Дело № 2-4619/2024
Изготовлено 26.11.2024
УИД 51RS0001-01-2024-005033-96
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 ноября 2024 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Масловой В.В.,
при секретаре Житниковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уховой Н.Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера,
установил:
Ухова Н.Г. обратилась в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области (далее – ОСФР по Мурманской области) о включении периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера.
В обоснование заявленных требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляла предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания. В указанный период производилось отчисление налогов в городской и областной бюджет.
ДД.ММ.ГГГГ деятельность в качестве индивидуального предпринимателя была прекращена, в связи с принятием соответствующего решения. По сведениям ИФНС по г. Мурманску от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по уплате налогов отсутствует.
При проверке сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица выяснилось, что период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не отражен в индивидуальном лицевом счете, соответственно данный период не включен в общий страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера.
Согласно ответу ОСФР по Мурманской области, период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был учтен при подсчете в индивидуальном лицевом счете, поскольку ею не представлены сведения о доходах от предпринимательской деятельности, уплате страховых взносов.
Вместе с тем, ответами УФНС России по Мурманской области подтвержден факт уплаты налогов и взносов за период осуществления ею предпринимательской деятельности.
Просит суд обязать ОСФР по Мурманской области провести корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета страхового стажа истца путем внесения сведений о периоде осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории г. Мурманска в общий страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы.
До рассмотрения дела по существу исковые требования уточнила, просила суд обязать ОСФР по Мурманской области включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; провести корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета стажа с учетом включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы в районах Крайнего Севера периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы.
Истец Ухова Н.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в спорные периоды работала в кафе «Мама Миа». Работодатель в этот период требовал оформления сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей, в связи с чем была зарегистрирована в качестве ИП. В последующем прекратила деятельность в качестве ИП, работала в кафе по трудовому договору.
Представитель ОСФР по Мурманской области в судебное заседание не явилась, согласно представленным возражениям указала, что истец обращалась в Отделение с заявлениями о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, представленные Уховой Н.Г. документы не подтверждают осуществление ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в районах Крайнего Севера (отсутствуют доказательства фактического выполнения работ, указанных в представленных договорах).
В части включения периода ведения предпринимательской деятельности за 2001 год на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, указала, что ДД.ММ.ГГГГ налоговой декларации о предполагаемом доходе, подлежащем обложению ЕСН, с отражением авансовых платежей по срокам: ДД.ММ.ГГГГ - на сумму 144 рубля, ДД.ММ.ГГГГ - на сумму 72 рубля, ДД.ММ.ГГГГ на сумму 72 рубля. ДД.ММ.ГГГГ истцом уплата налога по декларации о предполагаемом доходе произведена в полном объеме в общей сумме 288 рублей. Вместе с тем, расчет налога по итогам налогового периода за 2001 год Уховой Н. Г. не представлен.
В информационных ресурсах налоговых органов отсутствует информация о применении Уховой Н.Г. системы налогообложения в виде ЕНВД в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, Ухова Н.Г. не была освобождена от обязанности предоставления налоговой декларации по ЕСН за рассматриваемый период.
На основании изложенного, в связи с отсутствием расчета налога по итогам налогового года за 2001 год подтвердить доход, указанный в налоговой декларации о предполагаемом доходе, представленной ДД.ММ.ГГГГ, не представляется возможным. Уплата взносов в сумме 288 рублей не может подтверждать уплату взносов в полном объеме за полный 2001 год с отражением на ИЛС Уховой Н.Г. периода осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно декларации 3-НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, представленной Уховой Н.Г., сумма задекларированного дохода от предпринимательской деятельности составила 6 000 рублей. С учетом данной информации, сумма авансовых платежей за ДД.ММ.ГГГГ должна составлять 1 152 рубля. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица УФНС России по Мурманской области ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, направил письменный отзыв, указав, что по данным информационных ресурсов налогового органа Ухова Н.Г. в ДД.ММ.ГГГГ применяла общую систему налогообложения. За ДД.ММ.ГГГГ Уховой Н.Г. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ с указанием дохода от предпринимательской деятельности, в которой отражена сумма налога к уплате в размере 672 рубля. Сумма налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ уплачена в полном объеме. В ДД.ММ.ГГГГ Уховой Н.Г. начислен и уплачен ЕСН в качестве не работодателя.
Обязанность по уплате ЕНВД в указанном периоде у Уховой Н.Г отсутствовала, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ она не являлась плательщиком ЕНВД, свидетельство об уплате ЕНВД за ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом Уховой Н.Г. не выдавалось.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрирование единого социального налога, в который включались страховые взносы в Фонд социального страхования, а также страховые взносы в Фонд пенсионного страхования, осуществлялось налоговыми органами совместно с Пенсионным фондом РФ. Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся Пенсионным фондом Российской Федерации.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, представленные документы, допросив свидетелей, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (статьи 2 и 7). Социальный характер российского государства и признание охраны труда одним из направлений его политики предопределяют установление гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации относит право каждого свободно на государственную пенсию (статья 7, часть 2).
Согласно части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель, обеспечивает возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных прав кредитора, взыскателя, должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ухова Н.Г. обратилась в ОСФР по Мурманской области с заявлением, в котором просила пополнить лицевой счет в отношении периода осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Уховой Н.Г. отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнении) в индивидуальный лицевой счет, поскольку предпринимательская деятельность засчитывается в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в СФР в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В период с ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации в ПФ) по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не предоставлены сведения о доходах от предпринимательской деятельности, уплата страховых взносов не произведена. Сведениями об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за ДД.ММ.ГГГГ пенсионный фонд не располагает, поскольку страхователем не представлены необходимые документов, подтверждающих факт уплаты взносов за указанный период. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предпринимательская деятельность не осуществлялась.
ДД.ММ.ГГГГ Ухова Н.Г. вновь обратилась в ОСФР по Мурманской области с заявлением, в котором просила пополнить лицевой счет в отношении периода осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ Уховой Н.Г. отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнении) в индивидуальный лицевой счет, в связи с непредставлением свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и справка о заработной плате не представлены. Предпринимательская деятельность засчитывается в страховой стаж в случае уплаты страховых взносов в СФР в соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Дополнительные документы, подтверждающие стаж работы в качестве индивидуального предпринимателя в районах Крайнего Севера необходимы при обращении непосредственно за назначением пенсии.
Суд не может согласиться с решением пенсионного органа на основании следующего.
В силу пункта 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице; индивидуальный лицевой счет - электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ на каждое застрахованное лицо Пенсионный Фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный страховой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разрядов).
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено, что в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов.
Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работодатели представляют сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования. Сведения передаются в те органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов (пункт 1 статьи 8 указанного закона).
Согласно статье 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» органы Фонда в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Фонда сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Фондом, сообщив об этом зарегистрированному лицу.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила), в силу пунктов 10, 11 которого Периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с пунктом 24 вышеуказанных Правил периоды деятельности в качестве частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Как следует из пункта 6 Правил, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и с 01.01.2002 - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации единый социальный налог (взнос) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 - документами территориальных налоговых органов.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 2, 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1, согласно которым граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или нанимающие по договору для своего обслуживания отдельных лиц, регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных Пенсионного фонда России в районах и городах.
Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают самостоятельно страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона № 173-ФЗ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 04.12.2007 № 950-О-О, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако, это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя.
Статья 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2002) также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ также возложил на индивидуальных предпринимателей обязанность производить самостоятельно оплату страховых взносов.
Таким образом, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 город Мурманск с 01.07.1990 относится к районам Крайнего Севера.
Из материалов дела следует, что в соответствии со свидетельством администрации г. Мурманска №, ДД.ММ.ГГГГ Ухова Н.Г. зарегистрирована в Управлении Октябрьского административного округа г. Мурманска в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Разрешенный вид деятельности: «торгово-закупочная, организация по оказанию услуг общественного питания».
ДД.ММ.ГГГГ Ухова Н.Г. поставлена на учет в ИМНС России по г. Мурманску (ИНН <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Ухова Н.Г. зарегистрирована в системе Пенсионного фонда г. Мурманска в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивающего страховые взносы.
ДД.ММ.ГГГГ деятельность в качестве индивидуального предпринимателя Уховой Н.Г. прекращена, в связи с принятием соответствующего решения.
С введением в действие с 01.01.2001 части второй Налогового кодекса РФ на индивидуальных предпринимателей была возложена обязанность уплачивать единый социальный налог (далее - ЕСН), который объединил отчисления, зачисляемые в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ администрирование ЕСН осуществлялось налоговыми органами в соответствии с главой 24 НК РФ.
В соответствии с положениями главы 24 НК РФ налоговая база по ЕСН определялась: для не работодателей - как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных п. 1 ст. 221 НК РФ.
Минимальная налоговая ставка для индивидуальных предпринимателей - не работодателей - 22,8%, из них 19,2% - в ПФР; 3,6% в ФОМС, из них 0,2% - в ФФОМС, 3,4% - в ТФОМС (при своей налоговой базе нарастающим итогом с начала года до 100 000 рублей).
Авансовые платежи уплачивались налогоплательщиком - не работодателем не позднее 15 июля, 15 октября, 15 января следующего года.
Индивидуальные предприниматели являлись самостоятельными налогоплательщиками ЕСН и уплачивали налог в федеральный бюджет, ФФОМС, ТФОМС, исходя из своего дохода от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением (пп. 2 и, 1 ст. 235, и. 2 ст. 236 и п. 3 ст. 241 НК РФ).
Кроме того, индивидуальные предприниматели, исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, уплачивали за себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированном размере, который устанавливался исходя из стоимости страхового года и минимальный размер которого составлял 150 рублей в месяц, из которых 100 рублей направлялось на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии, которые исчислялись Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно представленным УФНС России по Мурманской области сведениям, ДД.ММ.ГГГГ Уховой Н.Г. представлена налоговая декларация о предполагаемом доходе, подлежащем обложению ЕСН, для налогоплательщиков, не производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, с отражением авансовых платежей по следующим срокам: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 144 рубля; ДД.ММ.ГГГГ на сумму 72 рубля; ДД.ММ.ГГГГ на сумму 72 рубля.
Уплата налога по налоговой декларации о предполагаемом доходе произведена ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме.
По данным информационных ресурсов налогового органа Ухова Н.Г. (ИНН <данные изъяты>) в ДД.ММ.ГГГГ применяла общую систему налогообложения.
За ДД.ММ.ГГГГ Уховой Н.Г. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, с указанием дохода от предпринимательской деятельности, в которой отражена сумма налога к уплате в размере 672 рубля.
Сумма налога на доходы физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ уплачена в полном объеме.
В ДД.ММ.ГГГГ Уховой Н.Г. начислен и уплачен ЕСН в качестве не работодателя: 288 рублей – в пенсионный фонд; 3 рубля – ФФОМС; 51 рубль – ТФОМС.
В силу ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 налоговые органы являются уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с ДД.ММ.ГГГГ.
На территории Мурманской области единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности введен в действие с 01.01.2000 в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Мурманской области от 20.10.2000 № 221-01-ЗМО.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Мурманской области от 20.10.2000 № 221-01-ЗМО плательщиками ЕНВД являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Мурманской области виды деятельности, указанные в пп. 1.1 п. 1 ст. 3 Закона Мурманской облаете от 20.10.2000 № 221-01-ЗМО (в ред. действовавшей с 01.01.2001 по 31.12.2002).
Согласно пп. 1.1 и. 1 ст. 3 Закона Мурманской области от 20.10.2000 № 221-01-ЗМО общественное питание и торгово-закупочная деятельность не входят в перечень видов деятельности, на основании которых индивидуальный предприниматель признается плательщиком ЕНВД.
Таким образом, Ухова Н.Г. в ДД.ММ.ГГГГ не являлась плательщиком ЕНВД и обязанность по уплате ЕНВД в указанном периоде отсутствовала.
Отклоняя доводы представителя ОСФР о не предоставлении налоговой декларации и уплате налогов по итогам года, суд считает, что представленными документами подтверждена уплата налогов в спорный период, в связи с чем оснований не согласиться с требованиями истца суд не усматривает.
Проанализировав представленные сторонами доказательства, принимая во внимание сведения налогового органа, подтверждающие уплату истцом в спорный период единого социального налога, что в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд приходит к выводу о включении периода осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования о включении периода осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах Крайнего Севера, суд принимает во внимание следующее.
Для включения периодов осуществления истцом предпринимательской деятельности стаж работы в районах Крайнего Севера (РКС) необходимо подтверждение факта осуществления предпринимательской деятельности именно в РКС.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ истец, как сторона по делу, вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований.
Из представленных суду документов следует, что предпринимательская деятельность Уховой Н.Г. осуществлялась в кафе «Мама Миа» по адресу: г. Мурманск, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Рыжовым О.И. (заказчик) и ИП Уховой Н.Г. (исполнитель) заключен договор № 1, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя работу по специальности «официант».
Пунктом 6 договора установлено, что договор заключен сроком на три месяца с последующей пролонгацией по усмотрению заказчика.
Из договора следует, что договор № 1 от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно продлевался, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ. Договор расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между ИП Рыжовым О.И. (администрация) и ИП Уховой Н.Г. (работник) заключен договор о полной материальной ответственности, в соответствии с которым работник принимает на себя ответственность за обеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для обслуживания клиентов кафе.
Договор вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действует на весь период работы работника с ценностями в кафе «Мама Миа».
ДД.ММ.ГГГГ между ИП Рыжовым О.И. (заказчик) и ИП Уховой Н.Г. (исполнитель) заключен договор, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя работу по специальности «официант-администратор».
Пунктом 6 договора установлено, что договор заключен сроком на три месяца с последующей пролонгацией по усмотрению заказчика.
Из договора следует, что договор от ДД.ММ.ГГГГ неоднократно продлевался, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, до ДД.ММ.ГГГГ. Договор расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № 9, выданной ООО «Мама Миа» частный предприниматель Рыжов О.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудничал с частным предпринимателем Уховой Н.Г., с которой был заключен договор № 1 от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Ухова Н.Г. оказывала услуги официанта в кафе «Мама Миа» (г. Мурманск, <адрес>). Договор расторгнут сторонами ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ режим работы кафе «Мама Миа» (г. Мурманск, <адрес>) был установлен в следующем порядке: понедельник - четверг, воскресенье с 12:00 ч. по 00:00 ч., пятница-суббота с 12:00 ч. по 01:00 ч., 01 января нового года с 15 ч. Персонал кафе приступал к работе за час до открытия заведения.
Согласно сведениям, представленным ГОБУ МФЦ Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ, Ухова Н.Г. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Мурманск, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: г. Мурманск, <адрес>.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО1 подтвердила, что в 2000 году осуществляла трудовую деятельность в кафе «Мама Миа» по адресу: г. Мурманск, <адрес>. В спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) работала в одной смене с истцом Уховой Н.Г.. На протяжении полного рабочего дня с 11 часов до 00 часов они выполняли функции официантов.
Оценив представленные истцом доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что факт осуществления истцом предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера нашел свое подтверждение, в связи с чем в стаж работы в районах Крайнего Севера подлежат включению период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В соответствии с требованиями статьи 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Как установлено судом, истцом понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, почтовые расходы в размере 254 рубля, что подтверждается квитанциями об оплате от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные расходы также подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку таковые понесены в целях выполнения требований статей 56 и 132 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Уховой Н.Г. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов осуществления предпринимательской деятельности в страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера удовлетворить.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области включить Уховой Н.Г. (СНИЛС <данные изъяты>) в стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера период осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области провести корректировку сведений индивидуального персонифицированного учета стажа Уховой Н.Г. (СНИЛС <данные изъяты>) с учетом включения в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера периодов осуществления предпринимательской деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы в районах Крайнего Севера периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области в пользу Уховой Н.Г. (СНИЛС <данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, почтовые расходы в сумме 254 рубля.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.В. Маслова