Дело № 2а-91/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года с. Шелопугино
Шелопугинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Трифонова А.Г.,
при секретаре Скажутиной Ю.Н.,
с участием представителя административного истца МКУ администрации сельского поселения «Мало-Тонтойское» Сосниной А.П., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика – судебного пристова-исполнителя отдела судебных приставов по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю Никифоровой Н.Г.,
заинтересованного лица - прокурора Шелопугинского района Иванова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального казенного учреждения администрации сельского поселения «Мало-Тонтойское» к отделу службы судебных приставов судебных приставов по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
У с т а н о в и л:
МКУ администрация сельского поселения «Мало-Тонтойское» обратилась в суд с административным иском об освобождении от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, мотивируя тем, что на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №. Судебным приставом-исполнителем от 21.03.2018г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000 рублей. Администрацией сельского поселения «Мало-Тонтойское» раздел «Сельское поселение «Мало-Тонтойское» на официальном сайте муниципального района «Шелопугинский район» приведен в соответствие с требованием законодательства, также на официальном сайте муниципального района «Шелопугинский район» в разделе «Сельское поселение «Мало-Тонтойское» размещены сведения о деятельности органа местного самоуправления. Взыскание исполнительного сбора еще более усугубит тяжелое материальное положение, сложившееся в сельском поселении.
В ходе судебного рассмотрения, представитель административного истца МКУ администрации муниципального района «Шелопугинский район» Соснина А.П. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика - отдела судебных приставов по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю Никифорова Н.Г. в судебном заседании с иском не согласилась, суду пояснила, что должник решения суда исполнил не в полном объеме, вместе с тем, возможности для надлежащего исполнения решения имелись. Но учитывая финансовую не состоятельность должника, считает возможным снизить размер исполнительского сбора на одну четверть, т.е. до 37 500 рублей.
Прокурор Иванов Р.А. в судебном заседании поддержал позицию представителя административного ответчика, считал возможным требование административного истца удовлетворить частично, т.е. снизить размер исполнительского сбора на одну четверть.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и проанализировав доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
Решением Шелопугинского районного суда Забайкальского края от 19.07.2017г. административный иск прокурора Шелопугинского района Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению Администрации сельского поселения «Мало-Тонтойское» Шелопугинского района Забайкальского края о признании бездействия по не размещению в полном объеме на официальном сайте сведений о деятельности органа местного самоуправления незаконным, и обязать привести официальный сайт в соответствии с требованиями законодательства – удовлетворен.
Бездействие Муниципального казенного учреждения Администрации сельского поселения «Мало-Тонтойское» Шелопугинского района Забайкальского края, по не размещению в полном объеме сведений, предусмотренных законодательством о деятельности органа местного самоуправления» в разделе «Сельское поселение «Мало-Тонтойское» на официальном сайте муниципального района «Шелопугинский район» признано незаконным.
На Муниципальное казенное учреждение Администрацию сельского поселения «Мало-Тонтойское» Шелопугинского района Забайкальского края возложена обязанность в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, привести раздел «Сельское поселение «Мало-Тонтойское» на официальном сайте муниципального района «Шелопугинский район» в соответствие с требованиями законодательства, и разместить на официальном сайте муниципального района «Шелопугинский район» http://shelopugino.ru в разделе «Сельское поселение «Мало-Тонтойское», сведения о деятельности органа местного самоуправления, а именно:
информацию об органе местного самоуправления;
информацию о нормотворческой деятельности;
информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;
статистическую информацию о деятельности органа местного самоуправления, в том числе: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы; номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан;
перечни услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Решение суда вступило в законную силу 22.08.2017г., на основании решения суда выдан исполнительный лист, на основании которого 27.08.2017г. судебным приставом-исполнителем по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № (л.д. 31).
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве, при этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства указано, что должнику установлен 5-тидневнй срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии настоящего постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 21.03.2018г. года на учреждение наложено денежное взыскание в виде исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 3-4).
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный приставом-исполнителем, истец указал, что должником предпринимались все зависящие от учреждения меры для надлежащего исполнения возложенных обязанностей, а именно, приведен раздел «Сельское поселение «Мало-Тонтойское» на официальном сайте муниципального района «Шелопугинский район» в соответствие с требованиями законодательства, на официальном сайте муниципального района «Шелопугинский район» http://shelopugino.ru в разделе «Сельское поселение «Мало-Тонтойское», размещены сведения о деятельности органа местного самоуправления.
Однако, доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение судебного постановления, суду не представлены.
Вместе с тем, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Принимая во внимание, что должником принимались меры для надлежащего исполнения возложенных обязанностей, содержащихся в исполнительном документе, учитывая финансовое положение административного истца, суд приходит к выводу о возможном частичном удовлетворении заявленного требования, а именно уменьшение размера исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Муниципального казенного учреждения администрации сельского поселения «Мало-Тонтойское» к отделу службы судебных приставов судебных приставов по Шелопугинскому и Газимуро-Заводскому районам УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить частично.
Уменьшить исполнительский сбор, взыскиваемый с Муниципального казенного учреждения администрации сельского поселения «Мало-Тонтойское» на основании постановления о взыскании исполнительского сбора от 21 марта 2018 года на 1/4 часть до 37500 (тридцать семь тысяч пятьсот) рублей 00 копеек по исполнительному производству, возбужденному 27.08.2017г. №.
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Шелопугинский районный суд Забайкальского края в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья
Шелопугинского районного суда Трифонов А.Г.
Копия верна: Судья