Дело № 2-218/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 10 марта 2021 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Носковой О.Л.,
при подготовке и организации судебного заседания помощнике судьи Ахтырских Ю.В.,
с участием помощника прокурора Любинского района Омской области Никульшиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Протопоповского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности создать условия и разработать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Протопоповского сельского поселения <адрес> о возложении обязанности создать условия и разработать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностям, указав следующее. В результате проведенной проверки исполнения требований законодательства о здравоохранении, законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в деятельности администрации поселения выявлено, что в здании администрации Протопоповского сельского поселения информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании не установлена. Просит возложить обязанность на администрацию Протопоповского сельского поселения <адрес> создать условия и разработать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями с установлением порядка организации и алгоритма оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с обеспечением условий для беспрепятственного доступа в здание органа местного самоуправления.
В судебном заседании помощник прокурора Никульшина Е.В. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Протопоповского сельского поселения Представитель №1 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признала.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как следует из положений ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и их законы.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
На основании ст. 15 названного закона Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В целях реализации мер для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги в сфере образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
Согласно данному Порядку руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе, следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Кроме того, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам, в том числе следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие на входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечными шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении или других необходимых для получения услуги действий.
В судебном заседании установлено, что в администрации Протопоповского сельского поселения информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях, в здании не установлена.
По данному факту прокуратурой района в адрес руководства администрации Протопоповского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства, вместе с тем фактических мер по устранению нарушений закона не принято.
Принимая во внимание, что администрацией Протопоповского сельского поселения выявленные нарушения до настоящего времени в полной мере не устранены, суд находит исковые требования прокурора Любинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Протопоповского сельского поселения <адрес> создать условия, разработать и согласовать положение о ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями с установлением порядка организации и алгоритма оказания ситуационной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья с обеспечением условий для беспрепятственного доступа в здание органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья О.В. Акулова
Мотивированное решение изготовлено 17.03.2021 года.