Дело № 5-712/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 июля 2020 года город Саратов
Судья Фрунзенского районного суда города Саратова Шустова И.Н.,
при секретаре судебного заседания Спасовой Е.В.,
с участием представителей Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области Сотниченко К.Д., действующего на основании доверенности от 09.01.2020 года, Шамьюнова Е.А., действующего на основании доверенности от 30.06.2020 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-М», ОГРН 1026402485504, ИНН 6451209140, КПП 645101001, юридический адрес: <адрес>
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
22.05.2020 года заместителем начальника отдела контроля и надзора, управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области Зайчикиным Е.Н. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бизнес-М» (далее по тексту ООО «Бизнес-М») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Из протокола об административном правонарушении следует, что 18.03.2020 года в 12 часов 00 минут на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и его систематическому наблюдению №№ от 16.03.2020 года был проведен осмотр объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>
В результате проведения мероприятий по контролю, проводимых в соответствии со ст. 9.2, ст. 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), п. 3, п. 4 Положения «О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия утв. Постановление Правительства Саратовской области от 28 августа 2015 г. N 434-П, проведен осмотр здания расположенного по адресу: <адрес> (место совершении правонарушении), являющегося объектом культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И.Зейферт, 1850-е гг.,» по адресу: <адрес>
В ходе осмотра установлено, что объект культурного наследия расположенный по адресу: <адрес> - здание 4-х этажное, кирпичное с металлической кровлей. Цоколи здания выполнены из красного кирпича на известковом растворе, оштукатурены и окрашены; па уличных фасадах наблюдаются трещины и локальные повреждения штукатурного слоя. Стены выполнены из красного кирпича на известковом растворе. Уличные фасады оштукатурены, наблюдается разрушение наружной поверхности кирпичной кладки, повреждение штукатурного слоя и кирпичной кладки в карнизной части. Кровля металлическая по деревянной обрешетке, имеются повреждения кровельного покрытия, нарушение примыканий кровли к вертикальным поверхностям. Со стороны двора имеется обрушение кирпичной кладки стен фасадов, часть междуэтажных перекрытий отсутствует, отсутствует кровельное покрытие, оконные заполнения отсутствуют, повреждена система водоотведения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости правообладателем части помещений в данном объекте культурного наследия является ООО «Бизнес-М».
Таким образом, ООО «Бизнес-М» нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то есть совершило административное правонарушение ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебное заседание орган, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Бизнес-М» не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Представители Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области Сотниченко К.Д., Шамьюнов Е.А. в судебном заседании просили признать ООО «Бизнес-М» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.14 КоАП РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, проанализировав и оценив представленные доказательства в совокупности, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, оценка доказательств производится судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно диспозиции ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.
Объективной стороной правонарушения являются противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, в том числе выявленных объектов культурного наследия, их территорий, т.е. в невыполнении или нарушении тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе, выявленных объектов культурного наследия.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
В соответствии с абз.1 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу ч. 1 ст. 40 указанного Закона, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с ч. 5 ст. 16.1 указанного Закона, выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Согласно ст. 18 Закона, на выявленные объекты культурного наследия распространяется режим объектов культурного наследия.
Требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия определены пунктами 1 - 3 статьи 47.3 названного закона, в том числе:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
- обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
- соблюдать установленные статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования;
- не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Порядок проведения работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ, в части 1 которой предусмотрено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Обязанность получения указанных документов исходя из анализа действующего законодательства ложится на собственника объекта.
Новая редакция ст. 47.1 Федерального закона N 73-ФЗ прямо предусматривает, что особые обязательства по содержанию объектов культурного наследия, описанные в п. п. 1 - 3 ст. 47.3 названного закона являются обременением такого объекта, а согласно п. 6 ст. 48 того же закона эти обременения сохраняются при переходе права собственности, владения или пользования на него.
В судебном заседании установлено, что нежилое помещение площадью 10.7 кв.м. в доме «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг.», расположенном по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия и находится под государственной охраной. Согласно протокола об административном правонарушении от 22.05.2020 года № 7 местом совершения административного правонарушения является <адрес>
18.03.2020 года в ходе проведенной Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области внеплановой проверки установлено, что ООО «Бизнес-М», являясь собственником части нежилого помещения: этаж №1 площадью 10,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> который является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения «Дом И.И. Зейферт, 1850-е гг.», нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выраженные в ненадлежащем содержании памятника культуры.
Факт совершения юридическим лицом - ООО «Бизнес-М» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается, исследованными в суде материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении №7 от 22.05.2020 года; заданием Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), и выявленных объектов культурного наследия на территории Саратовской области №11 от 16.03.2020 года; актом осмотра объекта культурного наследия от 18.03.2020 года; фото-таблицей объекта культурного наследия от 18.03.2020 года; выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17.03.2020 года.
Указанные доказательства суд считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, в связи с чем, суд принимает их и кладет в основу данного постановления, как доказательства виновности ООО «Бизнес-М» в совершении указанного административного правонарушения.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях юридического лица - ООО «Бизнес-М» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – то есть, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Каких-либо доказательств отсутствия вины ООО «Бизнес-М» в совершении данного административного правонарушения, суду не представлено.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, с учетом диспозиции ч. 1 ст. 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены и подтверждены вышеприведенными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельствам смягчающих и отягчающих административную ответственность суд не усматривает.
Назначая наказание, суд учитывает характер совершенного ООО «Бизнес-М» административного правонарушения, имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о необходимости назначения ООО «Бизнес-М» наказания, предусмотренного санкцией ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Оснований для снижения размера назначенного штрафа суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-М» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Штраф необходимо оплатить по реквизитам: ИНН 7705851331, КПП 770301001, Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч 04951000540), р/счет 40101810500000001901, Банк: Операционный департамент Банка России, г. Москва, 701, БИК 044501002, ОКТМО 45382000, назначение платежа: КБК 05411601071010013140.
Разъяснить обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес-М», что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении шестидесяти дней судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая влечет наложение наказания в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы сроком до 50 часов.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-М» вправе обратиться в суд, вынесший постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, в порядке ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с заявлением об отсрочке или рассрочки его исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья И.Н. Шустова