АДМРРќРРЎРўР РђРўРР’РќРћР• РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
«20» июля 2021 года г.Похвистнево Самарской области
Похвистневский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Федосеевой С.Л., при секретаре Шамшура Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-909/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Похвистнево Самарской области Ахмадуллиной Р.А., УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
РђРћ «ОТП Банк» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє судебному приставу-исполнителю РћРЎРџ Рі.Похвистнево УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Ахмадуллиной Р .Рђ., УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Рѕ признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании применить меры принудительного характера, указав, что ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем РћРЎРџ Рі.Похвистнево УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Ахмадуллиной Р .Рђ. вынесено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– РЅР° основании судебного приказа в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка в„– 76 Похвистневского судебного района Самарской области Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ6 РІ пользу РђРћ «ОТП Банк» кредитной задолженности. Решение СЃСѓРґР° РЅРµ исполнено, меры принудительного характера, предусмотренные законодательством РѕР± исполнительном производстве, РЅРµ предпринимаются, постановление Рѕ временном ограничении права РЅР° выезд должника Р·Р° пределы Р Р¤ РЅРµ вынесено, проверка имущественного положения должника РїРѕ месту жительства/регистрации Р·Р° период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. РЅРµ проведена, запросы РІ ЗАГС Рё УФМС РЅРµ направлены, имущество, зарегистрированное Р·Р° СЃСѓРїСЂСѓРіРѕРј должника РЅРµ установлено. Административный истец РїСЂРѕСЃРёР» признать незаконным указанное бездействие судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ Рі.Похвистнево УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Ахмадуллиной Р .Рђ., обязать судебного пристава исполнителя РћРЎРџ Рі. Похвистнево Ахмадуллину Р .Рђ. применить меры принудительного характера, предусмотренные законодательством РѕР± исполнительном производстве, РІ отношении имущества должника Рё Рє должнику.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Судебный пристав-исполнитель РћРЎРџ Рі.Похвистнево УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Самарской области Ахмадуллина Р .Рђ. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, РІ судебное заседание РЅРµ явилась, просила рассмотреть дело РІ ее отсутствие, представила возражения, РІ котором просила РІ РёСЃРєРµ отказать. Р’ рамках возбужденного исполнительного производства РІ отношении Р¤РРћ6 был проведен большой комплекс мероприятий, согласно которым имущество должника РЅРµ было выявлено. Осуществлен также выход РїРѕ месту жительства должника, Рѕ чем составлен соответствующий акт, согласно которому должник РїРѕ данному адресу проживает, ведет аморальный образ Р¶РёР·РЅРё, злоупотребляет спиртными напитками, РЅРёРіРґРµ РЅРµ работает. Р’РІРёРґСѓ отсутствия Сѓ должника имущества, РЅР° которое может быть обращено взыскание Рё РІСЃРµ принятые приставом меры РїРѕ отысканию имущества оказались безрезультатными, приставом ДД.РњРњ.ГГГГ. было вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства, исполнительный документ был возвращен взыскателю.
Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела был извещен судебной повесткой, которую он получил, о причинах неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ6 РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ месте Рё времени слушания дела был извещен надлежаще Рё заблаговременно.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Рсследовав материалы административного дела, СЃСѓРґ пришел Рє следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 128 Федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствие со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст. 219 КАС РФ).
Согласно ч.8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.9 и ч.10 ст. 226 КАС РФ.
Ч.9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если не предусмотрено иное, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.2 ст. 47 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных ст. 64 КАС РФ.
Ч.2 ст. 62 КАС РФ устанавливает, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Аналогичные обязанности установлены положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 ст. 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и п.4 ч.9 и ч.10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч.1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, указанные в ч.1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Сроки совершения исполнительных действий установлены ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно положениям ч.ч.1, 2 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Обязанности и права судебных приставов-исполнителей предусмотрены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», согласно положениям которой, судебный пристав исполнитель обязан, в том числе, принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получать и обрабатывать персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого.
РР· разъяснений, содержащихся РІ Рї.15 Постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 17.11.2015 «О применении судами законодательства РїСЂРё рассмотрении некоторых РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, возникающих РІ С…РѕРґРµ исполнительного производства» следует, что неисполнение требований исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, предусмотренный Федеральным законом РѕС‚ 02.10.2007 в„–229-ФЗ «Об исполнительном производстве», само РїРѕ себе РЅРµ может служить основанием для вывода Рѕ допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если РѕРЅ имел возможность совершить необходимые исполнительные действия Рё применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные РЅР° полное, правильное Рё своевременное исполнение требований исполнительного документа РІ установленный законом СЃСЂРѕРє, однако РЅРµ сделал этого, чем нарушил права Рё законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие Сѓ должника каких-либо денежных средств, РЅРѕ РЅРµ совершившего всех необходимых исполнительных действий РїРѕ выявлению РґСЂСѓРіРѕРіРѕ имущества должника, РЅР° которое могло быть обращено взыскание, РІ целях исполнения исполнительного документа (РІ частности, РЅРµ направил запросы РІ налоговые органы, РІ органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества Рё (или) прав РЅР° него, Рё С‚.Рґ.).
При этом выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя и определяется им с учетом конкретных обстоятельств исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель определяет перечень исполнительных действий исходя из возможного оптимального соотношения эффективности этих действий, временных затрат на их совершение и исходя из поведения должника и взыскателя. Несогласие взыскателя с избранными должностным лицом исполнительными действиями, их последовательностью, не является основанием для вывода о незаконном бездействии судебного пристава-исполнителя.
Согласно положениям ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, в том числе в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. В этом случае судебный пристав-исполнитель составляет акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю. Акт судебного пристава-исполнителя утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Судебный пристав-исполнитель также выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Р’ судебном заседании установлено, что РІ производстве судебного пристава-исполнителя РћРЎРџ Рі.Похвистнево РїРѕ Самарской области Ахмадуллиной Р .Рђ. находилось исполнительное производство в„–, возбужденное ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° основании судебного приказа в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка в„–76 Похвистневского судебного района Самарской области Рѕ взыскании СЃ Р¤РРћ6 РІ пользу взыскателя РђРћ «ОТП Банк» кредитной задолженности РІ СЃСѓРјРјРµ 19955,13 рублей, Рё судебных расходов РїРѕ оплате государственной пошлины РІ СЃСѓРјРјРµ 1692,37 рублей.
РР· материалов исполнительного производства в„– следует, что судебным приставом-исполнителем Ахмадуллиной Р .Рђ.., РІ С‚.С‡. РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ межведомственного взаимодействия были произведен следующие исполнительные действия:
- направлены многочисленные запросы РІ ПФР; РІ ФНС Р РѕСЃСЃРёРё; РІ Росреестре Рє ЕГРН, РІ различные (более 20) банки Р РѕСЃСЃРёРё Рё РґСЂСѓРіРёРµ кредитные организации, Р“РБДД, ГУМВД Р РѕСЃСЃРёРё, операторам СЃРІСЏР·Рё, ЗАГС.
ДД.ММ.ГГГГ Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в Куйбышевскую дирекцию по ремонту путей ОАО РЖД, которое постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. Сведений о месте работы должника с ДД.ММ.ГГГГ. не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ.
РР· Акта выхода РЅР° место РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Рё ДД.РњРњ.ГГГГ следует, что РїРѕ указанному РІ исполнительном документе адресу имущества подлежащего РѕРїРёСЃРё Рё аресту РЅРµ выявлено, РґРѕРј закрыт, должник отсутствует. РЎРѕ слов соседей должник злоупотребляет спиртными напитками, РЅРёРіРґРµ РЅРµ работает, живет РѕРґРёРЅ.
Актом РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом Ахмадуллиной Р .Рђ. был установлен факт, что Сѓ должника Р¤РРћ6 отсутствует имущество, РЅР° которое может быть обращено взыскание, Рё РІСЃРµ принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры РїРѕ отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Рстец СЃ ходатайствами Рѕ совершении каких-либо конкретных исполнительных действий Рє судебному приставу-исполнителю РЅРµ обращался.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ было окончено исполнительное производство №, поскольку в ходе исполнения требований исполнительного документа было установлено что невозможно установить местонахождение должника, его имущества.
Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ с исполнительным документом направлено взыскателю, и вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.
РР· анализа РЅРѕСЂРј действующего законодательства следует, что закон РЅРµ устанавливает обязательный РјРёРЅРёРјСѓРј исполнительных действий, который судебный пристав обязан совершить РїРѕ определенному РІРёРґСѓ исполнительных документов; выбор конкретных исполнительных действий для понуждения должника Рє полному, правильному Рё своевременному исполнению требований, содержащихся РІ исполнительном документе, является правом, Р° РЅРµ обязанностью судебного пристава-исполнителя.
Судом было установлено, что в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем направлялись запросы в регистрирующие и контролирующие органы, кредитные организации для выявления имущества и денежных средств должника. При этом место работы должника, денежные средства в банках и имущество, на которое может быть обращено взыскание, по месту регистрации должника судебным приставом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в рамках исполнительного производства судебным приставом осуществлялись исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа и защиту прав и законных интересов взыскателя, суд признает, что судебным приставом-исполнителем были приняты законные, необходимые и достаточные меры по исполнению исполнительного документа. О совершении конкретных исполнительных действий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ взыскатель судебного пристава-исполнителя не просил. После окончания исполнительного производства соответствующее постановление и оригинал исполнительного документа были возвращены взыскателю.
Суд признает, что отсутствие положительного результата для взыскателя от проводимых судебным приставом-исполнителем действий не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона. При этом взыскатель вправе заявить судебному приставу-исполнителю ходатайство о совершении конкретных исполнительных действий.
В соответствии с п.п.1 п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку судом не установлены факты незаконных действий и бездействий судебного пристава-исполнителя, а также нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении административного иска АО «ОТП Банк» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
В удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП г. Похвистнево Самарской области Ахмадуллиной Р.А., УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, обязании применить меры принудительного характера отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Похвистневский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.Л.Федосеева