К делу № 2-5192/2024
УИД № 61RS0022-01-2024-006315-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Таганрог, Ростовская область 05 ноября 2024 года
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Сысоевой Е.Е.,
при секретаре судебного заседания Гальцовой А.А.,
с участием представителя истца Никулиной Е.А., действующей на основании доверенности от 18.07.2023.
представителя ответчика Федорцова В.А., действующего на основании доверенности от 12.11.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» к Федорцовой Елене Михайловне о взыскании задолженности по оплате поставленного газа,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» обратилось в суд с настоящим иском, указав в обоснование своих требований на следующие обстоятельства.
Между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и Федорцовой Е.М. заключён договор поставки газа № 43-3-09747/24 от 02.10.2023, по условиям которого истец обязан поставлять, а ответчик получать (выбирать) и оплачивать газ. Поставленный газ ответчик использовал не для личных коммунально-бытовых нужд. Из приложения № 1 к договору № 43-3-09747/24 следует, что газ поставляется на объект, расположенный по адресу: <адрес>. По указанному адресу располагается нежилое здание, используемое ответчиком для осуществления предпринимательской деятельности (магазин).
В феврале – апреле 2024 года ответчику было поставлено 5,270 тыс. куб.м. газа.
Расчёт объёма поданного газа в спорный период произведен истцом по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования на основании акта № 2590010 от 28.11.2023 и п. 4.14 договора поставки газа № 43-3-09747/24.
Стоимость поставленного газа ответчику в спорный период составляет 79368,85 руб., что подтверждается универсальными передаточными документами.
Однако, оплата поставленного газа в спорный период произведена ответчиком частично в сумме 1,44 руб.
По изложенным основаниям истец просит суд взыскать с Федорцовой Е.М. в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» задолженность по оплате поставленного газа в феврале-апреле 2024 года в размере 79367,41 руб., пени за просрочку оплаты за период с 26.03.2024 по 26.06.2024 в размере 4266,15 руб., судебные расходы, понесённые по оплате государственной пошлины, в размере 2709 руб.
В судебном заседании представитель истца Никулина Е.А., действующая на основании доверенности от 18.07.2023, исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, указав, что прибор учета установлен на объекте нежилого фонда, использовался для потребностей в коммерческих целях, но не приводил объем потребляемого газа к стандартным условиям по давлению, в связи с этим применяется иной расчет к данной категории потребителей.
В судебное заседание ответчик Федорцова Е.М. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, явку в судебное заседание своего представителя с надлежащим образом оформленными полномочиями обеспечила.
Представитель ответчика Федорцов В.А., действующий на основании доверенности от 12.11.2019, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснив, что за период 2021 и 2022 имеется переплата, в связи с этим задолженность отсутствует, счетчик соответствует метрологическим требованиям, установленным законодательством РФ. Просил в иске отказать.
Дело рассмотрено в отсутствии неявившегося ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы гражданского дела № 2-5192/2024, представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно п. 1 и 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Частью 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ, газоснабжение входит в состав платы за коммунальные услуги.
Согласно ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п.22 Правил поставки газа в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы права Приказом Министерства энергетики РФ от 30 декабря 2013 г. № 961 были утверждены Правила учета газа.
Согласно п. 1.6 Правил учета газа, средства измерений и (или) технические системы и устройства с измерительными функциями, применяемые для учета газа в сферах государственного регулирования, должны отвечать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации установлены Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» №102-ФЗ.
В соответствии со ст. 9 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Федеральным законом от 27.10.2020 № 348-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» были внесены изменения в ч. 5 ст.5 102-ФЗ, согласно которым Правительством Российской Федерации в целях, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в областях, указанных в пунктах 1-3, 5-9, 11-17, 19 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, с указанием обязательных метрологических требований к измерениям, в том числе показателей точности измерений. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 4, 10 и 18 части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений.
Во исполнение указанной нормы права Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 года № 1847 был утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. При этом в преамбуле данного постановления указано, что обязательные метрологические требования к измерениям, установленные настоящим перечнем, распространяются на измерения, выполняемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В соответствии с п. 6.7.2 указанного постановления для всех средств измерения объема газа горючего природного (природного газа) с диапазоном расхода газа до 10 м3/ч установлены пределы допустимой погрешности ± 4%.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами, что 02.10.2023 между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и Федорцовой Е.М. заключён договор поставки газа № 43-3-09747/24, согласно условиям которого истец обязан поставлять, а ответчик получать (выбирать) и оплачивать газ. Поставленный газ ответчик использовал не для личных коммунально-бытовых нужд. Из приложения № 1 к договору № 43-3-09747/24 следует, что газ поставляется на объект, расположенный по адресу: <адрес>. По указанному адресу располагается нежилое здание, используемое ответчиком для осуществления предпринимательской деятельности (магазин).
В феврале – апреле 2024 года ответчику было поставлено 5,270 тыс. куб.м. газа.
Сводные акты поданного – принятого газа до настоящего времени ответчиком не подписаны.
Расчёт объёма поданного газа в спорный период произведен истцом по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования на основании акта № 2590010 от 28.11.2023 и п. 4.14 договора поставки газа № 43-3-09747/24.
Для учета поставляемого газа на объекте ответчика установлен прибор учета газа СГБЭТ G2,5 с зав. №.
В соответствии с п. 3.1 договора поставки газа поставка газа производится в соответствии с Правилами поставки газа в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162.
Согласно законодательству измерение объема газа может производиться только теми средствами измерения (приборами учета), предельно допустимая относительная погрешность измерений объема газа которых соответствует Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2020 года № 1847.
В соответствии с описанием типа на средство измерения СГБЭТ G2,5, указанный прибор имеет следующие значения погрешности при эксплуатации: в диапазоне Q min < Q < 0,1 Qnom – ±5, в диапазоне 0,1Q nom < Q < Q min – ±3.
Таким образом, при расходе газа в диапазоне от 0, 025 м.куб/час до 0,25 м.куб/час (минимальное горение) погрешность прибора учета газа ответчика составляет ±5, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2020 года № 1847.
Согласно п. 4.3 договора поставки газа за единицу объема принимается 1 м.куб. газа при стандартных условиях: температура + 20 °С, давление 101, 325 кПа.
Согласно описанию типа средства измерения СГБЭТ G2,5, а также коммерческому паспорту на прибор, последний оснащен только функцией термокомпенсации. Однако к стандартным условиям по давлению указанный прибор рабочие объемы газа не приводит.
Следовательно, применение указанного средства измерения для осуществления коммерческих расчетов не допускается.
Из акта проверки узла учета газа от 28.11.2023 следует, что у ответчика находится следующее неопломбированное газопотребляющее оборудование: котел КС ГВ 030 СП Житомир-3 с мощностью – 3,43 м3/ч (л.д.27).
В спорный период расчет потребленного газа по максимальной проектной мощности неопломбированного газоиспользующего оборудования составил:
с 01.02.2024 по 29.02.2024 – 3,43 х 24 х 29 = 3,39 тыс. м3;
с 01.03.2024 по 31.03.2024 – 3,43 х 24 х 31 = 2,55 тыс. м3;
с 01.04.2024 по 04.04.2024 – 3,43 х 24 х 4 = 0,33 тыс. м3.
Стоимость поставленного газа ответчику в феврале – апреле 2024 года составляет 79368,85 руб., что подтверждается универсальными передаточными документами (л.д.33-35).
Оплата поставленного газа в спорный период произведена Федорцовой Е.М. частично в сумме 1,44 руб. (л.д.40).
Таким образом, сумма задолженности Федорцовой Е.М. по оплате поставленного газа в феврале – апреле 2024 года составляет 79367,41 руб.
Представленный истцом расчет задолженности проверен судом, признан арифметически верным, основанным на нормах законодательства. Доводы ответчика об обратном ничем объективно не подтверждаются и поэтому не могут быть приняты во внимание. Более того, ответной стороной не представлен суду контррасчет, как и не представлено мотивированной позиции относительно правильности расчетов. Ссылки ответчика только лишь на то, что расчеты по оплате газа осуществлены не по показаниям счетчика, о фальсификации документов, а также несуществующей задолженности, суд во внимание не принимает.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
За период с 26.03.2024 по 26.06.2024 пеня за просрочку оплаты составляет 4266,15 руб. В расчете пени не имеется арифметических ошибок и ответчиком собственным расчетом не опровергнут.
Таким образом, представленными в материалы дела письменными доказательствами подтверждается, что ответчиком Федорцовой Е.М. не исполняются надлежащим образом обязательства по оплате поставленного газа в указанный период.
При этом ответчиком не представлено суду никаких относимых и допустимых доказательств надлежащего исполнения указанной обязанности.
Поскольку Федорцовой Е.М. не представлены доказательства, свидетельствующие о погашении образовавшейся задолженности, а имеющимися в деле документами доказан факт потребления ответчиком поставленного природного газа, суд признает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в указанном расчете размере.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2709 руб. Несение истцовой стороной данных расходов подтверждается представленными в материалы дела платежным поручением № 14740 от 03.07.2024 (л.д. 43).
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Федорцовой Елены Михайловны (<дата> г.р., ИНН <данные изъяты>) в пользу ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» (ИНН 6167049710) задолженность по оплате поставленного газа в феврале-апреле 2024 года в размере 79367,41 руб., пени за просрочку оплаты за период с 26.03.2024 по 26.06.2024 в размере 4266,15 руб., судебные расходы, понесенные по оплате государственной пошлины, в размере 2709 руб.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в апелляционном порядке через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Е.Сысоева
Решение изготовлено в окончательной форме 19.11.2024.