Судья Мартынова Н.А. Дело № 33-922/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2017 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Бусиной Н.В., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Богдан Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчиков Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, Управления социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года по делу
по иску Швайгерт Н.Ж. к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, управлению социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших в результате паводка, взыскании материальной помощи.
Заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Швайгерт Н.Ж. обратилась в суд с иском к администрации Усть-Пристанского района Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите (далее - Главтрудсоцзащита), управлению социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края о возложении обязанности включить в список граждан, пострадавших в результате паводка, взыскании финансовой помощи.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома, расположенного по <адрес>. В мае-июне 2014 году ее дом пострадал в результате паводка: полностью затоплен огород, подполье, надворные постройки (сарай, баня). Однако администрация Усть-Пристанского района не включила ее в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> за счет краевого бюджета, что нарушает её права и законные интересы.
Ссылаясь на эти обстоятельства, истец просил возложить на администрацию Усть-Пристанского района обязанность включить её в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка на территории Усть-Пристанского района Алтайского края в мае-июне 2014 года, для предоставления материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края, взыскать с Главтрудсоцзащиты и Управления социальной защиты населения материальную помощь из средств краевого бюджета в размере <данные изъяты>, а также судебные расходы в размере <данные изъяты>.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
С Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу Швайгерт Н.Ж. взыскана единовременная материальную помощь в размере <данные изъяты> за счет средств бюджета Алтайского края.
С Управления социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края в пользу Швайгерт Н.Ж. взысканы судебные расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> и по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>.
В удовлетворении требований в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Главтрудсоцзащита просит указанное решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы ссылается на то, что устанавливая такую меру социальной поддержки как материальная помощь за счет средств краевого бюджета, Алтайский край самостоятельно определил условия ее предоставления, поэтому другие нормативно-правовые акты применению не подлежат. Однако суд не применил действующие на территории края Правила и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Суд не учел, что в силу указанных актов гражданин обязан представить суду документы, подтверждающие, что он не может самостоятельно преодолеть трудную для него жизненную ситуацию – паводок. Истец указанную обязанность не выполнил, такие доказательства не предоставил, как не представил и доказательств наличия у него неотложных нужд, связанных с паводком. Кроме того, материальная помощь истцу уже была оказана, произведена выплата в размере 10 000 рублей за счет федеральных средств. Таким образом, оснований полагать, что на неотложные нужды истцу необходимо более 10 000 рублей у органов местного самоуправления и управления социальной защиты населения не имелось. Не было оснований для данного вывода и у суда, поскольку истцом не представлено доказательств недостаточности данной суммы на причиненный ущерб, который состоял в затоплении жилого дома.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края просит указанное решение отменить.
В обоснование жалобы указано, что предоставление краевой материальной помощи регулируется Правилами предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденными постановлением от 05.10.2007 № 466 и Порядком рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденным приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 № 187. Решение о предоставлении материальной помощи принимается комиссионно с учетом всех заслуживающих внимание обстоятельств. Основанием для предоставления материальной помощи является заявление гражданина с приложением определенных Порядком документов. Так как паводок произошел в мае-июне 2014 г., неотложные нужды могли возникнуть именно в тот период, а не в 2016 году, учитывая, что первые выплаты производились гражданам в июне 2014 года. Истец доказательств невозможности самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации суду не предоставил, как не представил и доказательств наличия у нее неотложных нужд, связанных с паводком. Материальная помощь истцу уже была оказана в размере 10 000 рублей за счет федеральных средств. Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 18 указанного закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее – Правила).
Подпунктами «г, д» пункта 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с 29.05.2014 введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением главы администрации Усть-Пристанского района от 01.06.2014 № 184-р на территории Усть-Пристанского района Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации №994-р от 09.06.2014 предусмотрено ассигнование бюджета Алтайского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, для предоставления пострадавшим гражданам указанных единовременных денежных выплат, в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года.
В целях реализации данного распоряжения Администрацией Алтайского края 10.06.2014 принято постановление № 270, на основании которого утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года (далее – Порядок).
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Порядка к категории нуждающихся в получении денежных выплат относятся граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Согласно п. 2.3 Порядка единовременная материальная помощь предоставляется в размере 10 тыс. рублей на человека.
Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются: заявления граждан либо их представителей, полномочия которых подтверждены документально; документы, удостоверяющие личность; списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации (п. 2.4 Порядка).
Таким образом, гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, попавшем в зону затопления, гарантировано предоставление единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека.
Кроме указанных выплат федерального бюджета распоряжением Администрации Алтайского края от 01.06.2014 № 187-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств из резервного фонда Администрации Алтайского края в размере 50 млн. руб. на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года (по 10 000 руб. на домовладение).
На основании указанного распоряжения Администрации Алтайского края приказом начальника Главалтайсоцзащиты № 209 от 05.06.2014 Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении были наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка, на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией района и органами МЧС.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилой дом <адрес> принадлежит Швайгерт Н.Ж., где она зарегистрирована, проживала на момент паводка и проживает в настоящее время.
Швайгерт Н.Ж. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10 000 рублей (на каждого члена семьи) за счет средств федерального бюджета, на основании Порядка осуществления единовременных денежных выплат, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2014 № 270. Указанные денежные средства ею получены.
Из справки администрации Чеканихинского сельсовета следует, что домовладение, расположенное <адрес> находилось в зоне затопления и было подтоплено в результате массового паводка в мае-июне 2014 года. Данные обстоятельства ответчиками не оспаривались.
В Списки граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края в размере 10 000 руб. на домовладение, истец включен не был.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам гражданского процессуального законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что принадлежащий истцу дом попал в зону затопления и пострадал в результате паводка в мае-июне 2014 года, что свидетельствует о наличии оснований для отнесения истца к категории граждан, пострадавших от паводка, и имеющих право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. за счет средств краевого бюджета.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, поскольку они основаны на законе, подлежащим применению, фактических обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах.
Оспаривая выводы суда первой инстанции в части обоснованности признания за истцом права на выплату из краевого бюджета по причине недоказанности нахождения истца в трудной жизненной ситуации, ответчики в жалобах ссылаются на Приказ Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187 «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи», постановление Администрации Алтайского края от 05.10.2007 N 466 «Об утверждении Правил предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».
Данные доводы судебной коллегией признаются несостоятельным в силу того, что распоряжение Администрации Алтайского края от 01.06.2014 №187-р, являющееся основанием направления средств резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной помощи в связи с паводком в мае-июне 2014 года, не содержит указания на порядок предоставления такой материальной помощи, круг лиц в целях предоставления единовременной материальной помощи в распоряжении определен как граждане, пострадавшие от паводка в мае-июне 2014 года.
Правила же и Порядок предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации регулируют иные отношения.
Таким образом, нормативным правовым актом, определяющим порядок формирования списков пострадавших граждан в результате паводка в мае-июне 2014 года, является Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, утвержденный постановлением Администрации края от 10 июня 2014 года № 270.
Единственным различием в формировании списков (структуре, наименовании) для выплаты из резервного фонда Правительства Российской Федерации и резервного фонда Алтайского края является указание в последнем случае на краевой бюджет как источник финансирования.
Включение в списки пострадавших граждан являются основанием для последующего рассмотрения органом социальной защиты населения вопроса о предоставлении единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета.
Иного порядка формирования списков для получения выплаты из резервного фонда краевого бюджета (включая наделение органов местного самоуправления правом оценки трудной жизненной ситуации каждого проживающего в зоне затопления при формировании списков) ни органы государственной власти Алтайского края, ни органы местного самоуправления не предусмотрели.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не содержит такого основания для осуществления единовременных денежных выплат в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера как трудная жизненная ситуация. Не упомянута трудная жизненная ситуация и в распоряжении Администрации Алтайского края № 187-р от 01.06.2014.
При таких обстоятельствах оснований для применения указанных в жалобах нормативно-правовых актов у суда не имелось.
Доводы жалоб о том, что истец и члены его семьи уже получали единовременную материальную помощь за счёт средств федерального бюджета, а также о длительности прошедшего с тех пор времени, указывающей на отсутствие у истца неотложных нужд, подлежат отклонению, поскольку не опровергают законность выводов суда о наличии у истца права на получение единовременной материальной помощи из краевого бюджета во исполнение распоряжения Администрации Алтайского края № 187-р от 01.06.2014.
Факт получения истом и членами его семьи выплат за счёт средств федерального бюджета свидетельствует о получении материальной помощи по иному основанию и не препятствует получению материальной помощи за счёт средств краевого бюджета, поскольку последняя являлась дополнительной по решению субъекта Российской Федерации.
Иные доводы, содержащиеся в жалобах, не опровергают выводы суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому не могут служить основаниями для отмены оспариваемого решения.
Таким образом, проверенное по доводам жалоб решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 31 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, Управления социальной защите населения по Усть-Пристанскому району Алтайского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: