Решение по делу № 2-4380/2024 от 17.07.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Киров 10 октября 2024 года

Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области в составе:

судьи Волкоморовой Е.А.,

при секретаре Скрябиной В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4380/2024 (43RS0001-01-2024-005918-66) по иску Целищева С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кировской области о признании права на получение пенсии, выплате неполученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Целищев С.А. обратился в суд с иском к ОСФР по Кировской области о признании права на получение пенсии, выплате неполученной пенсии. В обоснование требований указав, что {Дата изъята} обратился к ответчику с вопросом о назначении пенсии с предоставлением всех необходимых документов. Сотрудник ответчика, сделав расчеты, отказала в приеме заявления и рекомендовала обратиться повторно в начале 2024. В связи с листком нетрудоспособности смог обратиться с заявлением в {Дата изъята}, после чего ему была назначена пенсия с {Дата изъята}. При этом, на указанную дату выхода на пенсию его специальный стаж составил 20 лет 5 месяцев 20 дней. Следовательно, на {Дата изъята} и при заблаговременном обращении его {Дата изъята} ввели в заблуждение неправильным подсчетом, тем самым лишили права своевременного выхода на пенсию, и он недополучил пенсию за 5 месяцев. Просит признать право на назначение страховой пенсии по п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ с {Дата изъята}, обязать ответчика назначить пенсию с {Дата изъята} и доплатить неполученную пенсию за 5 месяцев.

Впоследствии истец уточнил требования с учетом того, что требование о специальном стаже выполнено по состоянию на {Дата изъята}, просит признать право на назначение страховой пенсии по п. 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ с {Дата изъята}, обязать ответчика назначить пенсию с {Дата изъята} и доплатить неполученную пенсию за 5 месяцев.

В судебном заседании истец Целищев С.А. поддержал доводы иска, на удовлетворении требований настаивал с учетом уточнения.

Представитель ответчика по доверенности Мальцева Е.Н. возражала против заявленных требований, указав, что истец обращался с заявлением о назначении пенсии по старости {Дата изъята}, решением от {Дата изъята} было отказано в виду недостаточности специального страхового стажа, который к тому моменту составил 16 лет 05 месяцев 12 дней. В последующем, {Дата изъята} истец вновь обратился с заявлением о назначении пенсии и решением от {Дата изъята} истцу назначена пенсия с {Дата изъята}, поскольку специальный стаж составил 20 лет 05 месяцев 20 дней. Иных заявлений о назначении досрочной страховой пенсии по старости истцом не подавалось. Довод истца о невозможности обратиться в ОСФР по Кировской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости ранее марта 2024 несостоятелен, поскольку личное обращение в органы пенсионного обеспечения не является единственным способом подачи соответствующего заявления. Ни по почте, ни через МФЦ, в форме электронного документа через портал «Госуслуги», через личный кабинет застрахованного лица истец с заявлением о назначении пенсии {Дата изъята} не обращался. Более того, по состоянию на указанную дату специального стажа истца не достаточно для назначения пенсии. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица АО «АТП» по доверенности Баюнов К.Г. в судебном заседании мнение по иску не выразил.

Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 1 ст. 8 названного закона в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца с заявлением о назначении пенсии, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Статья 22 Федерального закона № 400-ФЗ регламентирует сроки установления страховых пенсий.

Согласно ч. 1 указанной статьи страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, ст. 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с п. 2 ст. 22 закона днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

{Дата изъята} истец Целищев С.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

Решением ОСФР по Кировской области {Номер изъят} Целищеву С.А. назначена пенсия в соответствии с со ст. 6, 15, 30.1.10 Федерального закона № 400-ФЗ с 11.03.2024.

Согласно справке о назначенных пенсиях, истцу с {Дата изъята} назначена страховая пенсия по старости по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в размере 14 037,84 руб. в месяц, указано, что страховой стаж составляет 20 лет 5 месяцев 20 дней.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, в силу ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", утвержденных приказом Минтруда России от 05.08.2021 № 546н (далее - Правила), предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, единовременной выплатой, перерасчетом размера пенсии, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую (в том числе с указанием в заявлении о назначении пенсии, в заявлении о переводе с одной пенсии на другую сведений о способе доставки страховой пенсии) (далее - заявление об установлении пенсии) в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п. 13 Правил).

Согласно п. 20 Правил пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию, за исключением случаев, указанных в статьях 22, 25.1 и 25.2 Федерального закона "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства РФ, 2013, № 52, ст. 6965; 2021, № 22, ст. 3688), ст. 10 Федерального закона "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства РФ, 2013, № 52, ст. 6989) и ст. 22 и 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (Собрание законодательства РФ, 2001, № 51, ст. 4831; 2021, № 22, ст. 3688).

Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в п. 22 - 24 настоящих Правил (п. 21 Правил).

Административным регламентом предоставлению Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденным Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 № 16п, предусмотрено, что государственная услуга по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению предоставляется ПФР через свои территориальные органы (п. 1).

Согласно п. 64 Административного регламента основанием для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: неустановление личности лица, обратившегося за оказанием услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия); неподтверждение полномочий представителя заявителя; непредставление всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, при обращении с заявлением о назначении другой пенсии (переводе с одной пенсии на другую) за переводом с одной пенсии на другую, с заявлением о перерасчете размера пенсии, за исключением случая, указанного в абз. 3 п. 5 Административного регламента. Отказ в приеме заявления в иных случаях не допускается.

Факт и дата приема территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе (п. 72).

В силу п. 79 Административного регламента оценка доступности и качества предоставления государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям: степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации); возможность выбора гражданином форм предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети "Интернет"), включая Единый портал; возможность или невозможность обращения за получением государственной услуги в многофункциональном центре (в том числе в полном объеме); возможность или невозможность обращения за получением государственной услуги посредством запроса о предоставлении нескольких государственных и (или) муниципальных услуг в МФЦ, предусмотренного статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (далее - комплексный запрос); возможность или невозможность получения государственной услуги в любом территориальном органе ПФР по выбору гражданина (экстерриториальный принцип); доступность обращения за предоставлением государственной услуги, в том числе для маломобильных групп населения; соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги; отсутствие обоснованных жалоб со стороны граждан по результатам предоставления государственной услуги; предоставление возможности подачи заявления и документов (содержащихся в них сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, в форме электронного документа; предоставление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Прием территориальным органом ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги, проверка правильности их оформления, их регистрация, рассмотрение и принятие решения осуществляются в порядке, предусмотренном п. 90 - 112, 134 Административного регламента (п. 86).

Согласно п. 90 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, или в форме электронного документа.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи заявления в территориальный орган ПФР непосредственно, через представителя, работодателя, путем направления заявления по почте или в форме электронного документа.

Заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Днем обращения за предоставлением государственной услуги считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, за исключением случаев, предусмотренных абз. 5-7 настоящего пункта.

Результатом административной процедуры является прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п. 98).

В соответствии с п. 104 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган ПФР заявления и документов, предусмотренных п. 19, 22 - 38, 40 - 42, 44, 45, 48, 50 - 62 Административного регламента.

Согласно п. 106 Административного регламента результатом административной процедуры является определение должностным лицом наличия либо отсутствия у гражданина права на установление пенсии.

Должностное лицо несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка предоставления государственной услуги (п. 123), которая определяется в его должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства РФ (п. 124).

Как следует из пояснений истца, {Дата изъята} были представлены ответчику необходимые документы для назначения пенсии, однако при отсутствии установленных Административным регламентом оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги сотрудники ответчика отказали истцу в приеме заявления, при этом в нарушение требований Административного регламента отказ не был оформлен в письменной форме с указанием причин отказа, что лишило истца возможности своевременного обжалования отказа в приеме заявления.

Из системного анализа указанных норм следует, что назначение пенсии осуществляется после получения пенсионным органом заявления гражданина о назначении пенсии, поданного в пенсионный орган не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию, с приложением соответствующих документов; оценки пенсионным органом достаточности и правильности оформления представленных документов, запроса недостающих документов и при их поступлении определения права на установление пенсии.

С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" {Дата изъята} истец не обращался, руководствуясь устными разъяснениями работников ответчика о том, что с таким заявлением необходимо обратиться в январе 2024.

Право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" у истца возникло {Дата изъята}.

Поскольку совокупностью вышеуказанных доказательств подтверждено неверное определение ответчиком даты возникновения у истца права на страховую пенсию по старости, истец не обладает специальными познаниями в области пенсионного законодательства и полагался на сведения о дате возникновения у него права на пенсию, указанную сотрудниками пенсионного органа, на который Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Административным регламентом возложена обязанность по оказанию государственной услуги по установлению страховых пенсий, суд полагает доказанным факт возникновения у истца убытков в виде недополученной пенсии за спорный период, в связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению истцу досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права с {Дата изъята} и выплате причитающейся пенсии с октября 2023 по февраль 2024 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Целищева С. А. удовлетворить.

Признать право Целищева С. А. на назначение досрочной страховой пенсии по старости с {Дата изъята}.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Кировской области назначить Целищеву С. А. досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права с {Дата изъята} и выплатить денежную сумму, причитающейся пенсии с {Дата изъята} по {Дата изъята}.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2024 года.

    

Судья Волкоморова Е.А.

2-4380/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Целищев Сергей Андреевич
Ответчики
ОСФР по Кировской области
Другие
АО "Автотранспортное предприятие"
Суд
Ленинский районный суд г. Кирова
Дело на странице суда
leninsky.kir.sudrf.ru
17.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2024Передача материалов судье
18.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Судебное заседание
21.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2024Дело оформлено
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее