в период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 г. собственникам жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальный ресурс (электроэнергию) на содержание общего имущества дома сверх показаний общедомового прибора учета - электроэнергию, не поставленную в многоквартирный дом ресурсоснабжающей организацией и не потребленную на содержание общего имущества дома незаконными.
Обязать ответчика - управляющую организацию ООО «ЖЭК-3» произвести всем собственникам жилых и нежилых помещений <адрес> по адресу: <адрес> за период с 01 января 2017 года по 30 ноября 2017 года перерасчет платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, исходя из фактического объема потребленной электроэнергии, согласно показаниям общедомового (коллективного) прибора учета и возместить проценты за пользование денежными средствами собственников помещений.
Впоследствии истцом уточнены исковые требования. В связи с тем, что до начала судебного производства ответчик произвел перерасчет за не предоставленный коммунальный ресурс (электроэнергия на общедомовые нужды с января по ноябрь 2017 года в объеме 59940,77 кВт на сумму 219211,28 рублей), уменьшает исковые требования на сумму основного долга 219211,28 руб. по данному требованию и настаивает на взыскании процентов за пользование денежными средствами собственников помещений в размере 22 402,84 руб., исходя из 2,14 руб. на 1 квадратный метр жилого и нежилого помещения.
Кроме того, истцом выявлены другие нарушения начисления оплаты за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, а именно, расход холодной воды и отведение холодной воды на содержание общедомового имущества в период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года не ограничивался нормативом потребления.
С 1 января 2017 г. изменился порядок начисления и расчета коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества. С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Первоначальное включение было 1 января 2017 года. 4 апреля 2017 года было доведено общее собрание собственников, на котором было вынесено решение о распределении объема коммунальных услуг фактически потребленных на содержание общего имущества по показаниям общедомового прибора учета между потребителями, пропорционально размеру общей площади, принадлежащего собственникам. Протокол собрания был передан в управляющую организацию в установленном порядке. Однако управляющая организация не приняла решение этого собрания, ссылаясь на Постановление Правительства № 1498 и продолжала по 30 ноября 2017 года начислять плату за расходы на содержание общедомового имущества согласно этому постановлению, в пределах норматива.
Ни жилищное, ни гражданское законодательство РФ не предусматривает применение новых норм, распространяющих свое действие на ранее возникшие отношения, к тем правам и обязанностям, которые возникли до вступления указанных норм в силу. То есть расчет платы за коммунальные ресурсы в целях использования общего имущества за период до 10.08.2017 г должен осуществляться из норматива потребления, с 10.08.2017 года расчет возможен исходя из показаний коллективного прибора учета при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, принятого после 10.08.2017 года.
2 декабря 2017 года было проведено общее собрание собственников и принято решение - установить (утвердить) плату за общедомовые расходы по электроэнергии на основании показаний общедомового прибора учеса. С 1 декабря 2017года управляющая организация производила расчет по всем коммунальным ресурсам на содержание общедомового имущества по показаниям общедомового прибора учета, но без ограничения нормативом. Общее собрание собственников помещений дома не принимало решения о включении в оплату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
С момента заключения договора управления проверки индивидуальных приборов учета управляющей организацией проведено не было. Кроме того, в извещениях на оплату отсутствует информация о текущих показаниях общедомовых приборов учета расхода коммунальных ресурсов. Не предоставление указанной выше информации является нарушением правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений и исключает возможность контроля правильности расчетов за коммунальные услуги со стороны собственников. Превышение норматива более чем в 10 раз имело место даже в зимние месяцы.
За период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года управляющая организация выставила счета на оплату собственникам помещений по холодному водоснабжению и водоотведению на содержание общедомового имущества объемы, превышающие норматив потребления по холодному водоснабжению - 2700,882 м3, по водоотведению холодной воды - 2512,196 м3, на сумму 141023,43 рублей. На основании ст. 157, ч. 6 Федерального закона № 485-ФЗ от 31.12.2017 г. управляющая организация обязана выплатить штраф в пользу собственников в размере 50% от величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги, который составляет 70511,71 руб.
Расчет за потребленную электроэнергию на содержание общедомового имущества в период с сентября по ноябрь 2018 года произведен неверно.
Показания электросчетчиков ежемесячно, ресурсоснабжающая организация выставила счета потребителям, не передавшим показания счетчиков, с нулевыми суммами за этот период. В связи с чем, объем общедомовых расходов по электроэнергии за июль 2018 года в несколько раз превысил фактический среднемесячный объем и составил 11946 кВт. На заявление о требовании выполнить перерасчет управляющая компания ответила отказом.
Уменьшает размер исковых требований по перерасчету расхода электроэнергии на содержание общедомового имущества за период с января по ноябрь 2017 года на сумму основного долга 219211,28 руб., просит взыскать проценты за пользование денежными средствами собственников помещений в размере 22402,84 руб., из расчета 2,14 руб. на 1 квадратный метр жилого и нежилого помещения.
Признать действия управляющей организации ООО «ЖЭК-3» по начислению в период с 01.12.2017 года по 30.11.2018 г. собственникам жилых и не жилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение и водоотведение холодной воды на содержание общего имущества дома сверх установленного норматива незаконными.
Признать действия управляющей организации ООО «ЖЭК-3» по начислению в период с 01.09.2018 года по 30.11.2018 г. собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальный ресурс (электроэнергию) на содержание общего имущества дома без учета фактической переплаты незаконными. т
Обязать ответчика управляющую организацию ООО «ЖЭК-3» произвести всем собственникам жилых и не жилых помещений <адрес> по адресу: <адрес> за период с 01 декабря 2017 года по 30 ноября 2018 года перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение холодной воды, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в пределах действующих нормативов потребления, выполнить перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с 01 сентября по 30 ноября 2018 года с учетом имеющейся переплаты на 1 сентября 2018 г., взыскать штраф в пользу собственников в размере 50% от величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги.
В судебном заседании истец Сорокин П.В. на иске настаивает, пояснив, что первоначальные требования собственников были удовлетворены ответчиком добровольно в части перерасчета оплаты коммунальных платежей по электроэнергии. Поскольку требования в части уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами не выполнены, он настаивает на этой части первоначальных требований. Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, исходя из расчета 2, 14 рубля за квадратный метр считает надлежащим, просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.
Представитель ответчика ООО «ЖЭК-3» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что управляющая компания произвела перерасчёт платы за коммунальный ресурс (электроэнергию) за период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 г. собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>. Требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами считает необоснованными, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что истец произвел оплату за период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 г сумм, указанных в квитанции. Полагает, что при уточнении иска были изменены основания и предмет исковых требований, в связи с чем уточненные исковые требования не могут быть приняты в рамках данного дела.
На основания определения Волгодонского районного суда исковые требования собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> оставлены без рассмотрения.
Поскольку Сорокин П.В., является одним из собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, суд рассматривает только исковые требования Сорокина П.В., как заявленные от своего имени.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Сорокина П.В., по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Как следует из части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления, многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов,
2) потребляемых при использовании и содержании общего имущества в
многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 9.3 ст. 156 ЖК РФ при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды применительно к многоквартирному дому, оборудованному коллективным (общедомовым) прибором учета, предусмотрено пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Как следует из пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к указанным Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Согласно подпункту «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Частью 10 статьи 12 названного федерального закона предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм законодателем осуществлено регулирование соответствующих общественных отношений посредством определение предельного максимального размера указанных расходов, включаемых первоначально в плату за содержание жилого помещения, что не исключает для определенного случая меньший, а именно фактический, размер этих расходов, который может быть ниже размера норматива.
Системное толкование приведенных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержание общего имущества в многоквартирном доме может составлять меньшую величину, чем размер норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Таким образом, в случае, если объем коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества, рассчитанный по показаниям коллективной: (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, предъявляемый к оплате собственникам помещений, будет ниже, чем рассчитанный по нормативу потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме должен определяться исходя из объема их фактической потребления, определенного по показаниям таких приборов учета.
Из материалов дела видно и представителем ООО «ЖЭК-3» не оспаривается, что ответчик, осуществляя управление спорным многоквартирным домом, начислял в период с января 2017 года собственникам плату за электрическую энергию, использованную на содержание общего имущества, исходя из норматива потребления и без учета показания коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии. Объем электрической энергии, потребленный в период с января 2017 года в целях содержания общего имущества собственниками многоквартирного дома, рассчитанный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, меньше объема потребления, рассчитанного исходя из норматива потребления, который управляющая компания указала в счетах, выставленных собственникам, что подтверждено в судебном заседании представителями ответчика.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что ответчик ООО «ЖЭК-3», в нарушение вышеприведенных норм закона, в составе платы за содержание жилого помещения предъявил истцу за спорный период сумму расходов на электрическую энергию за содержание общего имущества многоквартирного дома, исчисленную по нормативу потребления коммунальных услуг, не учитывая при этом фактические показания общедомовых приборов учета. Применяя нормативы по электроэнергии, установленные Правительством Ростовской области, управляющая организация незаконно начисляла для оплаты объем электроэнергии, непоставленной ресурсоснабжающей организацией в <адрес> в <адрес> и непотребленной на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку в данном случае в доме имеется коллективный (общедомовой) прибор учета, ответчик » должен был производить начисление платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме утвержденного Правительством Ростовской области.
В ходе проведения досудебной подготовки истец Сорокин П.В. пояснил, что ответчиком до обращения истца в суд выполнены требования о перерасчете платы по электроэнергии, однако, от исковых требований в указанной части не отказался, в связи с чем в указанной части иска следует отказать.
Рассматривая требования истца Сорокина П.В. о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с начислением платы за электроэнергию, потребленную в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, сверх показаний общедомового (коллективного) прибора учета суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в этой части по следующим основаниям.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, подлежат уплате:
1) на сумму долга в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате;
2) независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
Проценты по ст. 395 ГК исчисляются только на сумму чужих денежных средств, неправомерно неуплачиваемых или удерживаемых. Поэтому в предмет доказывания входит факт получения и неправомерного удержания ответчиком денежных сумм.
Между тем, истцом не представлено доказательств оплаты коммунальных платежей по электроэнергии сверх показаний общедомового прибора учета за период с 01.01.2017 года по 30.11.2017 года.
Уточнение Сорокиным П.В. исковых требований, а именно о признании действий управляющей организации ООО «ЖЭК-3» по начислению в период с 01.12.2017 года по 30.11.2018 г. собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальный ресурс холодное водоснабжение и водоотведение холодной воды на содержание общего имущества дома сверх установленного норматива незаконными, признании действий управляющей организации ООО «ЖЭК-3» по начислению в период с 01.09.2018 года по 30.11.2018 г. собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме платы за коммунальный ресурс (электроэнергию) на содержание общего имущества дома без учета фактической переплаты незаконными, обязании произвести за период с 01 декабря 2017 года по 30 ноября 2018 года перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение холодной воды, потребленные в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в пределах действующих нормативов потребления, выполнить перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды в период с 01 сентября по 30 ноября 2018 года с учетом имеющейся переплаты на 1 сентября 2018 г., взыскании штрафа не принимаются судом к рассмотрению, поскольку указанным уточнением изменены предмет и основание первоначальных исковых требований, что не допускается ст. 39 ГПК РФ, согласно части 1 которой истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░ -3» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░